Слово третье
Император:
Знай, Ксен, что ты вызываешь лидийца
на равнину. Следует тебе, однако же,
понять, что о природе Троицы никто
не только из людей, но из херувимов
и серафимов вообще ничего не знает.
Как очень мудро сказал один человек,
Бога трудно помыслить, выразить же
в словах невозможно. Поскольку же я
обещал тебе сказать, насколько это
в моих силах, о вочеловечении Сына
Божия, то, когда буду об этом
говорить, тогда и о божественном
Духе по возможности с тобой
побеседую. Много здесь такого, о чем
трудно вести речь, а еще больше
вовсе невыразимого. Об Отце же
излишне было бы рассуждать: хоть и
неправильно понимая. Богом вы Его
все же признаете.
Ксен: Здесь
вновь, царь, возникает некое иное,
почти нестерпимое недоумение, о
котором я и раньше говорил: едва ли
кто-нибудь скажет, что вы, живущие
как язычники, или какие бы то ни
было другие люди, почитаете Бога
надлежащим образом, а не мы, дети
Авраама, Исаака и Иакова, ученики
Моисея и хранители Закона.
Император: И
это, Ксен, наряду с прочим я хорошо
разъясню тебе с Божьей помощью. А
теперь хочу напомнить тебе, что вы с
твердой уверенностью называете
себя израилитами. Нас же ты обвинил
в том, что мы гордимся чужими
именами, ибо так называем себя. Я
скажу тебе больше, чем того требует
соперничество из-за имени.
"Израиль"
означает "Ум, зрящий Бога",
значит, с полным правом Израилем
могут называться те, кто
умственными очами благочестиво
созерцает Бога. Мы якобы
несправедливо называемся
израилитами наравне с вами, детьми
Иакова, который был назван также и
Израилем (Быт. 32, 28), поскольку не
от него выводим свой род, и тем
более Израилем. Но я бы уверенно
сказал, что вы утратили это имя с
тех пор, как разгневали на себя Бога,
отступили от Него и были Им
оставлены из-за нечестия вашего и
той великой дерзости с крестом
против Сына Божия, всемирного
Спасителя, на которую вы отважились.
Ему, однако же, подобало пострадать
плотью ради всеобщего спасения, и
Он пострадал. Жалкие же и достойные
слез, ибо будучи умом, зрящим Бога,
вы затемнили и омрачили свой ум
следом за
первым тем отступником, дьяволом,
израилитами вы, как я сказал,
называться, пожалуй, можете, но
никак не Израилем. Нам же, детям — в
этом твой упрек — идолопоклонников,
по справедливости можно сказать,
подобает и быть им и называться, а
также "уделом наследования" (Втор.
32, 9) Богу, святыми и наследниками
царства Божия, потому что благодаря
вере во Христа и омовению пакибытия
(Тит. 3, 5), т. е. божественному
крещению, мы стали умом, взирающим
на Бога, стать каковым и тебя вновь
молю и часто молил бы, чтобы
открылись твои душевные очи и ты
получил бы от Бога настоящее знание
истины.
Поскольку же я
обратился к тебе с мольбой
возвратиться в прежнее достоинство,
справедливо было бы, думаю,
объяснить тебе и смысл мольбы. Ведь
некие большие и более совершенные
блага, чем твои великие прародители,
которыми ты хвалишься, прибудут
тебе, если ты послушаешь меня и
примешь омовение пакибытия. Те,
хотя велики и были умом, зрящим Бога,
еще не имели совершенного знания о
Христе. Хотя, можно сказать, при
жизни они Его проповедовали, хотя и
не совершенно и не чисто, а умерев,
благодаря Ему или, скорее, от Него
надеялись получить для своих душ
свободу от ада. Но, как я сказал, они
были велики, будучи еще
несовершенны, испытывая нужду в
знании. Потому ведь и Христос
говорил своим
ученикам: "Многие пророки и цари
желали видеть, что вы видите, и не
видели, и слышать, что вы слышите, и
не слышали" [Лк. 10, 24}. И не
только те были несовершенны, но и
сами ученики Спасителя, ежедневно с
Ним бывшие и непрерывным учением
возводившиеся и изменявшиеся к
лучшему, — даже они до страдания и
смерти их учителя Христа не имели
совершенного знания. А после этого,
я имею в виду — страсти и
воскресения, на них сошел
божественный и пресвятой Дух и
наставил их в сверхъестественном и
совершенном знании. Каковым
разумом обогатившись при жизни,
если кто-нибудь захочет потянуться
к тому, который люди воспримут при
втором пришествии Христовом, с
избытком получит его больше. А ведь
сами получившие свободу в аду
божественные отцы, даже они,
видевшие низвержение дьявольской
тирании, совершенного знания не
получили.
