ГЛАВА XI
ОБ ОБОНЯНИИ476

Обоняние происходит через посредство ноздрей477, а совершается в оконечностях передних желудочков головного мозга. Эти желудочки, будучи по природе паровидными, легко воспринимают испарения478. Ведь и выше было сказано, что каждый орган чувств воспринимает свойственные ему объекты в силу некоторого сходства и сродства с ними479. Однако, в обонянии не бывает так, как в других органах чувств, что головной мозг посылает от себя чувствительный нерв, но сам мозг своими оконечностями исполняет роль нервов и воспринимает впечатления запахов480. Родовое различие испарений (запахов) есть благоухание, зловоние и (нечто) среднее между ними — ни благовонное, ни зловонное481. Благоухание происходит тогда, когда влага, находящаяся482 в телах, распределена (смешана) хорошо483 — если же посредственно, то получается средний запах484 — а более плохое распределение или же совершенное отсутствие его производит зловоние485.

ГЛАВА XII
О СПОСОБНОСТИ МЫШЛЕНИЯ486

Итак, что касается способности представления, то мы по возможности кратко и достаточно выяснили ее значение, органы, виды487, их сходство и различие. Мыслительной же способности свойственны — вообще — суждения, убеждения488, уклонения (от деятельности489 и стремления490), в частности — познание действительности491, добродетели, науки и основания искусств, способность обсуждения и свободного выбора. Эта же способность (т.е. διανοητικόν) посредством сновидений, предсказывает нам будущее492; ее одну только пифагорейцы, следуя евреям, называют истинным источником прорицания493. Органом ее служит средний желудочек головного мозга и находящаяся в нем "психическая пневма"494.

ГЛАВА XIII
О СПОСОБНОСТИ ПОМНИТЬ495

Μνημονευτικον есть причина и источник496 памяти и воспоминания. Память, по определению Оригена497, есть представление (φαντασία), оставленное каким-либо чувством498, проявляющимся в деятельности, а по определению Платона499 — сохранение воспринятого и чувством, и мышлением500. В самом деле, душа воспринимает чувственное через посредство органов внешних чувств и (таким образом) возникает мнение501, а умопостигаемое — через посредство ума и образуется понятие502. И таким образом, всякий раз, как она сохраняет образы (τύπους) и того, о чем503 составила мнение, и того, что постигла мышлением, говорится, что она помнит. Но здесь Платон говорит, по-видимому, не о мышлении (созерцании) в собственном смысле, а о размышлении504. Действительное, чувственное удерживается в памяти само по себе, а мыслимое505 — по ассоциации (с ним), так как память о том, что мыслится (των διανοητών), возникает из предшествующего представления506; собственно же умопостигаемое (τα κυρίως νοητά) мы помним тогда, если что изучили или узнали; о сущности же этого памяти мы не имеем, потому что восприятие умопостигаемого возникает не из предшествующего представления, но из научения или прирожденного знания507. Если же словом "помнить" мы обозначаем то, что прежде видели или слышали, или узнали другим каким-либо образом, а прежнее относится к прошедшему времени, то очевидно, что памяти подлежит бывшее и исчезнувшее, соединенное (смежное) во времени508. Хотя память касается отсутствующего, но, конечно, не вызывается отсутствующим509.

Воспоминание бывает тогда, когда память прерывается забвением. Воспоминание есть восстановление ослабевшей памяти510. А происходит это ослабление511 вследствие забвения; забвение же есть утрата памяти512, но или навсегда, или на время; в последнем случае и бывает воспоминание. Есть еще другой род воспоминания, относящегося не к забвению знаний, приобретенных посредством внешних чувств и мышления, но к прирожденным понятиям (φυσικών εννοιών). Врожденными же мы называем те понятия, которые присущи всем без научения (от природы), как, например, идея бытия Божия513. Такое воспоминание Платон называет воспоминанием идей514. А что такое идея, об этом мы скажем впоследствии515.

Итак516, способность представления передает мыслительной способности восприятия внешних чувств517; способность же мышления, или рассудок, приняв и обсудив это, отсылает способности памяти. Органом последней служит задний желудочек головного мозга, который называют еще мозжечком518, и находящаяся в нем (т.е. в мозгу) "психическая пневма".

