Слово второе
Император: Нужно
теперь, я думаю, Ксен, более
тщательно исследовать, как обстоит
дело. И если окажется, что вы —
Божьи люди, хорошо, примем то мнение,
что пророк сказал это о многократно
погрешивших. Если же сами дела ясно
обличат вас как людей, далеких от
Бога и от истины, получится, что
изречение имеет в виду не грехи, как
ты говоришь, а веру.
Ксен: А ты-то
веришь, царь, что не без
божественного участия пророки
изрекли то, что они изрекли?
Император: Конечно.
А как же иначе? Предпочел бы умереть,
чем быть причисленным к неверующим.
Ксен: Раз так, то
и Давида ты должен отнести к
пророкам и его слова считать
божественными и непреложными.
Император: Разумеется.
Ксен: А разве он
и Моисей не называют совершенно
ясно Израиль уделом наследия Богу (Втор.
32, 9)? И у других пророков не
называется ли он народом Божиим,
святым народом и царственным
священством {см. Исх. 19, 6)7 Не
нелепо ли верить, что мы, дети
Авраама, Исаака и Иакова, точнее же
самого Бога, хранящие данный Богом
закон, блюдущие опресноки и субботу,
исполняющие праздники, чужды и
ненавистны Богу? И это — люди,
столькими авторитетными
изречениями заверенные в близости
к Богу! И при том утверждать, что вы
— дети идолопоклонников и
безбожников, по ею пору хранящие
тлеющий жар древней испорченности,
принявшие за Бога и Сына Божия
распятого и умершего человека и
поклоняющиеся ему, — Божьи?!
Нечестиво и думать так, и пытаться
убеждать в этом других.
Император:
Разговор о Христе и кресте давай,
если ты не против, пока отложим, а
сейчас сопоставим ваши мнения с
каноном Писания. Немного погодя я
достаточно обстоятельно расскажу
тебе и о них, как и прежде обещал.
Что пользы хвалиться вам
тем, что вы — сыны Авраама, зоветесь
детьми Божиими и что Давид назвал
вас уделом наследия Богу (ср. Пс. 104,
11) и прочим, что ты только что
высказал, коль скоро вы не
удержались в истинной вере? Такого
рода почести можно было бы воздать
ведь и дьяволу, ибо до падения ему
на долю выпало принадлежать к кругу
лучезарных ангелов. Пример того же
самого являет собой и праотец наш
Адам: Бог доверил ему рай, и Бог
провозгласил его господином всех
животных и прочих существ,
обитающих в воде, на суше и в
воздухе (см. Быт. 1, 28); но и
общение с ангелами никак не
удержало его от падения, и вместо
ангела он получил дьявола, вместо
умственного добра — лукавство и
обман, вместо света — тьму. И
некоторая первоначальная
причастность Адама к высотам
достоинства не послужила ему на
пользу при последовавшей за
невоздержанностью беде. Возжелав
большего, он лишился и того, чем
владел, злополучно потеряв тот
божественный и радостнейший образ
жизни. Так что то, что вы — сыны
Авраама и, будучи возлюблены Богом,
насладились многими милостями и
дарами, не может служить основанием
для оправдания в том, что вы
неподобающим образом
воспользовались Божией к вам
любовью и недостойно — честью
такового Отца и стали Божьими
врагами и отцеубийцами. И в высшей
степени справедливым кажется, что
раз вы таковы, то и лишены наследия
по благодати отца нашего Бога.
Ксен: Слова эти,
царь, кажутся мне пустыми и
бездоказательными.
Император: Знай
же, что ты не освободишься от меня
сегодня, пока я не сделаю все ясным
и очевиднейшим в твоих глазах. Надо
ведь тебе понять, насколько важен
наш разговор и сколь большие и
существенные вопросы предстоит нам
рассматривать, и не стремиться по
явлениям природы узнать то, что над
природой, и по слову то, что выше
слова, ибо это было бы
невежественно и совершенно
неразумно; и не привноси в разговор
ненужного самолюбия, чтобы не
противоречить здравому и
бесспорному и не спорить и не
бороться с очевидностью.
Ксен: Я был бы
наивен и без пользы для себя
посрамлен, пустившись в пустой спор
и возжелав одолеть истину.
Император: Итак,
коль скоро ты обещаешь слушать, как
и подобает, без желания поспорить,
то давай сначала рассмотрим вопрос,
является ли Божьим, как ты
утверждаешь, народ иудеев. И пусть
прежде всех Исайя будет нашим
третейским судьей и как бы
руководителем в споре.
"Приближается ко Мне, —
говорит он, — народ этот устами
своими, и губами чтит Меня; сердце
же их далеко отстоит от Меня, Тщетно
же поклоняются Мне, уча учения,
заповеди человеческие" (Ис. 29, 13}.
Давид же говорит: "Услышь, народ
Мой, и возвещу тебе, Израиль, и
засвидетельствую тебе: я — Бог, Бог
твой. Не за жертвы твои обличу тебя;
всесожжения твои всегда суть предо
Мною. Не приму от дома твоего
тельцов, ни от стад твоих козлов;
ибо Мои суть все звери полевые, скот
на горах и волы. Познал я всех птиц
небесных, и красота полевая со мною.
Если возжажду, не скажу тебе; ибо
Моя вселенная и все, что наполняет
ее. Разве Я ем мясо быков? Или пью
кровь козлов? Принеси в жертву Богу
хвалу и воздай Вышнему молитвы твои;
и призови Меня в день скорби твоей,
и я избавлю тебя, и ты прославишь
Меня" (Пс. 49, 7—15).
Не яснейшим ли образом
говорят Исайя и Давид, что Бог
радуется не кровавым
жертвоприношениям и запахам
сжигаемых жертв, а бескровным и
хвалебным религиозным обрядам?
Еще говорит
велеречивейший Исайя: "Слушай,
небо, и внимай, земля, ибо Господь
говорит: Я родил и возвысил сыновей,
они же Меня отвергли. Знает бык
хозяина и осел ясли господина
своего, Израиль же Меня не признал,
и народ Мой Меня не понял. Увы, народ
грешный, народ, преисполненный
грехами, семя негодное, сыны
беззаконные!" (Ис. I, 2—4). "Как
стал блудницей город, верный Сион,
исполненный правосудия?
Справедливость обитала в нем, а
теперь убийцы" {там же 1, 21).
И небо, и землю призвал
Господь вместе слушать слова Его и
свидетельства о том, что, высокой
рукой выведя ваш народ из Египта и
чудесами большими, чем то может
выразить слово, поразив озлобивших
вас, столь чудесным и превосходящим
ум образом проведя вас через
Красное море к спасению, а врагов
ваших потопив, — после столь
великих и многих благодеяний
учредил Он с целью вашего спасения
Закон. Отцы же ваши не сохранили
верность установлениям, но Моисея
поносили, а Аарона призывали
создать другого бога, крича: "Сделай
нам богов, которые бы шли перед нами.
Ибо с Моисеем этим, что вывел нас из
Египта, мы не знаем, что стало" (Исх.
