Указатель названий книг
АРУХ (ивр. "Словарь") -
самый первый по времени словарь терминов Талмуда и Мидраша. Его автор - раби
Натан бен Йехиэль из Рима (1035-1110?) - глава
йешивы, талмудист и лексикограф. Этот
фундаментальный труд сохранил свое выдающееся значение и
сегодня.
ГАЛАХОТ ГДОЛОТ (ивр. "Большие
законы Торы") - труд, представляющий собой резюме галахических
частей ТАЛМУДА (см.), один из первых подобного рода. Его автор - р.Шимон
Каяра (IX в.), живший в Двуречье в эпоху
Г АО
НО В (см.).
ГЕМАРА (арам, завершение учения) - см.
ТАЛМУД.
КЕСЕФ МИШНЭ (ивр. "Двойное
серебро") - комментарий рабейну Йосефа Каро
(1488-1575), одного из величайших авторитетов Г
АЛ АХИ (см.), к труду РАМБАМА
(см.) "Мишнэ-Тора", в котором
вскрываются источники постановлений Рамбама и, в частности, даются ответы на
"Примечания-возражения" РААВАДА
(см.).
МАГИД МИШНЭ (ивр. "Второй
вестник") - другой комментарий рабейну Йосефа Каро (1488-1575) к труду Рамбама
"Мишнэ-Тора" (см. КЕСЕФ МИШНЭ).
МЕГИЛАТ-ЭСТЕР (мвр."Свиток
Эстер"), или просто МЕГИЛА ("Свиток") - одна из книг ТАНАХА (см.),
относящаяся к его части "Ктувим". В ней рассказывается о событиях, связанных с
праздником ПУРИМ (см.). Одна из
заповедей, которые надлежит исполнять в этот праздник, - читать Мегилат-Эсгпер (или слушать ее чтение) дважды: вечером, с
наступлением праздника, и утром следующего дня.
МИДРАШ РАБА - см. МИДРАШ.
МИШНА (ивр. повторение) - в широком смысле часть Устной
Торы, кодекс законов (см. ГАЛАХА),
записанный в III в. н.э. по инициативе и под
руководством р. Йегуды Ганаси, тогдашнего духовного руководителя народа
Израиля. Мишна (в широком смысле слова, с заглавной буквы в нашем переводе)
состоит из шести разделов, включающих ряд трактатов, делящихся на главы,
которые, в свою очередь, подразделены на более мелкие части. Каждая из них
представляет собой изложение одного или нескольких законов, связанных общей
темой. Это - мишна в узком смысле слова (с маленькой буквы в
нашем переводе).
МЛЕХЕТ ШЛОМО (ивр. "Работа
Шломо") - комментарий к Мишне раби Шломо Адени
(1567-1625?). Уроженец Йемена, р.Шломо прожил жизнь в Стране Израиля в страшной
нищете, в сплошных несчастьях и страданиях, непрерывно, однако, занимаясь Торой.
Его труд (работа над которым заняла более 30 лет) имеет огромное значение как
для правильного понимания смысла Мишны, так и для определения ГАЛАХИ (см.). В частности, он оказал неоценимую
помощь для выяснения точного текста Мишны, поскольку р.Шломо работал с рукописями, впоследствии
исчезнувшими.
ТАЛМУД ЙЕРУШАЛМИ, или просто
ЙЕРУШАЛМИ - см.
ТАЛМУД.
ТАЛМУД (ивр. "Учение") -
свод Устной Торы. Состоит из МИШНЫ (см.), излагающей ГАЛАХУ (см.), и Гемары - обширного комментария к
Мишне, исследующего, в частности, ее происхождение из текста Письменной Торы.
Имеются два варианта Талмуда: Талмуд Йерушалми ("Иерусалимский") создан в Стране Израиля в
IV в. н.э., Талмуд Бавли ("Вавилонский") - в Двуречье в VI в. н.э.
ТАНАХ - еврейское название
Письменной Торы (см. ТОРА), являющееся
аббревиатурой названий трех ее основных частей: собственно ТОРА (или
Пятикнижие), НЕВИИМ (Пророки) и КТУВИМ (Писания).