Я это тебе
рассказал, чтобы ты понял, что у
тебя будут большие блага, нежели у
тех, кто следует за отцами, если ты
станешь последователем
апостольского учения и знания,
которому, как сказано, свойственно
совершенство.
Ксен: Больше
всего из того, что ты, царь,
использовал в своем слове,
затронуло меня сказанное о кресте.
Кажется совершенной нелепостью,
более других невероятной, что то,
что было придумано, чтобы губить
людей, для величайшего и, я бы
сказал, постыднейшего из наказаний,
оказалось для многих других людей и
для самого Иисуса, которого вы
именуете Христом-Мессией, некоей
причиной жизни непрерывной, как вы
говорите, а кое для кого и
совершенного знания.
Император:
Хоть и обещал я тебе, Ксен, в свое
время ясными словами рассказать о
вочеловечении Христа, но еще время
мне не кажется подходящим. Когда же
до этого дойдет речь, тогда-то. о
том, о чем ты спрашиваешь, я
обязательно поговорю.
А сейчас, думаю,
хорошо будет немного разобраться с
опресноками. Как ты помнишь, ты
обвинил нас и в том, что вопреки
преданию боговидца Моисея мы не
едим их и не считаемся с этим так же,
как с субботами и постами,
совершенно ниспровергая тем самым
данный Богом Закон. О постах
неразумно будет искать что-либо,
помимо Исайи, он же сказал: "Так
говорит Господь: взывай громко, не
удерживайся; возвысь голос твой
подобно трубе и укажи народу моему
на грехи его, и дому Иаковлеву на
беззакония его. Они день ото дня
ищут меня и хотят знать пути мои,
как бы народ, поступающий праведно
и не оставляющий суда Бога своего;
они вопрошают меня о суде праведном
и желают приближения к Богу, говоря:
Мы постились, а ты не видишь,
смирили души свои, а ты не знаешь. Но
ведь в дни постов ваших вы
стараетесь исполнять желания ваши
и всех подвластных вам уязвляете.
Если вы поститесь во время ссор и
распрей, бия кулаками смиренных,
для чего вы поститесь: чтобы голос
ваш был услышан сегодня в крике? Не
такой пост я избрал, а день, в
который томит человек душу свою.
Если не преклонишь, как под ярмом,
шею свою и не подстелешь под себя
рубище и пепел, то не называйте это
постом и днем, угодным Господу. Не
такой пост я избрал, говорит
Господь, но: разорви всякую
неправедную связь, развяжи узлы
хищнических сделок, отпусти
угнетенных на свободу и всякий несправедливый
документ разорви; раздели с
голодным хлеб твой и скитающихся
бедных введи в дом свой; когда
увидишь нагого, одень его и
единокровного твоего не презри.
Тогда рано вспыхнет свет твой, и
одежды твои скоро воссияют, и
пойдет пред тобою правда твоя, и
слава Божия покроет тебя. Тогда ты
воззовешь, и Бог услышит тебя; ты
еще будешь говорить, а Он скажет:
Вот Я пришел. И если ты отвергнешь
связь, рукоприкладство, слово
ропота, дашь голодному хлеб от души
твоей и наполнишь душу смирением,
тогда воссияет во тьме свет твой и
тьма твоя будет, как полдень; и
будет Бог с тобою всегда" (Ис. 58. 1—11).
Видишь, каков
ответ Божий на твое обвинение
против нас, что мы не соблюдаем ваши
посты и что не просто, но с гневом
отвергает Он их и гнушается ими и
говорит, что любит другой вид поста
— как раз тот, которому учит
Евангелие, то есть любовь (см. 1 Кор.
13. 1—8, 13), милость (см. Мф. 9, 13),
оставление долгов (см. Мф. 18, 33—34) и
прочее, что он перечислил по
порядку и назвал благой жертвой,
угодной Богу? Таким постом научены
поститься христиане и такие,
приятные Богу, жертвы приносить, а
не ваши, ненавистные Богу, как
говорит Исайя (1. 11—14), и Богом отверженные.
Бог ведь не придает значения самому
названию поста, но проверяет,
правильно ли он выполняется. Ибо
часто одно и то же происходит по
разным причинам и судится Богом не
одинаково. Скажем, например, три
отрока в Вавилоне (см. Дан. 1), a если
хочешь, и Маккавеи (см. 2 Макк. 1)
были мучимы. Но ведь никого из
многого множества человекоубийц и
прочих злодеев мы не поносим и не
принимаем за одно только то, что
люди мучились. Только делаемый
каждым человеком выбор мы либо
порицаем, либо хвалим: за
свойственное одним злонравие и за
свойственные другим мужество и
твердость в соблюдении отеческих
законов. Соответственно этому,
вашим постам не подобает
называться божественными,
поскольку Бог через пророка ясно
сказал, что они Ему в высшей степени
отвратительны и Он отворачивается
от них. Кто же настолько наивен,
чтобы любить то, от чего Бог
отворачивается?