32, 1, 23). Так смотри же, каким
бесстыдством и упрямством, спесью и
ропотом и многим подобным полны их
речи и как, изрыгая яд из своих душ,
из безрассудной злобы разом забыв
все совершенные ради них чудеса и
словно в ответ на них, не только
Моисея кусали они зубами, но и
жесточайшим образом набросились на
самого Бога. Ведь сказать "Моисей
этот, что вывел нас из Египта", и
при этом Моисея же презирать и
роптать против Бога значит
выказать такой именно нрав, Это со
всей очевидностью показывает, что
они скорее простодушно играли,
нежели действовали сознательно:
ибо, изготовив статую тельца, они
поклонялись ей и тем самым изменяли
Божьей вере, радуясь "в подобии
тельца, ядущего траву" (J7c. 105, 20),
творениям рук своих. Таким образом
они побудили Моисея разбить
богоданные скрижали я воспламенили
гнев благодетельного и
доброхотного Бога. "Ибо огонь, —
говорит Он, — возгорелся из ярости
Моей; будет сожжено все до ада
преисподнего; пожрет землю и
порождения ее, сожжет основания гор.
Соберу на них беды и стрелы Мои
расточу на них" {Втор. 32. 22—23); "Я
сказал: рассею их и изглажу в людях
память о них" (там же 32, 26), "изощрю,
как молнию, меч мой" (там же 32. 41),
"упою стрелы мои кровью, и меч мой
насытится мяса" (там же 32, 42).
Он говорит и множество другого,
выказывающего крайнее Его
раздражение против вас.
Но ревнитель милости Его
и сострадания Моисей не до конца
разгневался и не потерпел, чтобы
жестокосердые эти увидели
расточение божественного гнева, и
примирил с ними Бога и длительными
мольбами утишил Его растущий гнев,
взывая ради них к Его природной
доброте. Почему отнюдь и не дал Бог,
несмотря на их беззакония, увидеть,
как враги их радуются их погибели и,
приписывая все своей силе и
могуществу, решают, что Он слаб. Но
Бог призвал, словно неких
свидетелей Его заботы о них и
сострадания к ним и их
недоброжелательного отношения к
Нему, небо и землю, говоря:
"Внимай, небо, Я буду
говорить; и слушай, земля, слова уст
Моих. Прольется, как ливень, речь
Моя, и сойдут, как роса, слова Мои, —
как дождь на пырей-траву и словно
снег на поле. Ибо имя Господне я
призвал; воздайте величие Богу
нашему" (там же 32, 1—3) и т. д.
Итак, Бог снова дал им
Закон, разбитый Моисеем со
скрижалями, на которых он был
вырезан, утишив Свой справедливый
гнев. Когда же, заняв Обетованную
землю, они вновь принялись за то же
и, позорно Ему изменив, прибегли к
прежнему идолопоклонству, вовсе не
помня чудес — не только
происшедших в Египте и в пустыне, но
даже и того, что произошло с
фараоном и его войском, и стали еще
хуже, чем были, поскольку сначала
лишь раз, а потом многократно
впадали в идолослужение и
происходящее из этого бесчестие.
Бог опять призывает прежних
безупречных свидетелей, т. е. небо и
землю, жалуясь на них и ужасаясь,
что они имеют такую склонность ко
злу, так вопия теперь через Исайю: "Слушай,
небо, и внимай, земля, т. е. прежние
Мои свидетели: Я родил и возвысил
сыновей, они же меня отвергли. Знает
бык хозяина и осел ясли господина
своего, Израиль же Меня не признал"
(Ис. 1, 2—3) и — по порядку все, что
подробно изложено у Исайи. Вот
причина призвания Богом неба и
земли: по причине негодования на
это он призывает тварь в свидетели
недоброжелательства
облагодетельствованных.
Порочность же их такова, что и глава
всех пророков, пророка Захарии сын,
знаменитый Иоанн, предшествующий
Христу и проповедующий крещение
покаяния, уподобил их порождениям
ехидн, подлейшим и злейшим из всех
диких животных, когда увидел, что
многие из саддукеев и фарисеев
сбежались на крещение, и сказал: "Порождения
ехиднины, кто внушил вам бежать от
будущего гнева" (Мф. 3, 7; Л к. 3, 7),
настигающего тех, кто не уверовал в
Мессию Христа? Усомнится ли кто-нибудь
когда-нибудь в том, почему
божественный пророк назвал их
порождениями ехидн? Ни в коем, думаю,
случае. Совершенно ведь ясно,
значит, что — как людей
бесчеловечных, неблагодарных,
способных на любую жестокость и
убийства с большей, чем кто бы то ни
было изощренностью. Ибо точно, как
этот зверь, о котором говорят, что
он не так, как другие животные,
выходит из материнской утробы, но
разрывая носящий его живот, так же и
неблагодарный народ иудеев впал в
кощунственное бешенство сначала
против Бога, а затем и против Его
Сына и Слова.
Еще тот же Исайя говорит:
"К чему Мне множество жертв? —
говорит Господь. — Я пресыщен
всесожжениями баранов и туком овец;
и крови быков и козлов не хочу. Не
приходите лучше пред лице Мое, ибо
кто захочет этого из ваших рук! Не
оскверняйте приношениями Мой двор.
Напрасно приносите лучшую муку;
курение отвратительно Мне.
Новомесячия ваши, субботы и Великий
день Я не выношу. Посты и
воздержания от работы, новомесячия
ваши и праздники ненавидит душа Моя.
Я пресыщен ими. Уже не отпущу грехов
ваших. Когда протянете ко Мне руки
свои, Я отведу от вас очи Мои, и
когда приумножите моление, Я не
услышу вас, ибо руки ваши полны
крови" (ср. Ис. 1, 11—15).
Еще он же говорит: "У
возлюбленного Моего был
виноградник на вершине горы в
плодородном месте. И построил Я
кругом него ограду, и обнес его
частоколом, и насадил в нем
отборный виноград; и соорудил башню
посреди него, и выкопал в нем точило,
и ожидал, что вырастут виноградные
гроздья; а вырос терновник. И ныне,
жители Иерусалима и человек Иуды,
рассудите Меня с виноградником
Моим. Что еще надлежит сделать для
виноградника Моего, чего я не
сделал ему? Ведь Я ожидал, что он
принесет виноградные гроздья, а он
принес терновник. Ныне Я возвещу
вам, что Я сделаю с виноградником
Моим: Я отниму у него ограду, и будет
он расхищаем; разрушу стену его, и
будет он растаптываем. И оставлю
невозделанным виноградник Мой, и да
не будет он ни обрезываем, ни
вскапываем; и зарастет он, словно
бесплодный, тернием; и облакам
повелю не проливать на него дождь.
Ведь виноградник Господа Саваофа —
это дом Израиля, а человек Иуды —
любимое новое насаждение. Ждал Я,
что он рассудит право, он же
совершил беззаконие" (Ис. 5, 1—7).
И божественный Амос
говорит: "Отвратительны мне
праздники ваши, и Я не обоняю запаха
жертв во время торжественных
собраний ваших, потому что, когда вы
приносите Мне всесожжения и жертвы
ваши, Я не приемлю их, и на
спасительные почести ваши Я не
призрю" (Ам. 5, 21—22}
Согласно с этим
свидетельствует и Малахия: "Нет
воли Моей в вас, говорит Господь, и
жертвы ваши не приемлю из рук ваших;
по этой причине от востока солнца
до запада имени Моему предстоит
прославиться между народами; и на
всяком месте приносится жертва
имени Моему, и жертва чистая, потому
что чтится имя Мое в народах. Вы же
оскверняете его" (Мал. I, 11—12}.