А так как519 мы признали началом и корнями ощущений передние желудочки головного мозга, способности мышления — средний (желудочек), а памяти — задний, то необходимо доказать, что это действительно так, чтобы не казалось, что мы без всякого разумного основания верим сказанному520. Наиболее достаточное доказательство этого заимствуется из самой деятельности частей521 (мозга). Действительно, если каким-либо образом повреждаются передние желудочки головного мозга, то затрудняется деятельность внешних чувств, но способность мышления еще остается неповрежденной; когда же страдает один только средний желудочек — нарушается правильность мышления, а органы чувств сохраняют свои природные ощущение. Если же страдают и передние, и средний желудочки, то расстраивается рассудок вместе с внешними чувствами. А когда страдает мозжечок522, то исчезает только523 память, тогда как деятельность внешних чувств и мышления нисколько не повреждается. Если же вместе с передними желудочками страдают от чего-либо524 и средний, и задний, то одновременно расстраиваются и ощущения, и рассудок, и память, причем, и все живое существо подвергается опасности погибнуть. Это бывает очевидно при многоразличных болезнях и припадках, особенно же при сумасшествии. Действительно, некоторые из страдающих этой болезнью, при расстройстве одной только мыслительной способности, вполне сохраняют внешние чувства. Таким именно Гален525 изображает одного сумасшедшего, который — во время работы у него некоего шерстоделателя (ткача) — встал526 и, схватив стеклянные сосуды, стремительно приблизился к окнам и спросил присутствующих, называя каждый сосуд по имени, не желают ли они, чтобы сосуды были брошены вниз; когда же присутствующие изъявили свое согласие, он, прежде всего, бросил поодиночке все сосуды, а затем спросил присутствующих — не желают ли они, чтобы был брошен и ткач; когда же те, приняв это за детскую шутку, сказали на этом основании, что желают, он, схватив ткача, бросил его сверху вниз. Этот сумасшедший был здоров внешними чувствами: ведь он знал (различал), что вот это — сосуды, а то — ткач, но рассудок у него был расстроен527. Иные же увлекаются пустым представлением (призраком), думая, что видят то, чего на самом деле не видят528, тогда как об остальном рассуждают здраво: у них бывают повреждены только передние желудочки (мозга), в то время как средний остается здоровым. Вообще, теми страданиями, каким подвергается каждый член (орган), затрудняются его функции; живое существо становится неспособным к той именно деятельности, исполнять которую от природы предназначен страдающий член, как, например, боль ноги препятствует нам гулять, потому что эту деятельность исполняет нога.

ГЛАВА XIV
О ВНУТРЕННЕМ СЛОВЕ И ПРОИЗНОСИМОМ529

Выше изложено одно деление психических способностей, сообразно которому разделяются и некоторые органы530 тела. Но есть еще другое деление разумной души — деление по другому способу — на так называемые внутреннее слово и произносимое531. Внутреннее слово (ένδιάθετος λόγος) есть движение души, происходящее в рассудке — без всякого внешнего выражения532. Отсюда, мы часто и молча ведем с самими собой целое рассуждение, а также разговариваем во время сновидений: по этой способности преимущественно мы все считаемся разумными, и именно — не столько по слову произносимому533, сколько по внутреннему. Ведь и глухонемые от рождения, и потерявшие голос по причине какой-нибудь болезни или страсти нисколько не менее разумны. Слово же произносимое (προφορικός λόγος) проявляется534 в звуке и разговорах. Органы звука (голоса) многочисленны — именно: внутренние межреберные мышцы, грудная клетка, легкие, дыхательное горло535 и гортань, особенно — хрящевые части этих последних, возвратные нервы, язычок536 и все мускулы, движущие эти части, являются органами произношения. Орган речи — рот: в нем именно складывается, образуется и как бы формируется речь, причем, язык и надгортанник537 играют роль плектра538, небо — литавры539, зубы и различные открытия рта исполняют назначение струн, как в лире: принимает здесь некоторое участие и нос, способствуя благозвучию или какафонии540, что бывает очевидно при пении.

