ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

218

ПЕРВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

[того], как Христос, Господь наш, явился Пресвятой Деве (см. 299)

Обычная подготовительная молитва.

219

Первое вступление: Повествование о том, как по кончине Христа на кресте, Тело Его осталось отделенным от Души, но неизменно пребывало соединенным с Божеством, и как Его блаженная Душа, по-прежнему соединенная с Божеством, низошла во ад; вывела оттуда души праведных и возвратилась ко гробу; и как [Христос] воскресший явился - с телом и душой - благословенной своей Матери.

220

Второе вступление: Представление места - представить святой гроб, местоположение дома Госпожи нашей, отдельные его комнаты, ту, в которой она живет, молельню и так далее.

221

Третье вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь следует испрашивать благодати, дабы сильно возрадоваться и возвеселиться столь [великой] славе и радости Христа, Господа нашего.

222

Первый, второй и третий пункт будут обычные, как было при [созерцании] Вечери Господней.

223

Четвертый пункт: Рассматривать (considerare) то, как Божество, таившееся во время страданий, теперь столь чудесно является и открывает себя в святейшем Воскресении, через истинные и святейшие Его действия.

224

Пятый пункт: Заметить, как Христос, Господь наш, принимает роль Утешителя; и сравни с этим, как должно [поступать], чтобы утешать друг друга.

225

Окончить одной или несколькими беседами, соответственно содержанию созерцания, и молитвой Отче наш.

226

Первое примечание. В последующих созерцаниях необходимо проходить все тайны [славы] Воскресения до Вознесения включительно, пользуясь способом, указанным ниже, сохраняя на протяжении всей Недели, [посвященной] Воскресению, ту же форму и тот же метод, которые были в Неделю, [посвященную] Страстям Господним. Первое созерцание - Воскресения - должно служить образцом [в том], что касается вступлений, которые должны соответствовать содержанию созерцания; и для четырех пунктов, которые остаются такими же; и [для] добавлений, о которых речь идет ниже; также и во всем остальном, в повторениях, в приложении чувств, в сокращении или продлении [созерцания] тайн, можно руководствоваться методом, данным для Недели, [посвященной] Страстям.

227

Второе примечание. Обыкновенно в эту четвертую Неделю более полезно, нежели в трех предыдущих, совершать только четыре Упражнения, а не пять. Первое - утром, тотчас же после пробуждения; второе - во время литургии или перед обедом, вместо первого повторения; третье - во время вечерни, вместо второго повторения; четвертое - перед ужином, совершая приложение чувств к трем Упражнениям этого дня, останавливаясь и замечая важнейшие части, которыми мы были более тронуты и [благодаря] которым имели духовное утешение.

228

Третье примечание. Хотя во всех созерцаниях указано известное число пунктов - три, пять и так далее, тем не менее созерцающий может их уменьшить или увеличить соответственно тому, что сочтет для себя наилучшим. В таком случае для него будет весьма полезно до начала Упражнений определить желаемое число пунктов.

229а

В эту четвертую Неделю следует изменить следующие (из десяти) добавления: второе, шестое, седьмое и десятое.

Второе: Сразу по пробуждении рассмотреть созерцание, которое предстоит совершить, желая возвеселиться и проникнуться радостью [воскресшего] Господа нашего Иисуса Христа.

229б

Шестое: Вспоминать и думать о вещах, побуждающих к духовному утешению, радости и духовному веселию, как, например, о небе.

229в

Седьмое: Размышлять о радостном свете дня и всем том прекрасном, что приносит нам каждое время года, а именно - прохлада летом; яркое солнце и тепло огня зимой; и все это в той мере, какая поможет душе возрадоваться в нашем Творце и Искупителе.

229г

Десятое: Вместо [дел] покаяния следить только за умеренностью и средней мерой во всем, если нет [в эти дни] церковного поста и воздержания, которые надо всегда соблюдать, если к тому нет серьезных препятствий.

230

СОЗЕРЦАНИЕ РАДИ ОБРЕТЕНИЯ ЛЮБВИ

Вначале необходимо обратить внимание на два обстоятельства.

176

Во-первых, любовь следует вкладывать более в дела, нежели в слова.

Во-вторых, любовь заключается во взаимном общении сторон; то есть - любящий дает любимому и преломляет с ним то, что имеет, или часть того, что имеет, или то, что может [соделать для него], и взаимно - любимый любящему; так, если один имеет знание, то дает его другому, его не имеющему; если же кто [имеет] почести или богатство - делится ими с другим.

Молитва: обычная молитва.

232

Первое вступление: Представление места; здесь увидеть себя предстоящим Богу, Господу нашему, ангелам и Святым, ходатайствующим за меня.

233

Второе вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь просить о внутреннем познании множества благ, полученных от Бога, дабы, познав их, во всех них ты смог бы возлюбить [Его] и служить Его Божественному Величию.