Я бы стал напрасно
тратить время, говоря еще и о
праздниках и субботах, потому что
вместе с Другими вопросами,
касающимися Закона, мы решили и эти.
А ты утверждал, что нет иного пути
быть благочестивым, как соблюдать
их согласно преданию Моисея. Такое
убеждение и превратное
представление о вере христиан не от
чего другого у вас происходит, как
от нежелания возвыситься до смысла
слов и дел и от приверженности
голой букве. Ведь соблюдение
заповеданной вам Законодателем, г.
е. Богом, праздности не есть
соблюдение веры.
Если бы это было так, никогда
никаких отступлений от нее не
допускалось бы. Однако же отвязать
от яслей вола и осла в день
субботний и отвести напоить (Лк. 13,
15), наклониться и вытащить что-нибудь,
упавшее в колодец или в ров (Лк, 14.
5), да и обрезывать (Ин. 7, 22}, если
на субботу придется восьмой от
рождения день жизни новорожденного.
Закон вам повелевает. Если бы в этом,
как мы сказали, состояли догмат и
соблюдение веры, как же бы это
отчасти соблюдалось, отчасти же
нарушалось? Сказать это невозможно.
Праздность была вам заповедана
Законом вот почему: во-первых, чтобы
у ваших подъяремных животных и у
рабов бывал некоторый отдых и
перерыв в постоянных трудах и они
окрепшими возвращались к работе; а
во-вторых, чтобы каждый из вас
вместе с женщинами и детьми по
примеру Бога, который, как сказано,
в седьмой день почил от дел своих (Быт.
2, 2), соблюдал покой в день
субботний, обращался к гимнам в
честь Бога и помышлял о страшном
восьмом дне, дне грядущего суда. И
еще одно есть соображение
относительно субботы, такое: раз
свету мира, Христу, предстояло в
субботний день лежать в гробе
мертвым, подобало и вам в этот день
поневоле соблюдать полную
праздность, А вы, ничего из этого не
принимая в расчет, столь
безрассудно и неразумно
обожествили субботний покой и
гордитесь, что ни в чем, как вам
кажется, не отступили от Моисеевых
законоположений. Что и говорить о
ваших праздниках, если только
вообще можно назвать праздниками
то, что установлено вами! Очень
смешно, что, когда другие их не
соблюдают, вы считаете, что они
преступают Закон, больше всех имея
опыт в этом сами.
Ксен: Не знаю
как кого другого, царь, но меня тебе
никак в этом не убедить; я лишь с
большей силой возражу тебе, что это
невозможно, чтобы люди, соблюдающие
заповеданные Богом праздники,
посты и прочее, оказались
преступающими Закон, а те, кто об
этом и не думает, плюет на это и
смеется над теми, кто его чтит,
поступали по Закону, были правыми и
не отступающими от благочестия.
Император:
Недавно я сказал, что, имея разум,
надо смотреть на поступки людей не
поверхностно, но принимая во
внимание их намерения. При взгляде
с этой точки зрения ваши посты,
праздники и субботы выглядят
распущеннее и сквернее всякого
пьянства. Взгляни и ты, и я удивлюсь,
если тебе не откроется беззаконие
происходящего.
Бог повелел
приносить жертвы и прочее
совершать в Иерусалиме и не иначе
как в храме; потому-то отцы ваши и не
поддались никаким убеждениям и не
согласились воспеть песнь, когда
вавилоняне вели их в плен, а
отказавшись, сказали: "Как нам
петь песнь Господню в земле чужой?"
(Пс, 136, 4). В отличие от них вы не
только не отказались от пения, но и
совершаете беззаконные праздники и
посты. Самое непостижимое из этого
то, что вы нас обвиняете в
неблагочестии из-за того, что мы не
восхваляем совершаемое вами, а
особенно за то, что мы сами так не
поступаем. Если хочешь знать, как
Бог принимает ваши жертвы, послушай,
что говорит о них Исайя: "К чему
мне множество жертв? — говорит
Господь. — Я пресыщен
всесожжениями овнов и туком ягнят и
крови тельцов и козлов не хочу. Не
приходите и не являйтесь предо Мной.
Кому нужно это из рук ваших? Не
продолжайте топтать двор Мой. Если
приносите крупчатку, понапрасну.
Курение отвратительно для Меня.
Новомесячия ваши, и субботы, и
Великий день не могу терпеть. Посты,
праздность, новомесячия ваши и
праздники ненавидит душа Моя, Я ими
пресыщен. Больше не буду терпеть
грехи ваши. Когда возденете руки
ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас;
и если умножите моление, не услышу
вас, ибо руки ваши полны крови" (ср.:
Ис. 1, 11—15). Вот что Бог говорит о
ваших жертвах, субботах и
праздниках и сколь определенно
повелевает их ненавидеть и
прекратить.
