|
Песнь пятая
Иисус устремился туда, где к небу вздымался 1
Дом снежнобелый, блистая сиянием пестроцветным.
Было ж там благозданных на выгоне влагообильном
Пять проходов под многоколонной террасообразной
Кровлей, опоясанной выгнутым куполом камня 5
Тесаного, над купальнею, в кою любой заболевший
Прыгал по собственной воле, завидя взбурлившую воду,
Ибо в зыбях сей купели всё тело преображалось,
А тепло изгоняло грязь размягченной болезни,
Ведал болезный: целящая влага целителя лучше! 10
Был там и некий болящий у соседнего тока,
Целых восемь он лет терзался и трижды по десять,
Мучимый грозной напастью в теченье времён круговратных;
Тут-то его увидел (лежащего с мукой привычной)
Иисус, обратил на него вниманье, на ложе 15
Вечно лежащем в болезни тяжкой, с ногами сухими.
Молвил ему Владыка, излив милосердное слово:
«Стать не желаешь ли вновь здоровым?» Слабея от боли,
Из болезной груди дыханье едва испуская,
Тот еле слышно ответил медленнодвижимой речью: 20
«О Господине, хожалого нежнолюбивого жажду,
Не появляется вестник, кто б возмущенные токи,
Исступленных зыбей завидя водовороты,
В сей водоём святой меня легко опустил бы!
Только стремлю я стопы, что сухи и неподвижны, 25
Как кто-нибудь тотчас, кто быстрее меня и моложе,
Упреждает из смертных, тот, кто резвее — и сходит
В пену вздыбленную зыбей взбурлившей купели!»
Ободряет Владыка гласом его жизнедарным:
«Встань, и ложе возьми, и ступай, о путник подвижный!» 30
Тут болящий воспрял: оперевшись о почву стопами,
Укрепился, лежанку за плечо перебросил,
Бросился в дом всеприимный стопой, непривычной к движенью,
Неутомимым плечом тяжёлое ложе подъявши.
Это случилось в субботу. Во благокаменном храме 35
Видели Мужа, кого от долгой муки Владыка
Исцелил, быстродейный, болезнь изгоняющим словом.
Спрашивали, кто поднял его властительным гласом,
С ложем восставшего, дабы он в путь мог снова пуститься.
Рек он в ответ послушной и мудрой душою завистным: 40
«Павшего замертво, к жизни от муки меня возвратил он,
Он повелел мне восстать, отправиться снова в дорогу!»
Только люд иудеев упрямый спрашивал снова:
«Кто он, тебе приказавший неустрашимою речью
„Встань от ложа, иди, за плечо забросив лежанку?"» 45
Тот же вовсе не ведал врача своей же болезни.
Тут, увидев, как в храмину каменную он входит,
Напоминая о прежнем грехе, задержавши больного,
Молвил ему Христос реченьем учительным снова:
«Прежде болящий, ты исцелён, смотри же, вдругорядь 50
Уж не греши, ибо нет ничего ужасней болезни».
Дерзкий же вестник и глупый, снова явившись к евреям,
Злобноревнивому люду везде говорил без утайки:
«Только по собственной воле целенье божественным гласом
Иисус совершил и странствовать дал мне возможность 55
С бременем непривычным болезненосного ложа».
Из-за него и евреи ярые с сердцем безумным
На Иисуса гоненья воздвигли у храма святого,
Что до конца субботы стремился это содеять
Он один, невзирая на то, что в день этот смертным 60
Следует воздержаться от всякой земной заботы. 61
..................Негодуя,
Рек Иисус, излив в речении возмущенье: 62
«Действен был Мой Родитель, таков Его способ деянья!
Я же — Дитя Его, так же, как Он, помышляю и дею!»
Из-за того и евреи искали погибели хитрой, 65
Как бы Христа убить, потому что желал Он не только
Благочестивый закон недеянья дневного нарушить,
Но потому, что в теченье праздничного и святого
Дня называл Он Родителем собственным Бога, считая,
Что и Владыки небесного Сам Он дар по обету. 70
Так Иисус промолвил, чему свидетель да будет:
«Собственной волею Сын ничего не творит в этом мире,
Коль не увидит, что это Родитель Собственный деет,
Ибо, сколько ни есть, лишь Родитель вершит все деянья.
То же, Отцу подражая, и Сын Его совершает. 75
Сына любит Отец, и, что бы Тот ни содеял,
Милому Отпрыску явит, на лучшее после укажет,
Дабы дивилися вы ещё свершеньям и большим.
Призывает Отец после гибели к воскрешенью,
Делая полными жизни тела бездвижные смертных. 80
Так же, когда возжелает, и Сын подобное деет,
Всем погибшим добывши для жизни новое тело.
Но никого не судит Отец Мой, ведь Сыну Земному
Дал отдаленное право судить, чтоб смертные люди
Так же, как и Родителя, Сына Его почитали, 85
Прославляли Его, как Отца Небесного славят.
Кто же непостоянен, тот Разуму также Отцову,
Сыну, хвалы не взнесёт, ни Родителю славы с хвалою.