Яснее же всего показывает,
что вы оставлены Богом, сказанное
пророком Исайей: "Вот, приходят дни,
говорит Господь, и заключу с домом
Израиля и с домом Иуды Новый Завет
— не такой, какой дал я отцам их в
тот день, когда взял их за руку,
чтобы вывести их из земли
Египетской; потому что они не
пребыли в Завете Моем, и Я пренебрег
ими, — говорит Господь. — Ибо тот
Завет, который Я заключу с домом
Израиля после этих дней, — говорит
Господь, — будет дающим законы Мои
мышлению их, и в сердцах их Я
начертаю их. И Я буду для них Богом,
а они будут для Меня народом. И да не
будет каждый учить ближнего своего
и каждый брата своего, говоря "Познай
Господа", потому что все они
узнают Меня, от малого до великого;
потому что Я буду милостив к
несправедливостям их, и беззаконий
их да не вспомню больше" (Иер. 31,
31—34}.
Понимаешь ли, о чем идет
речь, или же разум твой хром на
восприятие? А ведь это совершенно
очевидно и вполне ясно тем, кто
предпочитает разобраться в вопросе
непредвзято и точно. Смотри-ка, как
все согласуется друг с другом и как
все приведенные пророки, словно
сговорившись, возглашают одно и то
же об одном и том же. Ибо после того
как Бог ни во что поставил и отверг
ваши жертвы, посты, праздники и
субботы и всем отчетливо показал,
что вы Им оставлены, — это ведь
означает неподрезанный и
невскопанный виноградник со снятой
изгородью и разрушенными стенами,
оставленный на разграбление и
потоптание прохожим, ибо
виноградник взят пророком как
образ иудейского народа, — Он
добавил, показывая
недействительность Закона, что
намерен дать Новый Завет, не такой,
какой был дан вашим отцам, когда Он
выводил их из земли Египетской, но
другой, благодатный, в который
уверовали народы. Причина же, по
которой Он пожелал сменить его и
при этом дать обетование отнюдь не
отцам вашим, а уверовавшим в него
людям из других народов, — она ясна
из Его слов: "От востока солнца до
запада похваляемо имя Мое в народах,
и на всяком месте жертва приносится
имени Моему, и жертва чистая, потому
что почитается имя Мое в народах, —
говорит Господь. — Вы же
оскверняете его" (Мал. 1, 11—12}.
Видишь, опять же, что этими
пророками была блестяще
предсказана благодать Божья в
народах, т. е. благодать Нового
Завета, Евангелие? Так, изобразив
печальную картину ожидающих ваш
народ всевозможных бедствий, Исайя
говорит: "Из Сиона явится Закон, и
Слово Господне из Иерусалима" (Ис.
2, 3). Какой другой закон мог здесь
иметься в виду, помимо Евангелия и
апостольского благовестия?
Невозможно допустить, что это было
сказано о вашем Законе, ибо он был
дан Богом Моисею на Синае и в
пустыне. Здесь же говорится не "дан",
а "явится" из Сиона, т. е. именно то,
что мы называем Евангелием и
благовестием, ибо, как сами вы так
или иначе говорите, это началось
именно там.
Смотри также, как
родственны друг другу оказываются
Евангелие и Закон и как с каждым из
них связывается и как объединяет их
пророческое слово. И никто ведь ни в
наше время, ни в прошлом ничуть не
колеблется в сомнениях, таким ли
образом обстоит дело. Если
заглянуть в глубину того и другого,
то не найдешь там никакого
разногласия и противоречия их друг
другу, но совершенно напротив:
увидишь полную гармонию и согласие
— с той разницей, что Закон можно
назвать незавершенным Евангелием,
а Евангелие — завершенным и
законченным Законом.
Ведь если ребенок,
который по врожденным способностям,
в потенции, был, скажем, полководцем
или геометром, выросши, миновав
юность и достигнув зрелости, стал
полководцем или геометром в
большей мере, в действительности,
то потенциальность на этом
окончилась, А кто, игнорируя
настоящее положение вещей, когда
потенция уже перешла в
действительность, станет взрослого
человека рассматривать как не
достигшего совершеннолетия
ребенка, не обращая внимания на то,
что потенциальность, блестяще
раскрывшись, окончилась и ярко
блистает действительность, — каким
тот тебе покажется? Не в высшей ли
степени ущербным человеком?
То же самое разумей и
относительно Евангелия и Христа.
Ибо Закон был как бы тенью (см. Евр.
10, 1) и неясным следом того, что
позже явили Христос и Евангелие.
Евангелие же, будучи вдохновлено
самой Истиной, наипревосходнейшим
образом восполнило то, чего
недоставало Закону, и всем
представило в сияющем и блистающем
виде бывшее там слабой тенью- И как
сказано чуть выше, они совершенно
совпадут для всякого пожелавшего
подойти с любовью к более
таинственному в том и другом, т. е, в
Евангелии и Законе, ибо он не найдет
в них ничего противоречащего друг
другу, но увидит, что все содержание
Евангелия скрыто в Законе, а в свою
очередь Закон со всеми речениями
пророков исполнен s Евангелии.
Поскольку же ни одно из этих
немногих соображений не смогло
тебя полностью убедить, рассмотри
следующее.
В портике Соломона был
бассейн, называвшийся У иудеев
Вифезда. Сюда по причине
совершавшихся здесь чудес
стекались толпы больных, ибо ангел
Господен, сходя ежегодно, волновал
воду, и с первого, прыгнувшего в нее
после этого, болезнь сходила,
словно сбрасываемая змеей старая
кожа, и человек получал более
крепкое здоровье (см. Ин. 5, 2—4).
Кажется неслучайным происходившее
с тем человеком и, более того,
предзнаменующим. А если так, что же,
скажи, иное предзнаменующим как не
возрождение через божественное
крещение и проистекающие отсюда
душевное здоровье и крепость? Так
смотри же, как значительное и
совершенное предвещалось в малых и
неясных образах. Ведь сходящий и
возмущающий воду ангел обнаруживал
Ангела Великого Совета, как его
называет Исайя, — Сына Божия, а вода
Соломонова портика, коротко говоря,
— воды всей Земли, которыми после
их освящения сошествием
божественного Духа мы смываем
пятна с душ, — самую страшную и
тяжелую болезнь. И там ведь только
один оказывался насладившимся
исцелением, и то лишь в отношении
тела, теперь же вся вселенная
оздоровляется как в отношении душ,
так и тел, что несравнимо более
велико и божественно. Также и
ягненок, приносимый, по завету
Моисея, в жертву во время пасхи и
поджариваемый на дровах (см. Исх. 12,
5—6), — и он, всякий это скажет,
оказывается прообразом —
прообразом принесенного в жертву
за всех Бога Христа. В дальнейшем я
это лучше объясню. Опять же и то, что
Моисей-боговидец позволяет вам,
чтобы жена умершего бездетным
выходила замуж за его брата (см.