Ну, пора
разобраться в том, каков смысл
повеления об опресноках и какая в
связанных с ними законоположениях
заключена мысль, которой вы
никакого значения никогда не
придавали, сочтя достаточной для
благочестия только букву.
Ты, конечно,
знаешь, что в течение всего года вы
едите хлеб, а во время пасхи на семь
дней из всякого дома хлеб убирается,
и все у вас едят опресноки, как то
повелевает буква Закона. Когда же
эти семь дней проходят, все снова
едят квасной хлеб. На что же, можно
сказать, указывает перемена
употребляемого хлеба? При
внимательном рассмотрении ясно,
что не на что иное, как на
упразднение Ветхого Завета и
начало Новой Благодати, которую Бог
через пророков обещал дать народам.
А что можно
сказать о значении обрезания ?
Неужели это догмат веры? Нет ведь.
Что же? Знак, своего рода оттиск
чего-то, сделанный с неким смыслом.
Будь это, как вы полагаете, догматом
веры, не вызывали бы восхищения и не
воспевались бы до сих пор жившие до
потопа и угодившие Богу люди, и
бывшие и почитающиеся святыми, как
то засвидетельствованные Богом
праведники Авель и Енох и многие
другие, самый первый из которых
Адам, а также после потопа — Ной,
Иов, Мелхиседек и многие другие. И
Авраам, когда уверовал и вменилась,
как написано {Быт. 15, 6), вера его
в праведность и он стал другом
Божиим и получил по дружбе милость
стать отцом многих народов и иметь
в наследие подсолнечную, был ли он
тогда обрезан или же необрезан?
Ксен: Известно,
что необрезан.
Император:
Значит, не в том заключается
благочестие, чтобы обрезываться.
Если бы, как сказано, в этом состоял
самый смысл веры, не были бы люди,
жившие до Авраама, и сам он до тех
пор, пока не обрезал крайнюю плоть,
святыми и друзьями Божиими. Так что
нечто иное через это
предусматривалось. Поскольку по
известным Богу причинам — а ум
Господень никто не знает (Рим. 11, 34)
— потомкам Авраама предстояло
четыреста лет рабствовать в Египте (Исх.
12, 40), а затем оттуда с главой
высокой и великой силой выйти,
избавившись от тяжелейшего рабства,
Аврааму, а через него всем его
потомкам было дано от Бога
обрезание (Быт. 17, 10—13), чтобы во время
пребывания на чужбине они
отличались от египтян, как некие
меченые овцы, а когда должны будут
уйти, легко и как можно более
безболезненно от необрезанных
египтян отделились. Не будь у них
тогда такого знака, ни другие их по
прошествии чрезвычайно большого
времени от себя не отличали бы, ни,
мне кажется, они себя от других. А
потому им и нелегко было бы уйти, столь
трудноотличимым.
Еще одно
свидетельство тебе того, что
обрезание — не догмат веры, тот
факт, что женщины не обрезываются.
Ты ведь не скажешь, что Бог хотел,
чтобы мужчины были благочестивы, а
женщины нет.
Самое же ясное
доказательство моей правоты то, что,
когда евреи вышли из Египта, в
течение сорока лет их пути через
пустыню ни один из них не был
обрезан, А когда они собирались
силой кивота, как я ранее сказал,
перейти Иордан, Иисус Навин по
Божьему повелению всех снова
обрезал (Ис. Нав. 5, 2—8), чтобы
обрезание было неким знаком этого
народа и отличало его от
иноплеменных народов, с которыми
ему предстояло смешаться. Так что
первой причиной повеления
обрезываться было пребывание ваших
предков в Египте, а второй —
смешение с иноплеменниками из
близлежащих мест после перехода
через Иордан.
Но есть еще некая
причина сверх этих: поскольку
предстояло Христу быть распятым
ими по плоти, а им из-за крайней
степени дерзости впасть в жестокие
беды, городу их совершенно
погибнуть, а оказавшемуся в
изгнании народу стать всем
подвластным и повсюду рассеянным,
предусматривалось, что благодаря
обрезанию они будут всем заметны и
отовсюду как скверна гонимы, что и
можно видеть, как ты хорошо знаешь.
А о том, что Богу
мало нужно было такое обрезание,
послушай слова Моисея, сказанные в
те дни: "Итак, обрежьте крайнюю
плоть сердца вашего и не будьте
впредь жестоковыйны; ибо Господь
Бог ваш есть Бог богов и Владыка
владык" (Втор. 10, 16—17). И Иеремия
говорит: "Распашите себе целину и
не сейте в тернии. Обрежьте себя для
Господа и снимите крайнюю плоть с
сердца вашего" (Иер. 4, 3—4). Не
одни только Моисей и Иеремия, но и
многие другие пророки думали, что
истинное и угодное Богу обрезание
— это оставление зол, отогнание от
сердца злопамятства, зависти и тому
подобного. Ведь изгнавший и
отринувший от души таковое
поистине обрезан (см. Кол. 2. II).