Истинно сбудется, молвлю, истинно и совершенно:
Примет же кто и в ум убеждающее уложенье, 90
Изречения Наши, в Отца всем сердцем поверит,—
Не на грядущий Суд тот придёт, к иному воскреснет
Амвросийному существованью, которое часа
Смертного вовсе не знает — напротив! И вот уж нежданна
Мать новорожденных смертных, пора спасенья от смерти 95
После когда-то приходит, и вот безгласные трупы
Вновь восстают для жизни из безвозвратного дола,
Все они гласу единому, зло отвратившему, внемлют,
Сына возлюбленного Отца жизненосного гласу.
Так же как и Родитель обходит миропорядка 100
Общую матерь-жизнь, от которой и дышат живые,
Так всемогущему Сыну Он дал и заботу о жизни,
Также и высоковластную славу, и почесть святую
Всё судить, что захочет, по праведному уложенью,
Коль жизненосный Сын Человеческий вами почтится; 105
Так что не удивляйтесь, пророчество коли святое
Молвлю вам о грядущем: «Час последний приходит,
Ныне свершился он, ведь мертвые, вместе собравшись,
Внемлют из мест безвозвратных, гробов, пристанища жизни,
Отзвука гласа ждут божественного Иисуса, 110
Отовсюду стекаются, следуя друг за другом.
Снова они ступают на первозданную землю:
Те, кто упорно трудился, ревнуя в вере безгрешной,—
В воскресение жизни бессмертной, а кто сомневался,
В помраченье безумья идя по жизни греховной,— 115
В воскресенье Суда грядущего. Но ведь не смог бы
Я ничего совершить без Отца Небесного воли,
Собственным только судом и желаньем не стану Я деять;
С волей Отцовой лишь только безгрешен Мой суд, ведь великой
Чести Себе не ищу, но славы Родителю только; 120
Не восхваляю Себя, а если только и молвлю
Слово в Своё оправданье, пусть слышащий не поверит!
Нет, не истинны речи Мои, лишь только Я молвлю
Слово в Своё оправданье,— но коль тотчас обо Мне же
Станет свидетельствовать посторонний, — правдиво, Я знаю, 125
Истинно и достоверно слово его; посылайте ж
За Иоанном честным, чреватым пророческим гласом,
Чтобы горного путника порасспросить, своих верных
Тайновидцев, а им он, Богоподобный, ответит
Истины речью честной, неразрывно связанной с правдой, 130
Вечно неложный свидетель. Да, только от уст человека
Смертного Я не приемлю свидетельств, и это Я молвлю,
Все эти речи лишь только евреям, дабы познали
Слово Моё они все,— ведь этим только спасу их.
Оный муж, Иоанн, испускающий мудрости искры, 135
Благочестия светоч истинный, явленный людям.
Вы же в течение лишь одного вихребыстрого мига
В правде свидетельств тотчас омоетесь, данных тем мужем,
Гордые тем, что вы в водах блистающего сиянья,
В Божиих водах; но боле Иоанновой речи 140
Правды ныне имею и провозвестительной молви;
Столькие дива, кои по воле Отца Я содеял,
Сами сильны по себе, — безмолвствуя, словно трубою
Провозвещают они обо Мне, звуча непрерывно;
Но не оставил Родитель Меня в безвестном безмолвье, 145
С неба Меня ниспославший, но мудрым, богоречивым
Благодаря устам, Он свидетельство выслал живое,
Запечатленное на скрижали обоесторонней,
Тот, Кем Я послан сюда; но и ныне божественный облик
Отчий не видите вы и не внемлите Божьим реченьям; 150
В слухе внимающем вечно слова Его не храните;
Вы Посланца Отца, Поборника миропорядка,
Божьего Сына сейчас с Отцом Его также отвергли;
Знаков святых ищите свитков богоречивых,
Там одолеть надейтесь круг времени вечнорастущий 155
Неубывающей жизни; но возвещают писанья
Правду одну лишь и речью толковой сие возглашают,
Словно трубою бессмертной; познав же, вы всё не спешите
С помощью знаков звучащих ко Мне усердно стремиться!
Чести от смертных Я не приемлю, ведь ведаю вашу160
Непримиримость нрава жестокую, вы не храните
К Вседержителю горних высот уваженья с приязнью;
Я же, клича Отцово Имя миропорядку,
К тверди явился,— вы Сына Бога с Отцом не прияли!
Если же кто иной придёт к вам обманноименный, 165
Лживый, на Бога похожий,— лукавого лихоимца
Примете, поражённые, кто-то же только и молвит:
„Праведника изгоняют, лукавого — принимают!"
Как же Меня вам, Сына Бога и Логос, возможно
Чтить, когда вы друг другу славу поёте, не мысля 170
Богу всеродному только искать и славы, и чести?
И не надейтесь, не стану Я обвинителем вашим,
Рот открыв, разглашать пред Отцом всё ваше безумье!
Вас же иной обвинитель в табличках своих порицает,
Первый из всех, — Моисей, законоучитель. И в нём же — 175
Все упованья смиренные; коли его поученья
В неискажённом звучанье храните неколебимо,
То и Мне, уповая, поверите — ведь обо Мне он,
Божий муж написал премудрый,— а коль совершенно
Вы не верите в знаки, что Бог послал мирозданью, 180
Как же воспримете вы, не желая и не подчиняясь,
То, что не писано Мною, тому, что от уст лишь исходит?» 182
Назад Вперед
|
|