ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
[ПЕРВЫЙ ДЕНЬ]
190
ПЕРВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
Оно
совершается в полночь: как Христос, Господь наш, отправился из Вифании
в Иерусалим на последнюю Вечерю, (см. 289). [Это
созерцание] содержит подготовительную молитву, три вступления, шесть
пунктов и одну беседу
Обычная подготовительная молитва.
191
Первое вступление: Вспомнить содержание - как Христос Господь
наш послал двух учеников своих из Вифании в Иерусалим, чтобы приготовили
Вечерю; как затем Сам пришел на нее с другими учениками; и как, после
вкушения пасхального Агнца и после Вечери, Он омыл ноги своим ученикам
и преподал им святейшее Свое Тело и драгоценнейшую Свою Кровь; как
беседовал с ними, после того как ушел Иуда, дабы предать своего Господа.
192
Второе вступление: Представление места. Здесь рассмотреть
дорогу от Вифании до Иерусалима: широкая она или узкая, ровная ли
и тому подобное; также представить себе горницу для Вечери, большая
ли она или нет, и какого она вида.
193
Третье вступление: Просить о том, чего желаешь. Здесь следует
[просить] о печали, сокрушении и стыде, так как именно за твои грехи
Господь идет на страдания.
194
Первый пункт: Увидеть участников Вечери, и, обращаясь [мыслью]
в себя, постараться извлечь из этого какую-либо пользу.
Второй пункт: Слушать то, что они говорят, и подобным же образом
постараться извлечь из этого какую-либо пользу.
Третий пункт: Смотреть на то, что они совершают, и извлечь
из этого какую-либо пользу.
195
Четвертый пункт: Подумать [над тем], что Господь наш претерпевает
своим человечеством или что хочет претерпеть сообразно той части страданий,
о которых размышляю; и тогда начать с великим прилежанием побуждать
себя к сокрушению, скорби и слезам, и таким же образом потрудиться
и в последующих пунктах.
196
Пятый пункт: Обратить внимание на то, что Божество таится
[во время страстей], а именно - имея мощь уничтожить врагов своих,
этого не делает и попускает [Своему] Святейшему Человечеству столь
ужасно страдать.
197
Шестой пункт: Понять, что все это Господь терпит за мои грехи
и так далее и что я [сам] должен делать и терпеть ради Него.
198
Закончить беседою с Иисусом Христом, Господом нашим, и молитвою Отче
наш.
199
Необходимо иметь в виду, как отчасти было уже сказано выше, что в
беседах следует рассуждать и просить сообразно с темой [размышления],
соответственно тому, находится ли кто в искушении или в утешении;
хочет ли иметь ту или иную добродетель; желает ли себя склонить в
ту или иную сторону; желает ли обрести печаль или радость, сообразно
предмету созерцания; прося единственно того, что наиболее усиленно
желает достигнуть. Таким образом, можно совершить либо только одну
беседу с Иисусом Христом, либо, если само размышление или усердие
к тому побуждает, совершить их три: одну с Богоматерью, другую с [Ее
Божественным] Сыном, третью с [Богом] Отцом, в той форме, которая
указана во второй Неделе, в размышлении о Двух знаменах и в
примечании, помещенном в конце размышления о Трех Мужах.
200
ВТОРОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
на
рассвете - [событий, совершившихся] после Тайной Вечери до Гефсиманского
сада включительно
Обычная подготовительная молитва.
201
Первое вступление: Содержание - как Господь наш Иисус Христос
спустился со своими одиннадцатью учениками с горы Сион, где совершил
Вечерю [и направился] в долину Иосафата, как оставил восемь из них
в долине и троих в одной из частей сада; и погрузился в молитву, и
был пот Его, как капли крови, падающие на землю; и после, как трижды
помолился Отцу и пробудил от сна троих своих учеников; и как от гласа
Его поверглись ниц враги; и как Иуда поцеловал Его, и как святой Петр
отсек Малху ухо, которое Господь [прикосновением] водворил на место;
как, наконец, взят был, подобно разбойнику, и как повели Его обратно
через долину, и оттуда под гору и вверх до дома Анны [первосвященника].