ГЛАВА XV
ИНОЕ ДЕЛЕНИЕ ДУШИ541

Разделяют542 душу еще и иначе по способностям, видам, или частям, именно: на растительную, которая называется вместе питающей и возвращающей (силой)543, на чувствующую (ощущающую) и мыслящую. Об органах каждой из них частью уже говорилось, частью же будет сказано ниже. Стоик Зенон полагает, что душа состоит из восьми частей, и разделяет ее на главное начало (τό ήγεμοικόν), пять чувств, способность речи и силу производительную544. Но философ Панеций совершенно справедливо считает способность речи545 частью (проявлением) способности произвольного движения, а силу производительную — не психической, а физической способностью546. Аристотель в "Физике" говорит, что существует пять частей (видов) души: начало растительное, начало ощущающее, начало движения в пространстве, начало желания (стремления) и начало мыслящее547. Под растительной (частью души) он разумеет силу питающую, способствующую росту, рождающую, производящую и образующую тела; растительную же он называет еще питающей, давая название целому по его наилучшей части, то есть — силе питающей, от которой зависят и остальные части растительной души. Так Аристотель учит в "Физике". В "Этике" же он разделяет душу на два главных и основных вида: на разумную и неразумную. А неразумную душу он, в свою очередь, подразделяет на подчиняющуюся разуму и неповинующуюся ему548. Относительно разумной души говорилось выше, — относительно же неразумной будем рассуждать теперь.