Ибо Бог не создал в нашем теле
ничего лишнего, бесполезного или
скверного, отрезав что и отбросив,
мы могли бы думать, что хорошо
поступили, но все там "очень хорошо"
(Быт. 1, 31), и
одно соединено с Другим, и все
доведено до взаимного соответствия
с целью совершенства и красоты, и
лишнего среди этого нет ничего. А
вот сообщающиеся нашим душам извне
от невнимательности прегрешения и
устремления ко злу — их-то Бог
через пророков и повелевает нам
обрезывать и говорит, что такое
обрезание ему приятно. Если же кто-нибудь
плотью обрежется, устремлений же
души ко злу, всячески пресекая, не
подавит, то такое обрезание, как ты
слышал, пророки ясно называют
тщетным. Послушай-ка, что Бог
говорит в книге Левит: "Преступили
и презрели меня, и ходили предо мной
с хитростью, и я ходил с ними с
хитростью, и погублю их в земле
врагов их; тогда покорится
необрезанное сердце их" (ср.: Лев.
26, 40—41). Вот что говорится о том, в
отсутствии чего ты неким образом
обвиняешь нас, говоря, что мы
необрезанные и не соблюдаем
субботы, праздники и прочее.
А поскольку, как
мне кажется, об этом сказано
достаточно, пора уже, как обещано,
коснуться и темы воплощения
Христова. Тебе же следует не как-нибудь
и между прочим, а усердно и серьезно
и по возможности как бы очищенными
мыслью и слухом воспринять речь на
столь важную тему. И кстати было бы
то, что знаешь, добавить к тому, чего
не ведаешь, — для ясности смысла.
Слушай же.
Бог, захотев все
это — то есть всю умственную и
чувственную тварь — создать из не-сущего,
прежде всего сотворил ангельские
чины, т. е. престолы, херувимов,
серафимов, господства, силы, власти,
начала, архангелов и ангелов, — то
ли в виде огня невещественного и
бестелесного, то ли в виде какой-то
другой природы, но представлять
себе их нужно как можно ближе к
поименованному. Один же из главных
среди этих чинов, увидев, как он
красив, сколь он светел, прекрасен и
нематериально бестелесен, как то и
подобает ангельскому естеству, не
на добро воспользовался данными
ему благами и свободой воли и
неразумно восстал против
создавшего его Бога и, надувшись
суетной и легкомысленной гордыней,
возвысил на небо язык свой и
похулил сотворившего его Бога. "Поставлю,
— сказал он, — престол мой на
облаках и буду подобен Всевышнему"
(Ис. 14. 13—14). И тут же святой
денница, бывший единочинным
согражданином прочих ангелов,
оказался чужд их неизреченной
красоты и радостнейшего пребывания
и стал тьмой вместо света, грешным
вместо святого, умом
заблуждающимся вместо ума
ангельского.
Пропуская
середину, т. е. сотворение неба,
земли и того, что на них, ибо
распространяться об этом нет
никакого смысла, мы видим, что
Моисей говорит, что Бог насадил на
востоке рай (Быт. 2, 8), а человека,
который возделывал бы его, не было.
И потому, пожелав разом и завершить
сотворение вышнего мира, и создать
возделывателя этого необычайного
сада. Бог сказал: "Сотворим
человека по образу Нашему и по
подобию" (Быт. 1, 26). Так вот,
посмотрим, кому Бог сказал "сотворим
человека". Ведь это слово "сотворим"
свидетельствует о наличии некоего
единства воли, и Писание изображает
дело так, что Бог с кем-то беседует.
Будем ли говорить, что Бог сказал
это ангелам? Но это невозможно: кому-то
подобному Себе Бог сказал "сотворим
человека"; ангел же, даже невозможно
сказать, насколько ниже
божественной высоты. Но, может, кто-нибудь
станет говорить, что Бог Самому
Себе сказал "сотворим"? Но и это
весьма бессмысленно. Ведь слово "сотворим"
свидетельствует о наличии не
одного лица. Получается, что Бог
сказал это Своему Сыну,
единственному существующему не
отличимому от него образу,
обращаясь к которому Он и после
падения Адама сказал, как будто
иронизируя: "Вот, Адам стал как
Один из Нас" (Быт. 3, 22), т. е. стал
богом.
Слыша, что у Бога
есть Сын, не опустись до каких-нибудь
телесных представлений, вообразив
Его рождение по образцу телесных и
плотских существ. Если ты дерзнешь
так низменно и пошло рассуждать о
Боге, ты можешь быстро счесть всех,
кто с тобой об этом говорит,
безбожниками и нечестивцами. Если это случится, то
причиной твоего заблуждения
непременно будет то, что, читая, ты
не видишь глубинного смысла
Писания.