202
Второе вступление: Представление места - здесь рассмотреть
дорогу от горы Сион в долину Иосафата, также к [Гефсиманскому] саду,
широкая ли она, длинная ли, имеет ли такой вид или иной.
203
Третье вступление: Просить о том, чего желаешь, [того], что
подобает просить во время [размышления] о Страстях, то есть о печали
со Христом, полным скорби, о сокрушении с изнемогающим Христом, о
слезах, о внутреннем страдании [при мысли] о толиких страданиях, которые
Христос переносит ради нас.
204
В этом втором созерцании после подготовительной молитвы и трех указанных
вступлений сохраняется та же последовательность пунктов и бесед, как
и в первом созерцании Вечери. Во время литургии и вечерни делаются
два повторения первого и второго созерцаний, а перед ужином - приложение
чувств к этим двум созерцаниям, всегда начиная с подготовительной
молитвы и с трех вступлений, согласно с содержанием, сохраняя форму
и указания, данные во второй Неделе.
205
Сообразно тому, насколько возраст, темперамент и здоровье упражняющегося
позволят, он должен ежедневно совершать пять Упражнений или менее.
206а
В эту третью Неделю нужно изменить второе и шестое добавления. Второе
[будет] таким: сразу по пробуждении, вопрошая себя, куда иду и зачем,
вспомнить вкратце созерцание [данной тайны], которое хочу совершить,
и постараюсь, вставая и одеваясь, возбудить в себе сострадание и печаль
о столь великой скорби и страданиях Христа, Господа нашего.
206б
Шестое добавление изменится так: не возбуждать [в себе] приятных
мыслей, хотя бы добрых и святых, как, например, о Воскресении и о
небе, но, напротив, настраивать себя на печаль, скорбь и сокрушение,
часто поминать труды и скорби Христа, Господа нашего, которые Он перенес
от рождения до Тайны Страстей, о которой теперь размышляю.
207
Частичное испытание совести, относящееся к [исполнению] Духовных
Упражнений и данных добавлений, должно совершаться так, как это происходило
на предыдущей Неделе.
208а
ВТОРОЙ ДЕНЬ
В полночь
будет созерцание того, что происходило после Гефсиманского сада и
до дома Анны включительно (см. 291); на рассвете
- от дома Анны до дома Каиафы включительно (см. 292);
после чего - два обычных повторения и приложение чувств способом,
указанным выше
208б
ТРЕТИЙ ДЕНЬ
В полночь
- от дома Каиафы до Пилата включительно (см. 293);
на рассвете - от Пилата до дворца Ирода включительно (см. 294);
после чего обычные повторения и приложение чувств способом, уже указанным
выше
208в
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ
В полночь
- от Ирода к Пилату (см. 295), созерцая также половину
тайн, происшедших в доме Пилата; затем во время Упражнения, совершаемого
на рассвете, созерцаются остальные тайны, происходящие там же; после
чего - повторения и приложение чувств, как о том сказано выше
208г
ПЯТЫЙ ДЕНЬ
В полночь
- от дома Пилата до распятия на кресте (см. 296);
на рассвете - от воздвижения его на кресте до кончины Господа Иисуса
(см. 297); после чего два обычных повторения и
приложение чувств
208д
ШЕСТОЙ ДЕНЬ
В полночь
- от снятия со креста до положения во гробе (см. 298);
на заре - от погребения до [возвращения в] дом, в котором сокрылась
Владычица наша после погребения ее Сына
208е
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ
Созерцание
всех Страстей [Христовых] во время Упражнений в полночь и на рассвете
Вместо двух повторений и приложений чувств в течение всего этого
дня думать, по возможности чаще, о том, как святейшее тело Христа,
Господа нашего, пребывало отделенным от души, где и как оно было погребено;
представить себе также одиночество, великую скорбь и истощание Владычицы
нашей; и, с другой стороны, - одиночество учеников.