Примечания

476 В D.1 в начале (как и в предыдущей главе) дается дополнительное определение обоняния как чувства, действующего при посредстве особой "пневмы", находящейся в ноздрях.
477 Con. добавляет: "transmittentes ad .cerebrum evaporationes", т.е. "отсылающих пары к головному мозгу". Это прибавление читается в соответствующем месте у Дамаскина, который буквально заимствует у Немесия почти всю настоящую главу (ibidem "стр. 89—90 по рус. пер.).
478 Такое объяснение физиологического процесса обоняния заимствовано Немесием буквально у Галена из De Hippocrat. et Platonis decretis, VII, 5, 628 (см. Domanski, S. 113).
479 Ср. современную теорию "специфической энергии чувств". См. выше — в главе VI, стр. 76—77 по Ant. изд.
480 Буквально: "принимает передачу паров" (τήν τών ατμών άνάδοσιν). У Немесия понятия пара и запаха передаются одним словом — ατμός (пар), потому что, как поясняет Гален, "сущность (субстанция) запахов составляет пар". Galen, De Hippocrat. et Platon. decretis, VII, 6: άτμός γαρ ή όδμών ουσία.
481 Подобным образом различаются виды запахов у Аристотеля De artima, II, 9, особенно § 4 и у Платона "Тимей" 67 А.
482 У пер.: влаги, находящиеся — ред.
483 Буквально: "совершенно сварены" (άκριβώς ττεφθεντων).
484 Буквально: "среднее состояние", т.е. обонятельное ощущение безразличного тона.
485 На этом Немесий оканчивает рассмотрение ощущений отдельных органов чувств. В духе Немесия рассуждает о функциях внешних органов чувств и о специальных объектах каждого чувства Ioan. Philopon в De opificio mundi, pag. 227, 5 sqq. Св. Григорий Нисский об отдельных ощущениях внешних чувств как об элементах, из которых слагается умственная деятельность, рассуждает в сочинении "Об устроении человека", гл. 10-я и др.
486 Общее заглавие: "Περί τού διανοητικού". — De cogitatione. В изд. Con. начин. 6-я гл. 4-й книги: "De viribus interioribus, imaginativa, cogitativa et memorativa".
487 Буквально — части, τα μόρια.
488 Συγκατάθεσις — термин стоический.
489 Τής πράξεως добавлено у св. Дамаскина, который целиком заимствует эту главу у Немесия (см. Damasceni Orthodoxae fidei accurata explicatio, по изд. Basileae, 1548, cap. 19, p. 136). У него же к άποφυγαί прибавлено еще синонимическое понятие αί άφορμοί (как противоположность к ορμή). Άποφυγαί Damanski переводит словом Widerstreben, что значит собственно противодействие (S. 81).
490 Т.е., к деятельности; у Дамаскина прибавлено ιτρός τήν πραξιν (ibid.).
491 Буквально, "понятия о существующем"; у Дамаскина вм. τών όντων стоит των νοντών (умопостигаемое). Все эти функции мыслительной способности Немесий определяет не без влияния стоиков; по замечанию Phitarch'a (Op. cit. IV, 21), "стоики самой высшей частью души считают ήγεμονικόν и приписывают ей τάς φαντασιας καί συγκαταθέσεις και αισθήσεις καί ορμάς И называют ее λογισμόν".
492 Ср. Григория Нисского "Об устроении человека", гл. 13. Здесь св. Григорий проводит различие между естественными сновидениями как неточными "пророчествами ума", иногда предугадывающими будущее, и сверхъестественными пророческими сновидениями.
493 У пер.: прорицалищем — ред.
494 По Григорию Нисскому мыслительная сила (ум) не ограничивается какой-либо частью тела, но соприсуща всему телу, однако так, что не объемлется ни одной его частью (ibid., главы 12, 14 и 15).
495 Общее название: "Περί τόύ μνημονευτικού" — De memoria. У св. Дамаскина глава 20-я (Op. cit.) с тем же заглавием представляет сначала буквальное воспроизведение XIII главы трактата Немесия, а дальше — довольно близкий к тексту перифраз.
496 Буквально "хранилище", ταμεΐον.
497 Matth. (Var. lectiones, p. 202) вместо Оригена ставит здесь имя Аристотеля на основании D. 1, хотя такого определения памяти буквально нет и у Аристотеля. Впрочем, аристотелевские определения памяти здесь ближе подходят: см. особенно определение в De memoria et reminisc. cap. 2, pag. 717 (в конце).
498 У Дамаскина здесь добавлено και νοήσεως (и мышлением).
499 Определение Платона в "Филебе" стр. ЗЗЕ-34В.
500 Буквально: "сохранение и чувства, и мышления", т.е., знания, полученного посредством внешних чувств из опыта, и путем мыслительной деятельности (точнее, по Платону, созерцания, νοήσεως ).
501 Δόξα, иначе — представление, по Платону — неистинное и недействительное знание о предметах внешнего мира, основанное на субъективных и недостоверных показаниях внешних чувств.