Ксен: О каком
Писании ты говоришь, что я, изучая
его, не понимаю истинного его
значения: о Моисеевом Пятикнижии, о
книгах пророков, о песнях Давида
или о ваших книгах, которые вы не
боитесь называть и святыми?
Император:
Сейчас я сказал о Ветхом Завете. Но
и о Новом можно сказать то же, не
уклонившись от истины. Ибо между
ними нет никакого противоречия.
Ксен: Если ты
скажешь, что я не знаю этих ваших
новых книг, то я нисколько не буду
противоречить. Что же касается
других, то есть Ветхих, наставником
и учителем в которых является для
нас Моисей, то далеко от истины
говорить, что я их вовсе не знаю:
хоть и не в совершенстве я их изучил
и постиг, однако
же и не вовсе в них несведущ и
невежествен.
Император:
Чуть раньше я сказал тебе, что,
слыша о рождении у Бога, не надо
смущаться никакими неподобающими
телесными образами рождения, но то
надо взять в ум, что Бог как
человеческими представлениями
непостижим, так и не человеческим
путем рождает. В то, что Бог рождает,
верят, а вот как — это непостижимо.
И мы научены, что у него есть Сын,
предвечный и со-безначальный Ему. А
как Он Его родил, это не только
существам смертной и материальной
природы, но, как я сказал, и
первейшим из ангелов совершенно
недоступно. Одной лишь верой мы
принимаем все это и исповедуем. Да и
без всяких слов так или иначе ты
знаешь, что средствами разума и
естества невозможно разобраться в
том, что превосходит естество и разум; неизреченное
можно лишь почтить молчанием. Ну,
помню ли я что-нибудь из этого, или
тебе кажется, что забыл?
Ксен: Да,
помнишь.
Император:
Итак, раз мы согласны, что Бога
трудно помыслить, в словах же
выразить совсем невозможно, не
будет ли сверхъестественным
безрассудством много размышлять о
Божьем рождении? Всякий согласится,
что такое следует чтить молчанием.
Только вера может таковое почтить и
убедиться, что это так, а не иначе.
Ведь вера — это знание без
доказательств. А раз это знание
бездоказательно, то
сверхъестественна и связь, которая
неведомым образом, а не путем
доказательства, соединяет нас с
Богом превосходящим разум
соединением. Поскольку же ни один
из способов доказательства не
соединяет нас с Богом, но только
вера, как может быть чем-то
познаваемым то, как Бог родил
Своего Сына? Если же прибегать к
языку образов, то можно сказать, что
Бог родил Своего Сына, как ум
рождает слово; имеется в виду — не
произносимое и испускаемое в
воздух слово, но соответствующее
Его природе. Но и это уподобление
дает довольно смутное
представление, лишь отчасти, а не всецело разъясняя
образ этого рождения.
Только такую
помощь в рассуждениях о Боге
способны дать образы, почерпнутые
из мира твари. Вот мы и говорим так:
Бог рождает Своего Сына, как ум
слово и как солнце свое сияние,
являющееся светом от света.
Поскольку все рождаемое по
необходимости подобно рождающему
— человек ведь рождает
единосущного себе человека, конь —
коня, подобным же образом и маслина,
а также и прочие растения и
животные, — то и Бог также: без страданий,
вневременно, прежде всех веков Он
родил единосущного Себе Сына.
Потому Он и Сын, что единосущен.
Дальше я скажу об этом подробней.
Если же это тебе представляется
тягостным — называть Сыном Божиим
сошедшего с небес для спасения
людей, называй
его светом от света, единосущным
Богу и сопрестольным, Отцом веков,
по Исайе (ср.: Ис. 9, 6), объектом
поклонения ангелов. Сыном же Божиим
если не хочешь его называть, мы
уступим. Но вернемся к сказанному
выше: раз Бог не Самому Себе сказал
"сотворим человека" и не ангелам,
по причине, которую мы назвали,
значит, он сказал "сотворим
человека по образу Нашему и по
подобию" (Быт. 1, 26), обращаясь к
Своему Сыну и Слову.
Тело человека Бог
создал, взяв прах с земли, как
написано, душу же вложил в него от
Себя вдуновением. А после этого Он
взял одно из его ребер, наполнил его,
и возникла Ева — чтобы все
происходили от одного начала, от
Адама, а не от двух, от Адама и Евы.
Затем Бог поселил их в раю и дал им
закон, я имею в виду заповедь,
позволяющую есть плоды всех
деревьев в раю, кроме дерева
познания добра и зла (Быт. 2. 16—17).