234

Первый пункт: Вспомнить полученные благодеяния - создания, искупления, и дары, по отдельности [мне] данные, взвешивая с глубокой любовью все, что сделал для меня Господь, Бог наш, и сколько Он мне дал из того, что имеет; и, кроме того, как тот же Господь желает дать мне Себя Самого, насколько может, по Своему Божественному изволению. И затем подумать, [углубившись] в себя, разбирая [сообразуясь] с разумом и справедливостью, что я должен буду со своей стороны предложить и дать Его Божественному Величию; именно: все, что мое, и меня самого вместе с этим, и, как желающий принести с великим чувством, [сказать]:

- Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю - все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все сие - Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать, сих будет мне достаточно.

235

Второй пункт: Рассмотри, как Бог обитает в творениях - в стихиях, даруя им бытие, в растениях, даруя им произрастание, в животных, даруя им чувства, в людях, даруя им разумение; и во мне самом, даруя мне бытие, жизнь, чувства и разумение; и, кроме всего прочего, претворяя меня в храм Свой, ибо я был создан по Образу и Подобию Бога Всевышнего.

И вновь размысли в самом себе, соответственно сказанному в первом пункте, или каким-либо другим образом, который тебе покажется наиболее подходящим.

236

Третий пункт: Заметить, как Бог действует и трудится ради тебя во всех вещах, сотворенных на лице земли, являясь как бы тружеником в небесах, в стихиях, в растениях, в злаках земных и так далее, даруя им бытие, [и] сохраняя [их], даруя им произрастание, чувства и так далее. Затем обратись мыслью в себя.

237

Четвертый пункт: Рассмотреть [следующее] - как все блага и дары нисходят свыше, так моя ограниченная сила происходит от наивысшей и бесконечной силы свыше; и таким же образом праведность, доброта, благочестие, милосердие и так далее, подобно тому как от солнца исходят лучи, из источника - струи и тому подобное. В заключение обратиться мыслью в себя, как было сказано выше.

Окончить Беседой и Отче наш.


ТРИ ОБРАЗА СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

Первый образ молитвы относится к десяти заповедям, к семи смертным грехам, к трем силам души и к пяти чувствам тела; этот образ совершения молитвы является не каким-либо видом или родом молитвы, но скорее формой, методом и неким Упражнением для подготовления души, дабы она возрастала и дабы ее молитва стала угодна Богу.

239

Сперва нужно совершить равноценное тому, что указано во втором добавлении второй Недели, а именно: прежде чем начать молитву, необходимо обрести покой в мыслях, - совершать это сидя или прохаживаясь, как тебе покажется лучше, размышляя о том, куда я иду и зачем; и это добавление должно соблюдаться в начале всякого способа совершения молитвы.


[О ЗАПОВЕДЯХ]

240

Затем совершается как бы подготовительная молитва: например, следует просить Господа Бога о благодати познания, в чем я согрешил в десяти заповедях, и о благодати помощи, чтобы исправиться на будущее, просить также о совершенном уразумении этих заповедей, чтобы лучше их хранить ради прославления и восхваления Божественного Величия.

241

Для первого образа совершения молитвы следует рассмотреть и продумать то, как я хранил и в чем нарушал первую заповедь. Приму за правило [следующее]: буду размышлять над этим в течение времени, достаточного для прочтения трех Отче наш и трех Богородице Дево; и если в это время найду какое-либо свое прегрешение, буду просить прощения и отпущения этой вины и прочту Отче наш. И таким способом пройду каждую из десяти заповедей.

242

Следует отметить, что если кто-либо в размышлении дойдет до заповеди, против которой обычно не грешит, то нет необходимости, чтобы задерживался на ней в течение всего указанного времени: но, сообразуясь с большим или меньшим нарушением той или иной заповеди, необходимо согласно этому задержаться на ней, чтобы произвести испытание; таким же образом поступают относительно смертных грехов.

243

Останавливаясь так на всех десяти заповедях, каясь в своих грехах и испрашивая у Господа Бога благодати и помощи для исправления, закончить Беседой с Господом Богом, сообразно содержанию [Упражнения].


[О СМЕРТНЫХ ГРЕХАХ]

244

Что касается семи смертных грехов, то после [указанного] добавления совершается подготовительная молитва - способом, уже указанным, с тем изменением, что здесь речь идет о грехах, которых нужно избегать, а там шла речь о заповедях, которые надлежит сохранять. Подобно предыдущему, здесь сохраняется порядок и правила, уже указанные, а также беседа.

245

Чтобы лучше познать свою виновность в смертных грехах, нужно также рассмотреть им противоположные добродетели, и, чтобы вернее избежать этих грехов, нужно принять решение и постараться стяжать эти семь противоположных добродетелей и через святые Упражнения в них укрепиться.

246

[О ТРЕХ СИЛАХ ДУШИ]

При [размышлении] о трех силах души нужно сохранять тот же порядок и правила, как и при [размышлении] о заповедях, совершая соответствующее дополнение, подготовительную молитву и Беседу.

247

[О ПЯТИ ЧУВСТВАХ ТЕЛА]

Что касается пяти чувств тела, то [здесь] сохраняется все тот же порядок, изменяется лишь содержание.