502 Νόησις, поскольку оно здесь противополагается δόξα, может означать, по Платону, действительное знание, созерцание идей. По связи речи νόησις переводят в данном случае словом "мышление" (пер. А. Бронзова — И. Дамаскин "Точное изложение православной веры"), но и наш перевод (более точный) не противоречит этому, так как понятие есть продукт мышления, а по Платону идея — продукт чистого созерцания.
503 Т.е., "тех вещей, о которых"... и т.д.
504 Ού τήν κυρίως νόησιν, άλλα την διανόησιν. Διανόησιζ — мышление, посредствуемое эмпирическим материалом (ср. выше: гл. III, примеч. 2 стр. 67.
505 Вместо τά νοητά (в отличие от κυρίως νοητά) в D. 1., А. 2 и А. 3 стоит яснее — τα διανοητά.
506 Закон смежности представлений в сознании по отношениям (ассоциациям) пространства или времени. Мысль — очень ясно проведенная у Aristotle в De memoria et reminiscentia, cap. i, pag. 715.
507 Φυσικής εννοίας; иначе — из врожденных понятий, по Платону — идей. См. ниже: примеч. 7
508 Так определяется объект памяти и закон смежности во времени у Aristotle De memoria et reminiscentia, cap. 1, p. 714 и cap. 3, p. 618 sqq.
509 Эта мысль служит предметом обстоятельного исследования у Аристотеля в De memoria et reminiscentia, где 2-я глава имеет такое заглавие "Разрешение недоумения, каким образом происходит память об отсутствующем".
510 Ср.: Aristotle, Op. cit., cap. 3, pag. 718.
511 Έξίτηλος может означать еще исчезновение; мы переводим здесь (как и в предыдущем предложении) ослабление — применительно к учению новейшей психологии, не признающей абсолютного забвения, хотя, впрочем, Немесий допускает его, как видно из дальнейшего.
512 Ср. Platon в Pbaedon'e, cap. 20, p. 75 Ε: λήθη—επιστήμης αποβολή, а в Pbileb. pag. 33 Ε: εστί γαρ λήθη μνήμης έξοδος. Между прочим, в лат. Ant. здесь вместо αποβολή (потеря) стоит amissio (ослабление).
513 Φυσικοί έννοιαι напоминает стоическое κοιναί έννοιαι, общие понятия, присущие всем, но не врожденные.
514 Учение Платона о знании, как припоминании, с особой ясностью изложено в "Меноне" 81 С—86 С; ср. "Федон" 72 Е—76 С. Ср. Philopon, Op. cit., pag. 288, 5 sqq.
515 Исполнения этого обещания в книге Немесия мы не находим; однако, это еще на дает достаточных оснований думать, что трактат Немесия не сохранился целиком.
516 Здесь Немесий, несколько отступая от предмета речи, рисует цельную картину интеллектуального психического процесса на основании рассмотренных выше отдельных элементов его.
517 Неясное выражение — τά φαινόμενα (внешние явления) передано точнее у Дамаскина: διά τών αίσθήσεων αντιλαμβανόμενον (т.е. то φανταστικον) τών υλών (материальные предметы), Damasceni, Op. cit., Basileae, 1548 an., pag. 137.
518 Греч, παρεγκεφαλίδα καί παρεγκρανίδα (синонимы) означают заднюю часть головного мозга. В лат. Ant. оставлено без перевода. В лат. пер. у Дамаскина по изд. Basileae, 1548 an. стоит "occipitium" (буквально: "затылок"). На этом, между прочим, Дамаскин заканчивает главу о памяти, опуская дальнейшие рассуждения Немесия.
519 У Con. здесь начинается 7-я глава 4-й книги: "Quo pacto variis modis laedantur sensus interiores"... etc.
520 У Gall, читаем здесь замечание: "Наес apud Galenum habentur in lib. de oculo". Это подтверждает и издатель Охоп. в своих annot., pag. 392 по изд. Matth. Действительно, дальше Немесий приводит доказательства из данных галеновской патологии. О том же рассуждает Гален и в De locis affect. IV, 1 (см. Domanski, Op. cit. S. 90, прим. 3). Св. Григорий Нисский, допуская зависимость деятельности разумных сил души, в частности, ума, от телесных состояний и приводя те же галеновские доводы из данных патологии, все-таки настаивает, что "бестелесная природа не объемлется какими-либо местными очертаниями" ("Об устройстве человека", глава 12); ср. выше: примеч. 8 к XII главе на стр 102. Расстройство ума и даже сумасшествие — φρενΐτις-, — о котором дальше рассуждает Немесий по Галену, по мнению св. Григория Нисского, не могут служить доказательством того, что органом или местопребыванием мыслительной силы служит головной мозг ("Об устроении человека", глава 12, стр. 113 по рус. пер., Москва, 1861 г.).
521 У пер.: частиц — ред.
522 В лат. Ant. "задний желудочек".
523 У пер.: одна — ред.
524 Буквально: "если... приключится что-нибудь (πάθη τι)"... и т.д.
525 Galeni, De locis affectis, cap. II.
526 У Галена в соответствующем месте добавлено: άπό τής κλίνης (с кровати).