Быт. 38, 8) и восстанавливала
умершему семя, — и это не просто так
было заповедано. Есть ли какая-нибудь
польза от этого брака умершему?
Если не раскрыть сокровенного в
Законе и не заглянуть поглубже, то я
не вижу. Но мысль законодавца и
пророка как раз такова: ведь первый
брат, под которым он имеет в виду
Закон, оказался неспособен
исполнить свое дело по отношению к
женщине — произвести детей, т. е.
спасти проклятого человека. Потому
и дары, приносимые бездетными,
являющими собой образ образа, т. е.
Закона, не были принимаемы. Но
второй брат, т. е. Евангелие,
совершенно покончив с наложенной
клятвой, благородно восстановил
брату семя — спасение живущих под
солнцем.
Из всего же этого ясно
следует, что Закон, возникая, был в
пределах Евангелия, и оно в свою
очередь представляет собой
завершенный Закон (см. Рим. 3, 21).
Коль скоро это обстоит таким
образом, пусть не кажется тебе
неприятным и резким, когда что-то из
Нового Завета встречается в нашей
беседе, хотя предполагается, что
между тобой и Евангелием нет ничего
общего. Если Бог блюдет в тебе
божественное начало, пусть Он
позаботится открыть твои смеженные
душевные очи, чтобы их достиг свет
божественного Евангелия! Голубиные
крылья, по божественному Давиду (см.
Пс. 67, 14), вырастут у тебя, и ты,
взлетев, отдохнешь на небесах. Если
же — да не будет этого? — ни во что
ты вменишь представляемое теперь
тебе на рассмотрение, но
предпочтешь блуждать ошибочным
путем твоих отцов, большего я не
скажу. Об этом позаботится Бог.
Прежде, однако, надо
рассмотреть, почему Бог, являясь
общим Богом ангелов, людей и всякой
твари, говорит, что Он будет Богом
преимущественно тех, кто
просветится благодатью, т. е.
Евангелием и крещением. Как когда
Он сказал "Я есмь Бог Авраама,
Исаака и Иакова" (Исх. 3, 6),
ответив на чистую веру в Него отцов
своей к ним любовью и расположением,
будучи, как мы сказали, не только их
Богом, но всей сотворенной природы,
так же надо понимать и в этом случае.
Ведь тогда Он сказал, что будет для
них Богом, а они для Него народом (см.
2 Кор. 6, 16), обнаруживая крепкую и
несгибаемую веру народов и жар
Своей любви к ним. И разве же Его
обещание быть милостивым к их
несправедливостям и беззаконий их
и грехов не попомнить больше (см.
Евр. 8, 12} не намекает на
божественную благодать крещения? О
Законе ведь Он говорит, что
исполнивший все, написанное в книге
Закона, будет жив (см. Гол. 3, 12).
Уверовавший же в Слово Божие,
Христа, и воспринявший купель
божественного крещения, будучи
омыт от всех своих прегрешений,
отпускается совершенно чистым.
Видя это, Исайя говорит: "Мойтесь и
очищайтесь, освобождайтесь от
вашей испорченности" (Ис. 1, 16),
проповедуя, что Богу будет приятно
некое духовное и божественное
омовение людей, счищающее все грехи
и вымывающее из душ всю грязь. И
даже если бы со звездами или песком
морским по числу сравнялись у кого-нибудь
грехи, путем такого
необыкновенного омовения он смог
бы от них избавиться, словно бросив
пучок пакли в огромное море огня.
Пусть свидетельствует тебе пример
чуда, совершавшегося прежде в
Силоамской купели и являющегося
прообразом и проявлением
дарованного нам обновления и
оставления грехов посредством воды:
как там первый, кто входил в купель
после возмущения воды божественным
ангелом, избавлялся от всякой
болезни (Ин. 5, 4), так и при
божественном крещении принимающий
его совлекает и отбрасывает всякую
душевную скверну, словно некую
обветшалую одежду, и весь
становится чистейшим и святым. Знай
же, что божественное омовение
дарует оставление старых
прегрешений, и это и означает: "Милостив
буду к несправедливостям их и
беззаконий их не попомню больше" (Иер.
31, 34). А за все грехи, совершенные
после этого, мы должны дать ответ в
неложный день ожидаемого Суда (см.
Мф. 24, 30—31; 25, 31—46), когда Сын Божий
придет со Своими святыми ангелами
судить мертвых и живых и по
справедливости воздать добрым
сострадание, неограниченную силу и
царство, а тем, кто прожил нечестиво,
— неизреченные скорби и неугасимый
огонь.
Ксен: Немного подожди,
царь. Неужели, как ты сказал, вы
говорите, что сына плотника Иосифа
надо считать наряду со всем прочим
судией мертвых и живых? Впрочем, я
понапрасну это спросил. Ничего ведь
странного, что вы и это про него
сочинили. Ибо если вы безрассудно
утверждаете, что обжора и пьяница,
пировавший в течение всей жизни со
сборщиками налогов (см. Мф. 11, 19; Лк.
7, 34), Происходивший из по всему
бедного и заброшенного Местечка
Назарета, из которого никогда не
вышло ничего хорошего (см. Ин. 1, 46),
человек, измысливший про себя, что
он Сын Божий, и за это осужденный на
крест и умерший, восстал живым из
мертвых, вряд ли вы удержались бы и
от другой небылицы и без опасений с
легкостью не постановили бы путем
голосования считать его судией
живых и мертвых.
Император: Ты, похоже,
полагаешь, что, забыв обещание, я
повернул слово к другому и
испугался, как бы я таким образом не
увел тебя, отклонившись, от темы
разговора. Но будь спокоен. Я еще
помню, что обещал, и буду помнить; и
все полностью расскажу тебе о моем
Боге Христе. Того ведь ради я и об
этом говорю тебе подробно — чтобы
проще, легче и приятней было
постичь то. Скажу тебе только
сейчас, что совершенно верно
сказанное тобой только что — что Он
был другом мытарей и грешников, ибо
бывших прежде врагами Он обратил в
друзей и "пришел призвать не
праведников, но грешников к
покаянию" (Мф. 9, 13; Мк. 2. 17; Лк. 5, 32).
И как светом учения призвал Он к
покаянию всех грешников, так же и
прежде ничтожные и презренные
места возвеличил Он и показал
достойными величайшей чести. Вот,
например, что говорит Исайя: "Галилея
языческая, народ, ходящий во тьме,
зри свет великий. Живущие в стране и
тени смерти, свет воссияет на вас" {Ис.
9, 1—2). И Михей говорит: "И ты,
Вифлеем, дом Ефрафа, разве
наименьший ты, чтобы быть в тысячах?
Из тебя ведь произойдет мне тот, кто
должен быть князем в Израиле" {Мих.
5, 2) и прочее, что далее мы
постараемся более ясно рассмотреть
по порядку. Так что ничего
странного в том, что как Галилею и
Вифлеем, так и Назарет явил Он
великим, избрав его для Своего
жительства, и эти места, прежде
обездоленные, исполнил многих и
великих благ.