248

Тот, кто в пользовании своими чувствами хочет подражать Господу нашему Христу, пусть поручит себя в подготовительной молитве Его Божественному Величию; а после рассмотрения каждого чувства прочитает Богородице Дево или Отче наш; если бы кто захотел в пользовании чувствами подражать Пресвятой Деве, то пусть поручит себя Ей в подготовительной молитве, дабы Она испросила эту благодать у Своего Сына; а по рассмотрения каждого чувства пусть прочитает Богородице Дево.

249

ВТОРОЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

состоит в созерцании смысла каждого слова молитвы
250

То же добавление, что в первом способе молитвы, сохраняется и во втором.

251

Подготовительная молитва должна быть соотнесена с лицом, к которому обращено моление.

252

Второй образ совершения молитвы состоит в [следующем]: Стоя на коленях или сидя, сообразно тому, что каждый найдет для себя более удобным, а так же тому, что каждому больше подходит в смысле благоговейного настроения, закрыв глаза или же устремив их в одно место и не обращая их по сторонам, произнести слово Отче; и задержаться на нем столько времени, сколько необходимо для обретения присущих ему смыслов, подобий, ощущений и умилений; и так же поступай относительно каждого слова Отче наш или какой-либо другой молитвы, выбранной для совершения этим способом.

253

Первое правило: Указанным образом в течение целого часа следует пройти всю Молитву Господню; по окончании ее пусть прочтет обычным образом - Богородице Дево; Верую; Душа Христова; Радуйся, Царица.

254

Второе правило: Если случится кому обрести в одном или в двух словах Молитвы Господней богатый материал для размышления, вкус и утешение, то пусть не старается идти далее, хотя бы уже кончалось [положенное] время, когда же оно кончится, прочитать оставшуюся часть Молитвы Господней обычным образом.

255

Третье правило: Если кто на одном или двух словах молитвы Господней задержится на целый час и на другой день захочет вернуться к той же молитве, то пусть прочитает обычным способом слова, [уже разобранные], и начнет размышлять (созерцать) со слова, непосредственно следующего, способом, данным во втором правиле.

256

Нужно заметить, что, окончив Молитву Господню в один или несколько дней, таким же способом следует рассмотреть Богородице Дево и другие молитвы, дабы некоторое время пребывать в Упражнении совершая одну из них.

257

Другое примечание. По окончании молитвы нужно обратиться к тому Лицу, к которому она была направлена, и в немногих словах просить благодати и добродетели, в которых ощущаешь наибольшую потребность.

258

ТРЕТИЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

Ритмичное произнесение молитвы

Добавление то же, что для первого и второго образа совершения молитвы.

Подготовительная молитва - как при втором образе [совершения молитвы].

Третий образ совершения молитвы состоит [в следующем]: соразмерно дыханию молиться умственно, произнося в это время слова Молитвы Господней или иной молитвы, которую читаешь, так чтобы произносить по одному слову, [имеющему самостоятельное значение], между последовательными вдохами; и в течение этого времени обращать особое внимание на значение этого слова, или на Лицо, к которому оно обращено, или на свое ничтожество, или на разницу между величием того Лица и моим ничтожеством; и таким образом прочитать остальные слова Отче Наш, а затем иные молитвы, например: Богородице Дево; Душа Христова; Верую и Радуйся, Царица. Их следует прочитать обычным способом.

259

Первое правило: Если на другой день или в другой час [того же дня] кто-нибудь захочет таким образом молиться, то пусть прочтет Богородице Дево мерным способом, а прочие молитвы - обыкновенным, и так постепенно поступит с иными молитвами.

260

Второе правило: Если кто захочет увеличить пребывание в ритмичном образе моления, может [последовательно] прочитать все вышеупомянутые молитвы или часть их, следуя способу ритмичных вдыханий, как было указано выше.

261

ТАЙНЫ ЖИЗНИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Примечание. Во всех следующих тайнах слова, идущие после двоеточия, взяты из Евангелия. Для каждой тайны в большинстве случаев дано три пункта, чтобы облегчить упражняющемуся размышление или созерцание.


О БЛАГОВЕЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ

повествует святой евангелист Лука, гл. 1, ст. 26-38

Первый пункт: Ангел Гавриил, приветствуя Владычицу нашу, извещает Ее о зачатии Христа Господа нашего. Ангел, войдя к ней, сказал: Радуйся, Благодатная... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына.

Второй пункт: Ангел скрепляет сказанное Владычице нашей, извещая ее о зачатии святого Иоанна Крестителя: Вот и Елизавета, родственница твоя... и она зачала сына в старости своей...

Третий пункт: Владычица наша ответила ангелу: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему.

263

О ПОСЕЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЕЙ НАШЕЙ СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ

повествует святой евангелист Лука, гл. 1, ст. 39-56

Первый пункт: Когда Владычица наша посетила Елизавету, тогда святой Иоанн Креститель, пребывая во чреве матери, почувствовал присутствие Владычицы нашей: Когда Елизавета услышала привет Марии, взыгрался младенец во чреве ее, и Елизавета исполнилась Духа Святого, и воскликнула громким голосом, и сказала - благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего.