527 Буквально с греческого: "но он болел мыслительной способностью".
528 Другой пример, указывающий на ненормальную деятельность внешних чувств, — именно — на галлюцинации.
529 Общее заглавие: "Περί τού ευδιάθετου λόγου καί του προφορικού" — De ratione et oratione" ("О размышлении и речи"). Vall. — De ratiocinatione et prolatione. У Bigne: Animae rationalis facilitates praecipuae. В код. D. 1 на полях находим такую классификацию душевных сил и способностей, имеющую отношение, скорее, к следующей (XV) главе: "Душа разделяется на то λογικόν и άλογον. Тό λογικον (в свою очередь разделяется) на силы (δυνάμεις), части (μέρη) и виды (είδη). Силы ( способности): тό λογιστικόν, тό φανταότικον, тό μνημονευτικόν, тό διανοητικόν, тό δοξαστικόν. Части: ό λογισμός·, ό θυμός, ή επιθυμία. Виды: тό ξωτικόν, тό θρεπτικόν, тό αίσθητικόν, тό όρεκτικόν" (Matth. Var. lectiones et animadv. pag. 208).
530 Буквально — части (греч. μέρη).
531 Начало такому делению положили стояки: см. Sext. Empir. Pyrrh. Hypoth. I, 65: "τούτου δέ (т.е. λόγου) ό μέν έστίν ένδιάθετος, ό δέ προφορικός"; cp. Plato — Soph. 263 Ε. (Domanski Die Psychologie des Nemesius, SS. 76 und 81). Это деление дает Иоанну Филопону некоторое основание для рассуждений об образе и подобии Божием в человеке, когда он опровергает мнение тех, которые полагают, что человек "создан по образу Сына", так как Сын есть "образ Бога невидимого", Логос, открывающий нам Отца, подобно тому, как наше слово открывает другим наши мысли... См. Ioan. Philoponi De opificio mundi. lib. VII, cap. 5, pag. 238. Lips. 1897.
532 Буквально с греч.: "без какого-либо восклицания" (έκφωνήσεως).
533 Т.е. — по способности речи.
534 Буквально: "проявляет свою деятельность" (ένέργειαυ)... Здесь И. Дамаскин оканчивает главу "О слове внутреннем и произносимом" (ibid. гл. 21-я), взятую им у Немесия.
535 Буквально: шероховатая артерия, αρτηρία τραχεία, arteria aspera, trachea.
536 Вм. γλωττίς в A. 3 и Ох. правильнее: ή έττιγλωττίς, надгортанный хрящ.
537 Γαργαρεων = gurgulio.
538 Πλήκτρον — палочка для удара по инструменту, смычок.
539 В лат.: "инструмента, издающего звук".
540 Чтение Ant. καλλιφωνία, вм. κακοφωνία не может быть одобрено (Matth. Var. lectiones, p. 210).
541 Заглавие в гл. кодексах обычное: " 'Ετέρα διαίρεσις τής ψυχής". Β изд. Con. начинается 8-я глава 4-й книги: "Dividit vires animat", etc.
542 Немесий не указывает, кому принадлежит эта классификация. Систематические деления см.: Aristotle De anima, II, 2—3 гл.
543 Некоторое затруднение представляет фраза eis то φυτικού, о юн θρεπτκόν καί παθηπκον καλείται. По замечанию Matth,, вм. παθητικον лучше читать αυξητικού, как у Aristotle в Ethic. Nicomach. I, 7 и 13, потому что то φυτικον, свойственное и животным, и растениям, не может быть названо παθητικόν (см. Matth, Var. lectiones, pag. 211).
544 Тό σπερματικού — способность (сила) образования спермы, отсюда — сила производительная, называемая иначе то γεννητικόν (см. гл. 25). О классификации Зенона и стояков см. Plutarchus De placit. pbilosoph., IV, 4 и Oxon. pag. 392 у Matth.
545 Φωνητικον— точнее — способность издавать звуки вообще (особенно по отношению ко всем животным).
546 Буквально: "(считает) частью не души, а природы".
547 См. Aristotle De anima, lib. II, cap. 3, §§ 1—2, ср. lib. III, cap. 9.
548 Aristotle Etbic. Nicomacb., I, 13. И у Платона во многих местах встречаем то же деление (см., например, "Тимей", pag. 69 D—70 В). Немесий, по-видимому, усваивает у Аристотеля особенно это последнее деление, потому что сообразно с ним ведет свое дальнейшее исследование. Основное деление разумной души, приведенное Немесием выше (глава V), наш философ мог заимствовать у Галена, который делил τό ηγεμονικόν на φανταστικόν, διανοητικόν и μνημονευτικόν (Domanski, Op. cit. S. 73 со ссылкой на Siebeck'a S. 498). — Все указанные в настоящей (XV) главе классификации, принадлежащие большей частью Аристотелю, заимствует из трактата Немесия св. И. Дамаскин ("Точное изложение православной веры", стр. 83—84 по рус. пер.). Св. Григорий Нисский и Климент Александрийский тоже перенимают (у пер.: усвояют — ред) у Платона и Аристотеля вышеуказанные деления сил и способностей души: см. Григорий Нисский "Об устроении человека" гл. 8-я в Clement Alexandr. Paedagog, lib. III cap. 1; Stromat., lib. III, cap. 10; cp. VII, 4; cp. VI, 16.

Назад   Вперед