Дьявол позавидовал таковой их
чести, но к Адаму не приблизился как
к более твердому, а подошел к Еве и
дал ей пагубнейший из советов. По
слабости прельстившись, поверив
обману и прикоснувшись к запретной
пище, она оказалась причиной того
величайшего падения Адама. Съев же
то, что было приказано не есть, они
осознали свою наготу. И когда Бог
вечером гулял по раю, Адам и Ева,
говорит Моисей, поняв, что они наги,
скрылись от Него. А Бог, чтобы
напомнить Адаму его преступление и
тем самым понемногу привести его к
покаянию, обратился к нему: "Адам,
где ты?" — показывая ему этим
величие чести, которую тот потерял,
а также подводя его тем самым, как
мы сказали, к покаянию. Тот же, не
умея путем смирения возвышать себя,
объявил себя невиновным, а вину
возложил, как следует из его слов,
чуть ли не на Бога, указав на жену. И
за то, что он оправдывался ее
прельщением, он был изгнан вместе с
нею из рая. Будучи же лишены
божественной благодати и дара нетления,
бессмертия и исполненности
всяческими благами, они облеклись в
одежды из кожи, в эту грубую и
неподатливую смертную плоть (Быт.
3. 1—21).
Если же тебе
кажется, что мы мало что тут узнали,
обратим тогда внимание на слова
Бога о сотворении человека по
образу Своему, а также на слова
Писания о том, что Бог вечером гулял
по раю.
Все мы созданы по
образу Божию и по подобию. Но,
преступив божественную заповедь,
мы утратили подобие, сохранив лишь
второе, образ — все люди вообще, и
дурные и хорошие. Но подобие вновь
воспринимается теми, кто усердно об
этом заботится.
Образ же Божий в
нас обнаруживается не в чем-то
одном, но во многом: это и то, что
человек является господином всех
существ, живущих на земле, в воде и в
воздухе; и то, что, будучи созданы
нетленными бессмертными, мы вновь
станем такими по воскресении. О
сказанном Христом в Евангелиях, что
если мы имеем совершенную веру и
скажем горе в перейди", то она
послушает (Мф. 17, 20), не стану
тебе говорить, поскольку в таковое
ты вовсе не посвящен. Но то, что
делали Иисус Навин и Фесвитянин-пророк,
каким тебе представляется? Один
остановил по своей воле
непрерывный бег солнца (Ис. Нав. 10,
12—13), & другой целых три года
истощал засухой землю (3 Цар. 17, 1), так
же легко держа замкнутым небо, как
если бы кто накрыл крышкой и
запечатал устье колодца. Это по
силам ведь одному Богу и тому, кто
создан по Его образу. Старательно
поискав, помимо этих отражений в
нас образа Божия, можно найти и
многие другие, важнейшим из которых
и первым среди прочих является, на
мой взгляд, такое.
Мы знаем, что это
наше тело, будучи создано Богом из
земли, было бездыханным,
безжизненным и неподвижным, а когда
с ним соединилась данная ему Богом
умная и словесная душа, оно
оказалось одушевленным, живым и
движущимся, знаем, что сошлись
телесная и душевная природы, способ
же, каким нематериальное и
бестелесное соединяется с
материальным и обретает плоть,
бессмертное по природе со смертным
по природе, — этого никто никогда
еще не постиг, как и того, почему
одно из них подвержено страданию,
делению и рассечению, а другое
этому неподвластно, пребывая
бесстрастным, неделимым и
нечленимым; и того, почему, выйдя из
тела и отделившись от него, душа
покидает его мертвым, а вернувшись
и вновь его восприняв, делает его
живым, как и прежде, в том числе
прельщенного дьяволом Адама и всех
происшедших из него и из-за него
павших и лежащих мертвыми, хоть и
надеялись они жить. Не может ведь
душа, уклонившись к служению идолам
и глухим истуканам, жить без помощи
Божией, Во всем и выше всего
пребывающий единородный Сын Божий,
преклонив, по благоволению Отца,
небеса, сойдя и восприняв плоть,
восстановил и самого Адама, и всех
людей и возвысил нашу униженную
природу. Соединившись с нашей
плотью и став единой и неслиянной с
ней ипостасью, причем ни
божественность нисколько
пристрастием к материи не
заразилась, но продолжала
пребывать в своем величии, ни
тварная природа в нетварную не
обратилась, но все это, чем было, тем
и осталось; — восстановив таким
образом человеческую природу и
утвердив ее в древнем достоинстве.
Он низверг и победил дьявола.
Однако же — не как Бог, ибо это было
бы неудивительно, но как человек, —
чтобы тот оставил того, кого он
прежде обманул, будучи им низвержен,
что более ясно будет показано в
следующем слове.
Итак, как мы
сказали, первым было создано тело, а
затем душа, и подобно этому, когда
Адам был обманут и стал мертв,
неподвижен и бесплоден в отношении
добра, Божье Слово, умилостивившись,
в последние времена восприняло
плоть и с нами, "с людьми пожило" (Вар.