ТИФЭРЕТ ИСРАЭЛЬ (ивр. "Краса
Израиля") - выдающийся комментарий к Мишне, написанный раби Исраэлем Лифшицем (1782-1860), одним из виднейших раввинов Германии. В нем,
в частности, заново объясняются трудные для понимания места Мишны и разъясняется
ГАЛАХА (см.).
ТИШБИ - сочинение р.Элиягу Галеви Бахура
Ашкенази (1468-1549), замечательного грамматика, лингвиста и первопечатника
еврейских книг. По его инициативе были основаны первые еврейские типографии в
Венеции и Риме, в которых издавались его книги. Слово "Тишби" намекает на имя автора, так как является
прозвищем пророка Элиягу; сумма числовых
значений составляющих его еврейских букв - 712
и представляет оно толковый словарь 712 корней
слов, встречающихся в ТАНАХЕ (см.) и ТАЛМУДЕ
(см.).
ТОРА (ивр. "Учение",
"Указание") - в широком смысле слова откровение, дарованное Всевышним народу
Израиля. Есть Письменная Тора и Устная Тора, до II-III в.н.э. передававшаяся из поколения в поколение только
в устной традиции (см. МИШНА). В узком смысле слова Тора - это
Пятикнижие, записанное Моше-рабейну по указаниям Всевышнего, являющееся основой
всей Торы в широком смысле - и Письменной, и
Устной.
ТОРАТ-КОГАНИМ
(мер."Учение
когенов") -
талмудическое название третьей книги Пятикнижия (см.ГОРЛ) - "Ваикра". Оно
отражает тот факт, что в основном она посвящена изложению законов, связанных с
работой КОГЕНОВ (см.): о жертвоприношениях, о РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЕ
(см.) и т.п.
ТОСАФОТ (ивр. "Дополнения")
- комментарии к Талмуду Бавли (см. ТАЛМУД), дополняющие ранее созданный
комментарий РАШИ (см.); созданы в XII-XIV вв. в странах Западной
Европы.
ТОСФОТ ЙОМТОВ (ивр.
"Дополнения Йомтова") - комментарий к
Мишне, дополняющий комментарий БАРТАНУРЫ
(см.). Создан р. Йомтовом-Липманом
Геллером (1579-1654) - выдающимся талмудистом,
кабалистом и
поэтом, возглавлявшим ряд еврейских общин Восточной Европы (в частности, Праги и
Кракова) в тяжелейшие времена Тридцатилетней войны и хмельницщины.
ТОСФОТ РАБИ АКИВЫ ЭЙГЕРА - комментарии к Талмуду Бавли (см.
ТАЛМУД), принадлежащие р. А.Эйгеру (1761-1837) - раввину и главе йешивы
г. Познани (совр. Польша), одному из
крупнейших авторитетов Г АЛ АХИ (см.) последнего
времени.
ТУРЕЙ ЭВЕН (ивр. "Ряды
камней") - комментарий к трактатам "Хагига" и
"Мегила" из Талмуда Бавли (см. ТАЛМУД),
принадлежащий р.Арье-Лейбу Гинцбургу (1695-1785), раввину г. Меца (совр. Франция),
автору галахического труда "Шаагат-арье"
("Львиный рык").
ХУМАШ (ивр. "Пятикнижие") -
издание Торы с огласовкой и знаками кантилляции.
ШИТАТ РЙБАБ (ивр. "Система
взглядов Рибаба") - комментарий к РИФУ
(см.). Его автор - р.Йегуда бен Берехья
(конец XII - нач. XIII в.в.), один из так. наз."мудрецов Прованса".
ШУЛХАН АРУХ (ивр."Накрытый
стол") - кодекс законов Торы, созданный рабейну Йосефом Каро (1488-1575), одним из величайших авторитетов Г АЛ АХИ (см.).
Он состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена определенному кругу
законов, близких по содержанию. Первая часть, "Орах хаим"
("Жизненный путь"), излагает законы повседневной жизни; вторая, "Йорэ деа"
("Вразумление") - законы о кашерности пищи и запреты, сопровождающие еврейский
образ жизни; третья, "Эвен гаэзер" ("Столп помощи"), перечисляет законы о семейной жизни; четвертая,
"Хошен мишпат" ("Основа правосудия") посвящена юридическим
проблемам. Кодекс "Шулхан арух" принят всем народом Израиля в качестве основного,
наиболее авторитетного источника законов Торы.
Назад Вперед
|