Что же касается того, что
Он воистину есть судия живых и
мертвых, то хотя дальше об этом
будет сказано пространнее, ничто не
мешает немного сказать об этом уже
сейчас. Хотя и многие об этом
говорят, теперь давай послушаем
божественного Давида, — в
девяносто пятом псалме он говорит:
"Скажите народам, что Господь
воцарился; ибо исправил вселенную,
она не подвижется; будет судить
людей по правде. Да возвеселятся
небеса и да радуется земля, да
подвижется море и наполнение его;
возрадуются поля и все, что на них;
тогда возрадуются все деревья
дубравные от лица Господа, потому
что грядет, потому что придет
судить землю; будет судить
вселенную по справедливости, и
людей по истине Своей" (Пс. 95, 10—13).
А еще в псалме девяносто седьмом он
говорит: "Воскликните перед царем-Господом.
Да подвижется море и наполнение его,
вселенная и все живущие в ней. Реки
восплещут руками разом, горы
возрадуются от лица Господня,
потому что грядет, потому что
грядет судить землю, будет судить
вселенную по справедливости, а
людей — по правде" (Пс. 97, 6—9).
Ну как? О человеке ли
говорит это пророк, об ангеле, или о
Боге? Совершенно ясно, что не о
человеке и не об ангеле. Ибо разве
возможно человеку быть судьей
самому себе? Нет, конечно. Но ведь и
из ангелов никто не называется
Господом и Судией, но и они все —
Божьи рабы и творения, хотя и
превосходят всех тварей честью.
Остается считать, что сказанное
подобает только Богу. А кто скажет,
что это приличествует Богу-Отцу? Да
Он и не сходил на землю. Так что
выходит, что пророк говорит это о
Сыне и Слове Божием, сошедшем на
землю, о чем говорят все пророки, в
том числе и Иеремия. Обрати
внимание на точность пророческих
слов. Сначала он говорит просто, что
грядет; затем добавляет, что "грядет
судить землю, будет судить
вселенную по справедливости" (Пс.
95, 13). Ведь первое показывает, что
Он придет в кротком виде, не судить
вселенную, но научить, просветить и
направить к истинному
богопочитанию множество евреев,
убедить не поступать
противозаконно, не поклоняться
идолам и блюсти Новый Завет,
который Он должен будет дать, т. е.
Евангелие, о котором говорит пророк:
"Я заключу с домом Израиля и с
домом Иуды Новый Завет" (Иер. 31, 31)
и так далее, — завет, который и
апостолы проповедали сначала им, а
потом другим народам- Во второй же
раз он придет как Бог и Страшный
Судия; тогда и небо, т. е- все ангелы,
и земля, т. е. земные люди, будут
потрясены видом лица Его.
Видишь, Ксен, каким
образом Христос мой и Бог
оказывается Судией мертвых и живых?
Это же я, как сказал, дальше
постараюсь сделать более для тебя
ясным, приведя много важных и ясных
доводов. Теперь же надо вернуться к
тому, от чего мы отошли.
Книга Моисея {Быт. 38)
повествует, что патриарх Иуда
совокупился со своей невесткой
Фамарью и она понесла двойню. Когда
же пришел час родов, то Зара пошел
из материнского чрева не прямо, но
боком, так что рука вышла прежде
остального тела. Повивалка же,
движимая неким божественным
порывом, повязала ее цветной ниткой.
Тот же неожиданно, подтянув руку,
уступил выход Фаресу, а сам вышел
после. Повивалка же, увидев, как со
вершилось это чудо, по некоторому
божественному замыслу
пронзительно и громко воскликнула
тогда: "Что расторгло для тебя
преграду?" (Быт. 38, 29). Все
необычно, что сопутствовало этому
рождению, всякий согласится. В
частности, как мы должны понимать
слова повитухи "расторгло для тебя
преграду?" Не ясно ли, что
сказанное означает, что Закон,
который и Исайя в примере с
виноградником назвал оградой,
должен будет уступить место
Евангелию, а виноградник, т. е. ваш
народ, будет оставлен на расхищение?
Рассудительно подходя к этим
словам, ты найдешь, что повивалка
сказала это не сама по себе, но, как
мы уже говорили, подвигнутая Богом,
и сказала то самое, что сказал
пророк Исайя: "Уничтожу ограду
виноградника, и он будет расхищаем"
(Ис. 5, 5). Ибо как Зара, показавшись
немного, подтянул руку и спрятался
в материнской утробе, идущий же за
ним Фарес, который, казалось,
останется позади, оказался первым,
так и данный евреям от Бога Закон:
он ненадолго показался и явился, но
когда пришла полная и завершенная
благодать Евангелия, все в мире
Просветившая ярче десятков тысяч
солнц, тогда Закон скрылся из виду.
Ксен: Если по твоим,
царь, словам Евангелие есть
благодать и истина, то Закон
остается назвать заблуждением и
совершенной ложью. Смотри, какая
полная получается нелепость: либо
мы должны сказать, что Закон вообще
не Богом был дан, либо — что он был
дан Богом, но лжив, причем и в том и в
другом случае ниспровергается все
святое и чтимое, все пророки и
воспеваемое Синайское богоявление.
Император: Я не говорю,
Ксен, ничего подобного. Что Закон
был дан народу Богом, - и я, да и
всякий скажет. Но он является
своего рода наброском и
предначертанием образа; а когда на
картину наложены краски,
предварительный набросок делается
невидим, но полностью не стирается,
— ведь картина по отношению к нему
являет собой более важную
действительность, — так же надо
понимать и соотношение Закона и
Евангелия. Евангелие есть истина,
но из этого никоим образом не
следует, что Закон — ложь, и люди
верят, что он дан Богом, что он
справедлив и свят. И так же, как
незаконченность и несовершенство
наброска служат ясности образа,
ограниченность Закона — полноте
Евангелия, ведь, хорошо вглядевшись,
в нем можно различить Закон. За
исключением немногого, что
объясняется соображениями и
нуждами того времени и отсутствие
чего не причиняет никакого вреда,
всему, что есть в Законе, вполне
ясно наставляет и научает
Евангелие. Например, не
прелюбодействовать, не воровать, не
лжесвидетельствовать (Мр. 10, 19),
любить Бога всею душою, силою и
помышлением (ср. Мр. 12, 30)
Евангелие научает лучше и с гораздо
большим эффектом. Закон говорит: "Не
прелюбодействуй" (Исх. 20. 14), Евангелие
же: "Не возжелай" (ср. Мф. 5. 28).
Видишь разницу: возжелавший жену
другого подвергся искушению, но,
будучи, допустим, воздержанным,
воздержанностью победил влечение,
а может ведь статься, что и не
устоял и был побежден. С самого же
начала не возжелавший как может
стать прелюбодеем? Закон говорит: "Не
кради" (Исх, 20, 15), Евангелие же
заповедует не только это, но и быть
готовым давать нуждающимся и всем
просящим (см. Мф. 5, 42). Закон учит
воздавать "зуб за зуб" (Исх. 21, 24),
Евангелие же настолько далеко от
мести, что рекомендует ударенному
подставлять себя еще желающим
полностью насытиться гневом,
говоря: "Если тебя кто-нибудь
ударит в правую щеку, обрати к нему
и другую" (Мф. 5. 39), "И если кто-нибудь
заставит тебя идти с ним одно
поприще, иди с ним два" (там же 5, 41).