209а
[Примечание.] Нужно заметить, что если кто захочет продлить время
размышления о Страстях Господних, то должен взять на каждое созерцание
меньшую часть тайн, например для первого созерцания - только Вечерю;
на второе - омовение ног; на третье - причащение апостолов; на четвертое
- беседу Христа с учениками; и так [поступать] в иных созерцаниях
и тайнах.
Затем, окончив созерцания Страстей Господних, посвятить весь день
первой части Страданий, а следующий день - другой части; а в третий
день [взять] все Страдания.
209б
Напротив, если кто пожелает сократить время созерцания Страстей Господних,
то пусть возьмет в полночь - Вечерю, на рассвете - сад [Гефсиманский];
во время литургии - дом Анны; около вечерни - дом Каиафы; перед ужином
- дом Пилата; так чтобы, не совершая повторения и приложения чувств,
делать ежедневно пять различных Упражнений, и каждое из них сопрячь
с отдельной тайной Христа, Господа нашего. Окончив таким образом [созерцание]
всех Страстей [Христовых], можно на следующий день созерцать всю совокупность
их в одном Упражнении или в нескольких, смотря по тому, что окажется
более [способным] принести [духовный] плод.
ПРАВИЛА,
[позволяющие]
в будущем стяжать порядок [умеренность] в еде
210
Первое правило: От хлеба можно менее воздерживаться, ибо это
пища, которая обычно не вызывает особой жадности или искушения, в
отличие от иных родов пищи.
211
Второе правило: Что касается пития, то, по-видимому, тут более
надлежит соблюдать умеренность, нежели в употреблении хлеба, - поэтому
нужно строго различать, что полезно, и этим пользоваться, и что вредно,
чтобы от этого отказываться.
212
Третье правило: Что касается иных кушаний, то надо хранить
большую и более целостную воздержанность, ибо здесь [скорейшая причина]
неумеренности и сильнейшее искушение чувствами. эту воздержанность
в пище, во избежание неумеренности, можно в себе воспитать двумя способами:
во-первых, приучаясь есть более простую пищу, во-вторых, употребляя
более изысканную пищу в малом количестве.
213
Четвертое правило: Тот, кто будет более ограничивать себя
в необходимой пище, остерегаясь при этом подвергнуть организм ослаблению,
тем скорее дойдет до нормы, которой должен придерживаться в пище и
питии. И это по двум причинам: во-первых, потому, что таким образом
себе помогающий и себя приспособляющий часто ощущает большее внутреннее
просвещение, утешения и божественные вдохновения, которые укажут соответствующую
среднюю меру; во-вторых, если человек будет видеть, что при таковом
воздержании у него не будет ни телесных сил, ни способности к Духовным
Упражнениям, то легко оценит меру, которая ему необходима для поддержания
плоти.
214
Пятое правило: Во время еды взирай [умственными очами] на
Христа, Господа нашего, вкушающего со своими апостолами; на то, как
Он пьет, как смотрит, как говорит; и старайся Ему уподобляться так,
чтобы ум более был занят размышлением о Господе нашем и менее поддержанием
тела; этим достигнешь лучшего способа и порядка, которыми ты должен
руководствоваться.
215
Шестое правило: Иной раз, когда ешь, можешь заняться и иным
размышлением - или о жизни святых, или о благочестивом созерцании,
или о каком-либо духовном деле, которое тебе надлежит сделать, ибо
тогда внимание, в них углубленное, менее воспримет наслаждение и ощущение
пищи телесной.
216
Седьмое правило: Прежде всего надо остерегаться, чтобы ум
не был целиком занят едой и чтобы не было в еде торопливости из жадности,
но необходимо господствовать над собой как в способе еды, так и в
ее количестве.
217
Восьмое правило: Чтобы устранить [всякую] неупорядоченность
[в еде], весьма полезно, если после обеда или ужина, либо в иное время,
когда не ощущаешь желания есть, назначить себе соответственную меру
на ближайший обед или ужин и придерживаться ее ежедневно, не изменяя
[ее] ни из-за страсти, ни из-за искушения; но, напротив того, чтобы
лучше победить всякое неупорядоченное желание и искушение врага, если
искушает съесть больше, съесть меньше установленного.
Назад Вперед
|