Второй пункт: Владычица наша отвечает благодарственной песнью: Величит душа моя Господа.

Третий пункт: Пробыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом свой.

264

О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО,

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 1-14

Первый пункт: Владычица наша и обручник ее Иосиф идут из Назарета в Вифлеем: Пошел также и Иосиф из Галилеи... в Вифлеем... записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была беременна.

Второй пункт: Родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли.

Третий пункт: Внезапно явилось многочисленное воинство небесное... взывающее: Слава в вышних Богу.

265

О ПАСТЫРЯХ

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 8-20

Первый пункт: Рождество Христа, Господа нашего ангелом объявляется пастухам: Возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился вам... Спаситель.

Второй пункт: Пастухи идут в Вифлеем. И, поспешив, пришли и обрели Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях.

Третий пункт: Возвратились пастухи, славя и хваля Бога.

266

ОБ ОБРЕЗАНИИ ГОСПОДНЕМ

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 21

Первый пункт: Обрезание Младенца Иисуса.

Второй пункт: Дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Третий пункт: Возвращают Младенца Матери Его, Которая страдала, взирая на кровь, истекшую из [ран] Ее Сына.

267

О ТРЕХ ЦАРЯХ-ВОЛХВАХ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, ст. 1-12

Первый пункт: Три царя-волхва, следуя за звездой, пришли поклониться Иисусу, говоря: Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Второй пункт: Поклонились Ему и принесли дары. И, пав, поклонились Ему и ...принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Третий пункт: Познав во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.


ОБ ОЧИЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И СРЕТЕНИИ МЛАДЕНЦА ИИСУСА

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 22-39

Первый пункт: [Мария и Иосиф] приносят Младенца Иисуса во храм, дабы представить Его Господу как первородного, и приносят за него две горлицы или двух птенцов голубиных.

Второй пункт: Симеон, придя во храм, взял... и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром.

Третий пункт: Анна, подойдя, славила Господа и говорила о Нем ожидавшим избавления Израиля.


О БЕГСТВЕ В ЕГИПЕТ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, ст. 13-15

Первый пункт: Ирод хотел умертвить Младенца Иисуса и поэтому велел убить младенцев; но до их избиения ангел призвал Иосифа бежать в Египет: Встань, и возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет.

Второй пункт: Иосиф направляется в Египет: Он встал... ночью и пошел в Египет.

Третий пункт: И там был до смерти Ирода.

270

О ТОМ, КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, ВОЗВРАТИЛСЯ ИЗ ЕГИПТА

повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, ст. 19-23

Первый пункт: Ангел извещает Иосифа, дабы вернулся в землю Израилеву: Восстань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву.

Второй пункт: Он встал... и пришел в землю Израилеву.

Третий пункт: Так как в Иудее царствовал Архелай, сын Ирода, то удалился в Назарет.


О ЖИЗНИ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО, ОТ ДВЕНАДЦАТИ ЛЕТ ДО ТРИДЦАТИ

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 51-52

Первый пункт: Был послушен родителям своим: преуспевал в премудрости, и возрасте, и любви.

Второй пункт: По-видимому, занимался ремеслом плотника, как на это указано у святого евангелиста Марка (гл. 6, ст. 3): Не плотник ли Он?


О ПРИШЕСТВИИ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕГО ХРИСТА ВО ХРАМ

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 41-45

Первый пункт: Христос, Господь наш, когда Ему исполнилось двенадцать лет, пришел из Назарета в Иерусалим.

Второй пункт: Христос, Господь наш, остался в Иерусалиме и об этом не знали родители Его.

Третий пункт: Три дня спустя они нашли Его во Храме, сидящим среди учителей и общающимся с ними; а когда спросили Его родители, где Он был, то Он им ответил: Или вы не знали, что должно Мне быть в том, что принадлежит Отцу Моему.


О КРЕЩЕНИИ ХРИСТОВОМ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 3, ст. 13-17

Первый пункт: Христос, Господь наш, попрощавшись с благословенной Матерью Своею, пришел из Назарета к реке Иордану, где находился Св. Иоанн Креститель.

Второй пункт: Святой Иоанн совершил крещение Христа Господа нашего; [но сперва] отказывался от этого, считая себя недостойным крестить Его; Христос же Ему сказал: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду...

Третий пункт: Дух Святый нисшел на Него и был с неба глас Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

274

ОБ ИСКУШЕНИИ ХРИСТА [В ПУСТЫНЕ]

повествуют святой евангелист Лука, гл. 4, ст. 1-13 и святой евангелист Матфей, гл. 4, ст. 1-11

Первый пункт: Христос после крещения удалился в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей.

Второй пункт: Он был трижды искушаем врагом: И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты - Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами... Бросься вниз... Все это дам Тебе, если, павши, поклонишься мне.