Закон говорит: "Исполняй перед
Господом клятвы твои" (Лев. 19, 12;
Втор. 23, 21; Мф. 5. 33), т. е. не
преступай клятвы, Евангелие же
повелевает вообще не клясться (см.
Мф. 5. 34—36), ибо многократно
поклявшийся когда-нибудь да
ошибется, а вовсе этого не делавший
как может нарушить клятву? Закон
позволяет мужчине брать в жены
столько женщин, сколько он может
прокормить, количество же наложниц
он никак не ограничил, но оставил
нашему произволению; Евангелие же
предписывает единобрачие, вступать
во второй брак позволяет только
после смерти первой жены, а иметь
наложниц запрещает полностью (ср.
Мф. 19, 5 —12; 1 Кор. 7, 8—16) и на этом не
останавливается, но, не отрицая
брака ввиду природной
необходимости, ибо хорошо знает о
ней Творец естества, все же выше
почитает девственность (см. Мф. 19.
12) и с большей честью венчает
сохранивших ее. И говорит это, не
принуждая, но советуя лучшее и
более высокое, "ибо иго Мое, —
сказал Господь, — благо, и бремя Мое
легко" (там же 11, 30).
Ксен: Еще и то следует
из твоих, царь, слов допустить, что
сын плотника Иосифа — создатель
человеческой природы?
Император: Тебе, Ксен,
одно нужно рассмотреть: является ли
Он Богом. А если это станет тебе
ясным, то будет очевидным и то, что
как Бог Он — Творец и человеческой
природы, и всякой твари-Если же он
не Бог, то, конечно, и не Творец. Но
разговор об этом, согласно уговору,
давай отложим. Вернемся к прежнему.
Закон говорит, что
желающий пусть даст разводное
письмо своей жене и отпустит ее (Втор.
24, 1}', Евангелие же говорит: "Кого
Бог сочетал, человек да не
разлучает" (Мф. 19, 6; Мр. 10, 9),
ибо "Оставит человек отца своего и
мать и прилепится к жене своей" (Мр.
10. 7—8). И еще: "Не разводитесь,
— говорит, — иначе как по причине
прелюбодеяния" (ср.: Мф. 5, 32; 19, 9).
Все это ни в чем не противоречит
Закону, скорее же подкрепляет его и
содействует ему.
Ксен: Если так, как ты,
царь, говоришь, в Евангелии
написано, а не иначе, то и я, и всякий
согласится, что это не является
упразднением Закона. А то, о чем ты
сказал, что есть в Законе нечто
малое, нарушение чего не приносит
никакого вреда, — что это такое? Я
такого не знаю. Потому ничего об
этом не скажу. Но я бы удивился, если
бы что-нибудь из Закона, хотя бы и
весьма незначительное, будучи
преступаемо, оказалось не
сопряженным с ответственностью,
ибо если бы хоть чем-то можно было
легко пренебречь и не понести
наказание за преступление, таковое
не было бы, думаю, с самого начала
передано Богом.
Император: Наше
рассуждение все это прояснит по
мере продвижения вперед.
Ксен: Да будет так.
Однако то, что я сказал, — немалое
затруднение, которое препятствует
мне рассуждать. Кому достанет
софистической силы, чтобы доказать,
что в разорении Закона — истина?
Император: Немного
подожди, и все это для тебя
разъяснится. Предположим, Бог
нисколько не прогневался на наш
народ. Разве в таком случае
содержание Закона осталось бы
вовсе неизменным? Не всегда же
детям дают материнское молоко, но,
когда они подрастают, кормят их
более твердой, приличествующей
возрасту пищей (ср. Евр. 5, 12). Да и
не вечно дети у нянек учатся, но,
достигнув отроческого возраста,
нуждаются в более содержательных
науках. Неужели же вы должны вечно
оставаться недоучками?
Ведь тогда, когда вы едва
только освободились от египетской
пищи, египетских мук и
идолопоклонства, вам было бы не
вынести строгости Евангелия.
Потому и был вам дан такой Закон,
хороший и святой, однако же сам по
себе несовершенный и бессильный. А
то, что несовершенно само по себе,
едва ли способно усовершенствовать
другое. Но разве же ты не слышал, что,
даже если бы вы не согрешили и не
побудили Бога к наказанию, Закону
предстояло быть упраздненным? Ты,
может, скажешь, что раз Закон был
несовершенным и должен был быть
отменен, излишне было и соблюдать
его, ибо не было ничего страшного в
нарушении того, что Бог имел
намерение расторгнуть. Не говори
так, ибо такой защите не
свойственна справедливость.
Предположим, что кто-то,
под давлением необходимости, из
травы, соломы и случайных деревяшек
легкомысленно и небрежно построил
шалаш, с тем, чтобы потом, по
прошествии нужды, выстроить вместо
него жилище из камня, железа и
извести. Допустим, он ввел в него
жильца. А тот, не зная намерения
построившего и рассердившись на
неблаголепие, при первом удобном
случае уничтожил ее без всякого
ведома построившего ее хозяина. Как
тебе кажется: избежит ли наказания
разрушитель хижины? Вряд ли,
скажешь и сам. Нечто подобное надо
представить себе и применительно к
Закону и народу иудеев. Ведь
предстояло, как я говорил, Закону,
данному одному только вашему роду,
быть упраздненным, а Евангелию в
подобающее время распространиться
на всю вселенную и на все народы. Из-за
ваших же неразумия, жестокости и
злонравия, а больше из-за
чудовищной нечестивости, снял
ограду, т. е. Закон, Хозяин
виноградника, т. е. вашего народа, и
вы оказались в потоптании и
расхищении (см. Ис. 5, 5).
И из многого другого
пусть станет тебе совершенно ясна
смена Богом Закона. Ведь пророк
Давид говорит: "Клялся Господь и не
раскается: ты священник вовек по
чину Мелхиседека" (Пс. 109, 4). Сначала,
подумав, реши, почему он сказал "по
чину Мелхиседека", а не "по чину
Аарона", хотя священники ставились
из Левитского колена (см. Чис. 1, 50),
из которого и ты сам. Когда культ
был отправляем левитским
священством и это было узаконено
перед народом, какая была еще нужда
говорить "по чину Аарона"? С
переменой же священства,
совершенно вне сомнений, сопряжена
смена Закона. Поскольку же сказано
так, ясно, что имеется в виду другое
колено, из которого никто не
прикасался к жертвеннику, а хорошо
известно, что Господь вышел из
потомства Иуды, о колене которого в
связи со священством Моисей не
сказал ничего. И еще более ясно, что
если встает другой священник,
подобный Мелхиседеку, то — не по
Закону плотской заповеди, но по
силе жизни неодолимой, ибо
свидетельствует: "Ты священник
вовек по чину Мелхиседека".
Тщательно вдумайся, Ксен, в эти
слова: "Ты священник вовек по чину
Мелхиседека" и пойми, что Давид
сказал их о Христе и что при
передаче священства из Левитского
колена в колено Иуды, т. е. Христу,
ибо он происходил из этого колена,
необходимо меняется и Закон. Так
что перемена Закона была неизбежна,
во-первых, по сказанной нами
причине, во-вторых же, потому, что
всегда, когда одни перестают быть
священниками, священство наследуют
другие, чтобы это великое дело не
прервалось. Христос же, единожды
умерев и восстав из мертвых,
пребывает в силу этого человеком,
больше не умирая, и облеченный
неуничтожимостью и бессмертием
пребывает священником вовек в
согласии со словами божественного
Давида: "Клялся Господь и не
раскается: ты священник вовек по
чину Мелхиседека". Видишь, как?