3, 38). На это и указывают слова
божественного Писания о том, как
Бог вечером гулял по раю, а Адам
услышал голос его и скрылся, будучи
наг (см. Быт. 3. 10): это
предзнаменует божественное
воплощение Божия Слова: поскольку
последняя часть дня называется
вечером, Писание называет вечером
последнюю часть нынешнего века,
говоря при этом о Боге как о
плотоносце, гуляющем по раю, т. е. по
земле, ибо на ней ведь рай.
Слышал, Ксен,
почему образ Божий столь чудесен и
несравнимо выше всего
вышеназванного? Не удивляйся
теперь тому, что я назвал
соединение состоящего из праха
тела Адама с умной душой образом
соединения материальной и тленной
природы с нематериальной и
бессмертной божественностью. Это
таинство предшествующего всем
векам божественного замысла,
недоступного всем ангелам и людям,
начало в прообразах раскрываться
начиная с создания Адама. А
поскольку Сын и Слово Божие был, как
уже сказано и как в дальнейшем
будет более ясно показано, прежде
всех веков, значит, Он был прежде и
Авраама, однако же не как человек —
это ведь повергало тебя ранее в
нашем разговоре в недоумение,
представляясь невероятнейшей из
небылиц, — но как Бог, чего ты не
знал.
И тому еще не
удивляйся, что я сказал, что от
самого сотворения Адама мистерия
вочеловечения Христа раскрывалась
в прообразах праотцам, пророкам и
многим другим: как солнце не
внезапно ведь из глубокой тьмы
предстает очам, но сначала, ближе к
концу ночи, посылает слабый свет,
затем сильнее освещает воздух, а
спустя еще небольшое время, выйдя
из-за горизонта, показывается всем
уже ясно и
бесспорно, так же и Божье Слово,
зная немощь человеческого естества
и его неспособность сразу ясно
понять цель его замысла, понемногу
через загадки и символы
обнаруживало Свой замысел.
Ксен: Даже
великий лжец, если такой отыщется,
не признает, царь, что все, что ты
сказал, не кстати и недостойно
величайшего удивления. Но надо
открыть тебе все, что вызывает
сомнение. Остальное я воспринял
хорошо и, зная это из Писания, верю
тому. Что же касается образа,
который ты оттуда выводишь, то это
мне кажется чем-то странным, во что
трудно поверить.
Император: Ты
совершенно верно назвал это чем-то
странным, особенно же это странно
для тех, кто причастен уму, ибо это
лежит за пределами всякого
человеческого слова и всякой
природы.
Хочу тебя
спросить: считаешь ли ты, что Бог
нуждается в человеческом голосе,
чтобы говорить, в ногах, чтобы
ходить, и в руках, чтобы осязать, или
скажешь, что это не так и что ты не
воображаешь ничего подобного? Не
кажется ли тебе, что под руками
пророк понимает то созидательную
силу, когда говорит "руки Твои
сотворили меня и устроили меня" (Пс.
118, 73), то всеобъемлющий промысел,
когда говорит "открываешь руку
Твою и насыщаешь все живое
благоволением" (Пс. 144, 16), а
говоря "приклони. Господи, ухо Твое
и услышь меня" (Пс. о5, 1), он умоляет Бога быть
благопослушным и приклоняющимся к
мольбам, вроде того как сам Бог
побудил Исайю сказать: "Пост и
праздность, ново-месячия и
праздники ненавидит душа Моя, Я
пресыщен ими. Больше не оставлю
грехи ваши. Когдапротянете руки
ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас; и если
умножите мольбу, не услышу вас" {ср.:
Ис. 1, 13—15). Припишешь ли ты какую-нибудь
из этих материальных частей тела
Богу или же нет?
Ксен: Кто же
настолько безумен, чтобы и
помыслить подобный вздор!
Император: Нет
ли какой-нибудь мысли, стоящей над
буквой?
Ксен: Конечно,
есть.
Император: Ну,
так хорошо будет и весьма
благоразумно, если ты не станешь
считать хитрой уловкой и вообще
вымыслом также сказанное нами
скорее аллегорически о том, что
значит "по образу".
Ксен: Я же
сказал, царь, что не буду вполне
убежден, пока ты не сделаешь этого
более для меня понятным и ясным с
помощью других доказательств.
Император:
Одно, Ксен, нуждается в логических и
диалектических доказательствах, а
другое мы воспринимаем только на
веру и верим, что дело обстоит
именно так- Есть и то, что не требует
никакого доказательства, для чего
достаточно представить одно лишь
истинное чувство. Так вот, если кто-нибудь
не примет то, что не одним из
возможных способов, не двумя, но
всеми ясно обнаруживается, каким
тебе такой человек покажется: не
бестолковым ли или, скорее,
полностью неразумным?
Ксен: Я бы
никогда не сказал иначе. Не прими я
то, что ясно представляют и чувство,
и логика, и практика, и истинная
вера, ничего бы не оставалось, как
считать меня безумным. Так что не
медли ясно представить мне, что
хочешь.
Назад Вперед
|