Третий пункт: Ангелы приступили и служили Ему.


О ПРИЗВАНИИ АПОСТОЛОВ

Первый пункт: По-видимому, святой Петр и святой Андрей были призваны трижды; сначала к некоторому познанию [Христа], что следует из свидетельства святого Иоанна, гл. 1, [ст. 38-41]; потом к некоему [нерешительному] следованию за Христом, с намерением вернуться к тому, что оставили, как об этом говорит святой Лука, гл. 5; в-третьих, к следованию за Христом, Господом нашим, навсегда (Матфей, гл. 4, ст. 18-20; и Марк, гл. 1, ст. 16-18).

Второй пункт: [Он] призвал Филиппа, как сказано у святого Иоанна (гл. 1), и Матфея, о чем смотри у него самого (гл. 9).

Третий пункт: Призвал остальных апостолов, об особом призвании которых Евангелие не упоминает.

275б

И еще надо рассмотреть иные три обстоятельства: во-первых - насколько апостолы были необразованны и низкого сословия; во-вторых - достоинство [служения], к которому они были столь милостиво призваны; в-третьих - дары и благодати, коими были возвышены над всеми отцами Нового и Ветхого Завета.

276

О ПЕРВОМ ЧУДЕ, СОВЕРШЕННОМ НА БРАКЕ В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ,

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 2, ст. 1-11

Первый пункт: Христос, Господь наш, был приглашен со своими учениками на брак.

Второй пункт: Матерь обращает внимание Сына на недостаток вина, говоря: вина нет у них; и приказывает слугам: что скажет Он вам, сделайте.

Третий пункт: [Христос] превратил воду в вино и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

277

[О ТОМ], КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, ИЗГНАЛ ИЗ ХРАМА ПРОДАЮЩИХ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 2, ст. 13-23

Первый пункт: Сделав бич из вервия, [Христос] выгнал из храма всех торгующих в нем.

Второй пункт: Он опрокинул столы и рассыпал монеты богатых менял, бывших во храме.

Третий пункт: Бедным, продающим голубей, сказал кротко: Уберите это отсюда и дом Отца моего не делайте домом торговли.


О НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ ХРИСТА

повествует святой евангелист Матфей, гл. 5, ст. 1-12

Первый пункт: Обращаясь отдельно к возлюбленным Своим ученикам, Он говорит им о восьми заповедях блаженства: Блаженны нищие духом, кроткие, милостивые, плачущие, алчущие и жаждущие правды, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду.

Второй пункт: Побуждал их хорошо пользоваться своими талантами: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Третий пункт: Объявляет себя не нарушителем закона, а его исполнителем, объясняя заповеди не убивать, не прелюбодействовать, не клясться и о любви к ближнему: Я говорю вам - любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас.

279

[О ТОМ], КАК ХРИСТОС УСМИРИЛ МОРСКУЮ БУРЮ,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 8, ст. 23-27

Первый пункт: В то время как Христос Господь наш почивал на море, поднялась великая буря.

Второй пункт: Ученики, испугавшись, разбудили Его; Он же упрекнул их за слабую веру, которая была у них, и сказал им: Что вы так боязливы, маловеры?

Третий пункт: Запретил ветрам и морю, да перестанут, и они перестали, и настала тишина на море, и люди дивились этому, вопрошая - кто это, что и ветры и море повинуются Ему?


[О ТОМ], КАК ХРИСТОС ШЕЛ ПО МОРЮ,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 15, ст. 22-23

Первый пункт: Христос, отпустив народ, взошел на гору, и приказал ученикам Своим войти в лодку, и, оставшись один, начал молиться.

Второй пункт: Лодку било волнами, Христос же пришел к ней идя по воде; и ученики думали, что это призрак.

Третий пункт: Христос сказал им: Это Я, не бойтесь; [тогда] святой Петр, Его повелением, пошел к Нему, идя по водам, и, усомнившись, стал тонуть; но Христос, Господь наш, спас его и упрекнул его за маловерие, потом вошел в лодку, и ветер утих.

281

[О ТОМ], КАК АПОСТОЛЫ БЫЛИ ПОСЛАНЫ НА ПРОПОВЕДАНИЕ,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 10, ст. 1-16

Первый пункт: Христос призывает возлюбленных Своих учеников и дает им власть изгонять бесов из человеческих тел и исцелять всяческие болезни.

Второй пункт: Наставляет их осторожности и терпению: Вот Я посылаю вас, как овец среди волков; итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Третий пункт: Поучает их, каким образом надо путешествовать: Не берите с собою ни золота, ни серебра; даром получили - даром давайте. Указал им содержание проповедей: Ходя же, проповедуйте, говорите, что приблизилось Царство Небесное.

282

ОБ ОБРАЩЕНИИ МАГДАЛИНЫ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 7, ст. 36-50

Первый пункт: Магдалина, неся в сосуде миро, входит в дом фарисея, где Христос возлежал за столом.