Давид предрек, что священство будет
передано, а за его передачей по
необходимости следует и смена
Закона. Хватит об этом. Переведем
речь на другое и яснейшим образом
покажем, как Бог вознамерился за
неблагодарность, жестокость и
неверие в Него оставить ваш народ и
привлечь к себе другие народы.
Одному из судей — это был
Гедеон — Бог повелел напасть на
иноплеменников. Тот же, не видя и не
разумея всемогущества и
бесподобности силы Божией, но
считаясь с собой и с нерадением и
страхом народа, ибо их было
ничтожно мало по сравнению с
множеством иноплеменников, был
недоволен повелением и просил у
Бога знамения, чтобы увериться в
том, что он действительно победит
иноплеменников, как ему было
повелено. Знамение же, о котором он
просил, было таково: чтобы на
положенную на гумне овечью шерсть
выпал дождь, а кругом осталось бы
сухо и не влажно, как и прежде. Что и
произошло: земле вокруг шерсти
нисколько не досталось влаги,
шерсти же досталось ее столько, что,
когда ее отжали, наполнилась водой
лохань. Он же, не
удовольствовавшись столь ясным
знамением и не успокоившись, вновь
попросил, чтобы были роса и сухость,
но чтобы роса была на гумне, сухою же
осталась бы шерсть. По просьбе
Гедеона произошло и это. И, будучи
этим утвержден, он выполнил
поведенное Богом и, схватившись с
иноплеменниками, обратил их в
бегство и победил (Суд. 14—40).
Поскольку же все древние образы
были как бы прообразами будущего,
то и рассказанное с неменьшим
правом можно счесть знамением,
особенно же при сопоставлении со
случившимся позже, ибо можно
сказать, что гумно было прообразом
всей земли, а шерсть — иудейского
народа, роса же, выпавшая сначала
только на шерсть, — ниспосылаемых
свыше иудейскому народу множеству
милости и заботы, которых прежде
вся земля была лишена. И напротив,
сухость шерсти при обилии влаги на
гумне — предвестие того, что вы
лишитесь Божьих милости, помощи,
близости и покоя, а вся земля и
каждый народ будут ими
преисполнены.
Совершенно ведь то же
самое провозвестило пророческое
изречение, высказанное как бы от
лица Бога: "Сокрушу ограду
виноградника Моего", т. е. Закон, "и
будет он расхищаем, и заповедаю
облакам не проливать на него дождя"
(ср.: Ис. 5, 5—6), на народы же
сойдут роса и всякое благо. И еще
сказано пророком Исайей: "Возвеселись,
бесплодная, нерождающая; восклицай
и пой, не знавшая родовых мук", т- е.
бесплодная церковь народов, "потому
что много детей у одинокой, прежде
бездетной и бесплодной, больше,
нежели у имеющей мужа" (Ис. 54. 1), т.
е. у еврейской церкви, имеющей
Закон и пророков или, точнее, самого
Бога. Это ведь разумеется под мужем
и детьми. То же самое
предзнаменовало и то, что
бесплодная родила семерых (см. 1
Цар. 2, 5): имеется в виду, что
множество сыновей получила от
божественного Духа церковь народов,
а "многая в чадах", т. е. иудейская
синагога, обессилела (там же).
Вместо одиночества настала
божественная благодать.
Неужели же из того, что мы
сказали, не становится совершенно
ясно, что народ издревле был
оставлен Богом по указанным нами
причинам. Закон осужден на
бездействие, а блага, данные
народам посредством евангельской
благодати, еще в древности были
проповеданы всеми пророками?
Однако же если бы я захотел собрать
все по порядку ясно это
представляющее, наш разговор
затянулся бы слишком надолго. Чо же
ты думаешь о сказанном?
Ксен: Очевидно, царь,
что все это из божественного
Писания, с этим я спорить не стану.
Но кто мне докажет, что все эти
пророческие слова относятся не к
непотребствам большинства, а, как
ты говоришь, к нечестию и неверию?
Император: Я думаю,
что и умеренно процитированное
ясно показывает нам причину
разрушения вашего города и
порабощения большинства населения,
а из этого естественным образом
следует перемена Закона. Поскольку
же ты еще сомневаешься и не
полностью убежден, я постараюсь
далее сделать это более для тебя
ясным. А теперь, полагаю, надо
обдумать то, что ты заявил
несколько раньше, — что мы, дескать,
поклоняемся дереву и идолам, назвав
так святые чтимые иконы.
И всяким другим грехом
греша против Бога, человек вызывает
гнев Божий против себя. Но ничто не
делает этого в такой степени, как
идолопоклонство, ибо оно полностью
отсекает человека от Бога, потому
что поклонение идолам — совершенно
то же, что почитание демонов. Именно
об этом сказал пророк Давид: "Сказал
безумец в сердце своем: Нет Бога" (Пс.
13, 1). Поскольку примерно так и ты
думаешь о нас, я считаю нужным
теперь же разъяснить тебе все, что
этого касается.
Немощное и ни на чем не
утвержденное человеческое
мышление, легко увлекаемое
случайностями, очень скоро
забывает божественные благодеяния,
по каковой причине премудрый
Соломон говорит: "Все помышления
смертных жалки и ненадежны мысли их"
(Прем. Сол. 9. 14}. И чтобы
понемногу не исчезла и не отлетела
память о чудных делах Христа, моего
Бога, которые Он совершил,
облекшись поистине в нашу плоть и
пострадав, как человек, отцы пришли
к такой божественной и весьма
плодотворной мысли: писать на
стенах и на специальных досках
образы, чтобы, глядя на них, мы
вспоминали то великое благодеяние.
Ради этого, стало быть, мы и пишем, и
чтим, и любим иконы Христа, Его
божественной приснодевственной
Матери и других святых людей.
Поклоняемся же мы им не
как божествам, а относительно,
выказывая избыток жара любви к
изображенным. Как Божеству мы
поклоняемся только Христу, — где
написан Его образ. А родившей Его
приснодеве Марии и ее иконе, а также
иконам иных святых и им самим мы
поклоняемся не как божествам, как я
сказал, но, выказывая почитание, мы
пересылаем честь их прообразам —
по той причине, что одни из них,
претерпев за Христа различные
тяготы, добродетелями изнурили
свою плоть, а другие были
подвергнуты многим видам смертных
казней.
Ясный же пример того, что
честь, воздаваемая образу,
переходит к первообразу, —
императорское повеление. Ты ведь
знаешь, что когда что-либо такого
рода кто-нибудь прочтёт вслух, все
присутствующие тут же, если кто
сидит, встают и начинают издавать
громкие крики, на все голоса
попеременно увенчивая императора
похвалами и благодарностями;
многие же прикладывают грамоту к
своим головам. Это, я полагаю, и тебе
хорошо известно?
Ксен: Конечно.