Второй пункт: Стоя за Господом, у ног Его, она начала орошать ноги его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Третий пункт: В то время как фарисей осуждает Магдалину, Христос защищает ее, говоря: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много... Ей же сказал: Вера твоя спасла тебя, иди с миром.

283

[О ТОМ], КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, НАКОРМИЛ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 14, ст. 13-21

Первый пункт: Когда уже стало поздно, ученики просят Христа, дабы отпустил народ, который был с Ним.

Второй пункт: Христос, Господь наш, велел апостолам принести хлебы, [которые у них были], и повелел народу возлечь на траве, и прияв [хлебы], благословил их и преломил и подал их ученикам, ученики же - народу.

Третий пункт: И все ели и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных.

284

О ПРЕОБРАЖЕНИИ ХРИСТОВОМ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 17, ст. 1-9

Первый пункт: Христос, Господь наш, взяв с собой возлюбленных учеников своих Петра, Иакова и Иоанна, преобразился [перед ними], и просветилось лице Его, как солнце, одежды же Его стали белы, как снег.

Второй пункт: Он беседовал с Моисеем и Илией.

Третий пункт: В то время, когда святой Петр говорил о том, что хорошо поставить здесь три шатра, раздался с неба глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте. Ученики, услышав сей глас, испугались и пали ниц; Христос же, Господь наш, коснулся их и сказал: Встаньте и не бойтесь... никому не сказывайте о сем, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых.


О ВОСКРЕШЕНИИ ЛАЗАРЯ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 11, ст. 1-45

Первый пункт: Марфа и Мария сообщают Христу, Господу нашему, о болезни Лазаря; узнав о ней, Христос задерживается на два дня, чтобы чудо было еще более явным.

Второй пункт: Прежде чем воскресить его, Христос требует от обеих, чтобы они имели веру: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, - оживет.

Третий пункт: Иисус прослезился и, сотворив молитву [Отцу], воскресил Лазаря, повелевая: Лазарь, иди вон.

286

О ВЕЧЕРИ В ВИФАНИИ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 6-13

Первый пункт: Господь находится на вечере в доме Симона прокаженного, вместе с Лазарем.

Второй пункт: Мария изливает миро на главу Христа.

Третий пункт: Иуда возмущается, говоря: К чему такая трата [мира]? Но Господь снова заступается за Магдалину, говоря: Что смущаете женщину; она доброе дело сделала для Меня.


О ВЕРБНОМ ВОСКРЕСЕНИИ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 21, ст. 1-17

Первый пункт: Господь посылает учеников привести ослицу и осленка, говоря: Отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу, и тотчас пошлет их.

Второй пункт: Господь сел на ослицу, покрытую одеждами апостолов.

Третий пункт: Народ вышел навстречу, постилая на пути одежды и ветви деревьев и восклицая: Осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних.


О ПРОПОВЕДАНИИ ВО ХРАМЕ

повествует святой евангелист Лука, гл. 19, ст. 47-48

Первый пункт: [Христос] учил ежедневно во храме.

Второй пункт: Окончив проповедь, Он возвращался в Вифанию, так как в Иерусалиме не было никого, чтобы принять Его.


О ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 20-30; святой евангелист Иоанн, гл. 13, ст. 1-30

Первый пункт: Христос вкушает пасхального агнца со Своими двенадцатью апостолами и предвещает им Свою смерть: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Второй пункт: Начав со святого Петра, Он умыл ноги своим ученикам, даже Иуде. Петр же, видя величие Господа и свое собственное ничтожество, не хотел соглашаться, говоря: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Но апостол Петр не знал, что Господь этим давал пример смирения; и потому Иисус сказал: Ибо Я даю вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Третий пункт: Господь установил святейшую жертву Евхаристии, в знак своей великой любви, говоря: Примите, ядите. После вечери Иуда вышел, чтобы продать Христа, Господа нашего.

290

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ВЕЧЕРИ ДО САДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 30-46; святой евангелист Марк, гл. 14, ст. 27-42

Первый пункт: Господь, совершив вечерю и воспев песнь, отправился к горе Елеонской со своими учениками, полными страха. И оставил восемь из них в Гефсимании, сказав: Посидите тут, пока я пойду, помолюсь там.

Второй пункт: Взяв с собой святого Петра, святого Иакова и святого Иоанна, трижды молился, говоря: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И, быв в борении, прилежнее молился.

Третий пункт: И пришел в такой страх, что сказал: Душа Моя скорбит смертельно. - И кровью потел столь обильно, что святой евангелист Лука говорит: и был пот Его, как капли крови, падающие на землю, что заставляет предполагать, что одежды Его были полны кровью.


О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ САДА ДО ДОМА АННЫ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 47-58, 69-70; святой евангелист Марк, гл. 14, ст. 43-54 и 66-68; святой евангелист Лука, гл. 22, ст. 47-57

Первый пункт: Господь попускает Иуде поцеловать Его; и быть взятым, как разбойник, теми, которым сказал: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня. Всякий день бывал Я с вами в храме и уча - и вы не брали Меня. - Когда же Он сказал им: Кого ищете? - враги Его пали ниц.

Второй пункт: Апостол Петр ранил одного из слуг первосвященника, но кроткий Господь сказал ему: Возврати меч твой в его место, - и исцелил рану слуги.

Третий пункт: Христа, оставленного учениками, ведут к Анне, где святой Петр, следовавший за Ним издалека, отрекся от Него первый раз; Христа же служитель ударил в щеку, говоря: Так отвечаешь Ты первосвященнику?


О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА АННЫ ДО ДОМА КАИАФЫ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 57-75

Первый пункт: Связанного Христа ведут от дома Анны к дому Каиафы; святой Петр дважды отрекается от Него; но, когда Господь взглянул на него, то он, выйдя вон, плакал горько.

Второй пункт: Господь всю эту ночь оставался связанным.

Третий пункт: Державшие Его связанным издевались над Ним, ударяли Его, закрывали Ему лицо, давали пощечины и спрашивали - прореки нам, Христос, кто Тебя ударил? - и тому подобные кощунства творили над Ним.


О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА КАИАФЫ ДО ДОМА ПИЛАТА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 27, ст. 1-2, 11-26; святой евангелист Лука, гл. 23, ст. 1-5, 13-25; святой евангелист Марк, гл. 15, ст. 1-15

Первый пункт: Все множество иудеев ведет Его к Пилату, перед которым обвиняют Его, говоря: Мы нашли, что Он совращает народ наш и запрещает давать подать кесарю.

Второй пункт: После этого Пилат снова вопросил Его и затем еще раз, а затем сказал: Я не нахожу никакой вины в этом Человеке.

Третий пункт: И предпочтен был Ему Варавва разбойник: закричали все, говоря - не Его, но Варавву.


О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ПИЛАТА ДО ДОМА ИРОДА,

повествует святой евангелист Лука, гл. 23, ст. 6-11

Первый пункт: Пилат послал Иисуса Галилеянина к Ироду, правителю Галилеи.

Второй пункт: Ирод много расспрашивал Его с любопытством, но Он не ответил ему ни слова, хотя книжники и фарисеи не переставали обвинять Его.

Третий пункт: Ирод со своими воинами, унизив Его, облек Его в белую одежду.


О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ИРОДА ДО ДОМА ПИЛАТА,

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 27, ст. 26-30; святой евангелист Лука, гл. 23, ст. 11-26, 32; святой евангелист Марк, гл. 15, ст. 15-20; святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 1-6

Первый пункт: Ирод отослал Его обратно к Пилату, и поэтому Ирод и Пилат стали друзьями, прежде же были во вражде друг с другом.

Второй пункт: Пилат взял Иисуса и предал на бичевание, а воины сделали венец из терния, возложили на главу Его, и облекли в ризу багряную, и подходили к Нему, говоря: Радуйся, Царь Иудейский, и били Его по ланитам.

Третий пункт: Вывел Его Пилат на всеобщее обозрение; тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице, и сказал им Пилат - се, Человек! - и, когда увидели Его первосвященники, то закричали, говоря - распни, распни Его!


О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ПИЛАТА ДО РАСПЯТИЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 13-22

Первый пункт: Пилат сидя, как судья, предал им Иисуса на распятие, после того как иудеи отреклись от него, как от своего царя, говоря - нет у нас царя, кроме кесаря.

Второй пункт: Христос нес крест на своих плечах, и так как не мог его нести, то принудили Симона Киринейского, да несет его вслед за Иисусом.

Третий пункт: Распяли Его между двумя разбойниками, установив [на кресте] надпись: Иисус Назорей, Царь Иудейский.


О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ НА КРЕСТЕ,

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 23-37

Первый пункт: Христос на кресте произнес семь слов - молился за распявших Его, простил разбойника, поручил святого Иоанна Матери Своей и Свою Матерь святому Иоанну, громко произнес слова: Жажду - и дали Ему желчь и уксус; сказал, что Он оставлен Отцом; сказал: Совершилось! - и еще: Отче, в руки Твои предаю дух Мой.

Второй пункт: Солнце померкло, камни раскололись, могилы открылись, завеса храма разорвалась надвое - сверху донизу.

Третий пункт: Хулят Его, говоря: Эй! разрушающий храм... сойди с креста; разделили одежды Его; из Его бока, пронзенного копьем, истекла кровь и вода.


О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ КРЕСТА ДО ПОГРЕБЕНИЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 38-42

Первый пункт: Христос был снят со креста Иосифом [Аримафейским] и Никодимом, в присутствии Его скорбящей Матери.

Второй пункт: Тело было отнесено ко гробу, помазано ароматами и погребено.

Третий пункт: Была поставлена стража.


О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО, И О ПЕРВОМ ЯВЛЕНИИ ЕГО

Христос явился Пресвятой Деве Марии; хотя Священное Писание об этом не говорит, но можно это считать сказанным, когда повествуется о явлениях Его многим другим; Священное Писание предполагает, что мы имеем разумение, так вопрошая: Неужели вы еще не разумеете? (Матфей, гл. 15, ст. 16.)

300

О ВТОРОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Марк, гл. 16, ст. 1-11

Первый пункт: Ранним утром идут ко гробу Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея и говорят между собою - кто отвалит нам камень от двери гроба?

Второй пункт: Они видят отваленный камень и ангела, который глаголет [им] - Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес. Его нет здесь.

Третий пункт: Христос явился Марии Магдалине, оставшейся у гроба, когда другие уже отошли.

301

О ТРЕТЬЕМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 28, ст. 8-10

Первый пункт: Эти Марии исходят из гроба со страхом и радостию великой, желая возвестить ученикам Воскресение Господа.

Второй пункт: Христос, Господь наш, явился им на пути, сказав: Радуйтесь. Они же, приступив, припали к ногам Его и поклонились Ему.

Третий пункт: Иисус сказал им: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

302

О ЧЕТВЕРТОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Лука, гл. 26, ст. 9-12, 33-34

Первый пункт: Святой Петр, услышав от жен о Воскресении Христа, поспешил ко гробу.

Второй пункт: Войдя во гроб, увидел одни пелены, коими обернуто было Тело Христа, Господа нашего, и ничего больше.

Третий пункт: В то время, когда святой Петр размышлял о случившемся, явился ему Христос; посему апостолы свидетельствовали: Господь истинно воскрес и явился Симону.

303

О ПЯТОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Лука, гл. 24, ст. 13-33, 35

Первый пункт: Явился ученикам, которые шли в Эммаус и беседовали о Христе.

Второй пункт: Он упрекает их, доказывая по Писаниям, что Христос должен был умереть и воскреснуть: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и пойти в славу Свою?

Третий пункт: По их просьбе Он остановился здесь [в Эммаусе], а затем, причастив их, стал невидим. И они, возвратившись, сообщили апостолам о том, как познали Его в причастии.

304

О ШЕСТОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 20, ст. 19-23

Первый пункт: Ученики, кроме святого Фомы, были вместе - страха ради иудейского.

Второй пункт: Явился им Христос, хотя двери были заперты, и, став посреди их, сказал: Мир вам.

Третий пункт: Подает им Духа Святого, глаголя им: Примите Духа Святого... кому простите грехи, отпустятся им.

305

О СЕДЬМОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 20, ст. 24-29

Первый пункт: Святой Фома, не уверовавший, так как не был при предыдущем явлении, сказал: Если не увижу... не поверю...

Второй пункт: Восемь дней спустя Иисус снова является им [апостолам], когда двери были заперты, и говорит святому Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри... и не будь неверующим, но верующим.

Третий пункт: Святой Фома обретает веру и восклицает: Господь мой и Бог мой! - Христос ему отвечает: Блаженны не видевшие и уверовавшие.

306

О ВОСЬМОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 21, ст. 1-17

Первый пункт: Иисус является семи своим ученикам, которые в продолжение всей ночи ловили рыбу и ничего не поймали; но, закинув сеть по Его приказанию, не могли вытащить сети от множества рыбы.

Второй пункт: Благодаря этому чуду святой Иоанн узнал Христа и сказал святому Петру: Это Господь. Петр же бросился в море и пришел ко Христу.

Третий пункт: Христос дал им есть часть печеной рыбы и мед в сотах. Петру, после троекратного вопроса о любви, [Он] поручил овец своих и сказал ему: Паси овец Моих.

307

О ДЕВЯТОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 27, ст. 16-20

Первый пункт: По приказанию Господа ученики идут к горе Фавор.

Второй пункт: Христос является им и говорит: Дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Третий пункт: Посылает их в мир проповедывать, глаголя: Идя, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

308

О ДЕСЯТОМ ЯВЛЕНИИ

повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15, ст. 6-7

Потом явился более нежели пятистам братий в одно время.

309

ОБ ОДИННАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ

повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15, ст. 7

Потом явился Иакову.

310

О ДВЕНАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ

Явился Иосифу Аримафейскому, как [о том] можно благочестиво полагать и читать в Житиях святых.

311

О ТРИНАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ

повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15, ст. 8

По вознесении явился апостолу Павлу: После всех явился и мне как некоему извергу. Явился также душою святым Отцам в преисподней, а после того, как вывел их оттуда, и по соединении своей души с телом неоднократно являлся ученикам и беседовал с ними.

312

О ВОЗНЕСЕНИИ ГОСПОДА НАШЕГО ХРИСТА

повествуется в Деяниях апостолов, гл. 1, ст. 1-12

Первый пункт: После того как в продолжение сорока дней Христос являлся апостолам, соделывая многие доказательства и знамения, и беседовал с ними о Царствии Божием, Он приказал им ожидать в Иерусалиме обещанного Святого Духа.

Второй пункт: Возвел их на гору Елеонскую, и в присутствии их вознесся, и облако закрыло Его от очей их.

Третий пункт: В то время, когда смотрели они на небо, ангелы сказали им: Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Назад   Вперед