Император: Что же,
кажется тебе, что они воздают честь
хартии и чернилам, или красным
буквам? Ни в коем случае. Поскольку
каждое из этого само по себе ничто,
они полагают, что переводят честь
на царя и перед ним склоняют свои
шеи, обременяемые грамотой, о
которой мы сказали.
Ксен: Мне так кажется.
Император: Прекрасно.
Еще понятней, что мы поклоняемся
иконам не как божествам, тебе будет
из следующего. О монетах ведь и сам
ты, уж конечно, знаешь, — что на
одних из них отчеканены образы
Христа, на других — Его матери или
кого-нибудь из святых. Но нас мало, а
вернее сказать, никак не занимает
их почитание. Ибо не для почитания
прообразов было придумано делать
их отпечатки на серебре или на
золоте. Мы их наносим как своего
рода знак достоинства монеты, а
кроме того, чтобы показать, что
монета принадлежит христианам.
Потому, и на землю их при случае
бросая, предавая огню и переплавке,
истирая, разламывая, а при сделках и
торговых операциях передавая в
руки нечестивых, мы не смущаемся. Да
и у тебя самого в кошельке или дома,
если поискать, может найтись немало
таких христианских монет, данных
тебе исключительно христианами, а
не кем-то другим. Однако тех, кто их
дает, это нисколько не заботит. Ибо
мы настолько далеки от того, чтобы
служить образам как божествам, что
если образ, написанный, допустим, на
доске или на стене, оказывается
почему-либо стертым, то ничего
другого в стене, кроме прежней
стены, и в доске, кроме дерева, мы не
видим и при случае предаем их и огню.
Как видишь, поклонение иконам не
есть идолослужение, как ты думаешь.
И разумные люди придают значение не
поклонению, но помышлению
поклоняющихся. Если хочешь, я на
примере ваших обычаев сделаю это
более для тебя ясным.
Бог, видя неразумие и
неблагодарность ваших предков,
потому что они чрезвычайно быстро
забыли Его благодеяния и различные
милости и скоро изгнали из души
память обо всем, чем они были
облагодетельствованы в Египте, в
пустыне и повсюду, повелел через
Моисея подвешивать к рукам
священников некие книжечки с
записанными в них чудесами. Так что
же, неужели хартии и чернилам
воздавая почитание, прикрепляли к
рукам написанное? Ни в коем случае.
Но, глядя на них, думали о
благодеяниях, потому что вид их
пробуждал в них воспоминания и
незаметно побуждал к благодарению.
И что, не боговидец ли Моисей,
сделав образы херувимов, установил
их на крышке ковчега Завета (см.
Исх. 25, 18—20)7 Но он и не думал
служить идолам. Что уж и говорить о
ковчеге и находящемся в нем — я
имею в виду скрижали Завета (см.
Втор. 10, 5), сосуд с манной,
божественный жезл Аарона и золотую
кадильницу (см. Евр. 9, 4). Не из
дерева ли он был сделан, а то не из
золота ли — такой преходящей
материи? Однако ничего такого не
приходило в голову тем, кто
поклонялся им; и столь велик был их
благоговейный страх по отношению к
святыне, что никому из них всех не
было позволено ни приближаться, ни
прикасаться к ней, кроме какого-нибудь
священника из колена левитов. Ты
ведь знаешь, я думаю, о том Озе —
какую он понес кару за дерзость,
хотя он из благочестивых, как ему
казалось, побуждений прикоснулся к
ковчегу: ведь он хотел его
поддержать, чтобы тот, наклоненный
быком, не упал (1 Паралип. 13, 9—10).
Ничто ведь не препятствует
материальному и быть, и считаться
божественным. Ведь чем-то вполне
божественным и очень высоко чтимым
было и то, что в нем лежало, и сам
ковчег. Невозможно, думаю, без
трепета вспо-минать множество
совершавшихся ради него чудес,
Сколь великим, например, было чудо с
Иорданом, когда вода с одной
стороны утекла до самого дна и
влилась в море, а с другой,
сгустившись, как лед стала, когда
священники, носившие ковчег, стояли
посреди речного дна, давая прочим
возможность беспрепятственно
посуху переправляться, а
иноплеменники, видя это, чуть не
умирали от страха, а затем Иордан
вновь получил беспрепятственный
путь, когда после всех перешли и
священники (Ис. Нав. 3, 14—17). А
каково то, когда после семидневного
обхождения вокруг Иерихона
священников с ковчегом пали его
стены и все его жители вместе с
правителями были порабощены (там
же 6, 12—23)? Какая такая сила это
делала: неужели же дерева и металла?
Нет. Но ведь одно там было видимым, а
другое умопостигаемым, и это
совершала умопостигаемая сила.
Своевременно будет
разъяснить тебе, что я понимаю под
умопостигаемой силой. Ковчег ведь
был образом и подобием родившей
Сына и Слово Божие чистейшей
приснодевы Марии, а его содержимое,
хоть и было подобием вселившегося в
Деву Христа, но и оно все было
образом той же нескверной и
пренепорочной Марии. То, что ковчег
был, согласно Закону, изготовлен из
дерева, указывало на ее тленность и
на то, что она дочь Адама,
кадильница же из золота — на ее все
превосходящую чистоту и на то, что
она примет в себя истребляющий
всяческий порок огонь
божественности, т. е. Сына Божия,
настоящий умственный фимиам, для
ангелов всех и людей благоухающий.
Скрижали же и начертанные Богом
слова яснейшим образом
предзнаменовали: скрижали — ее как
смертную по природе, слова же —
бессемянно вселившееся в нее Божие
Слово. И жезл тоже был прообразом
приснодевы Марии: как он, будучи
сухим и лишенным влаги, внезапно
процвел и оказался плодоносным,
тогда как другие жезлы остались
сухими, как и прежде, так и она,
избранная из всех родов, без семени
родила Цветок нетления, Христа, —
подобно тому как жезл без земли и
воды пророс. Содержащий же манну
золотой сосуд означал чистоту и
безупречность Богородицы, а манна,
которую он содержал, — свыше в нее
сошедшего Бога-Слово: ибо подобно
тому как манна удивительным
образом сходила, так и Сын Божий
превосходящим всякое объяснение и
всякую ангельскую и человеческую
мысль образом сошел на Приснодеву,
от ее пречистых и нескверных крови
и плоти плоть Себе создав. И как был
Он совершенным Богом, так Он стал по
всему совершенным человеком, и — не
по видимости, как некоторые
нечестиво полагали.
Помысли же здесь и о том,
как отцы ваши, питаясь той небесной
богоданной пищей, о которой пророк
Давид сказал: "Хлеб ангельский ел
человек" (Пс. 77, 25), не
удержались тогда от ропота, но
поставили выше египетское мясо и
прочую пищу, а также перепелов и, не
устыдившись прысыщения ими,
испытали за неблагодарность
божественный гнев в тот самый
момент, "когда пища была у них в
устах" (Чис. 11, 4—33). Смотри же не
подумай, что раз пророк называет
манну ангельским хлебом, то ангелы
нуждаются в какой-то материальной
пище, поскольку манна была
материальной, или наоборот, — что
тела людей поддерживаются некоей
ангельской умственной пищей.
Ничего подобного: созданным из
земли людям потребна земная пища,
ангелы же, состоя из ума и будучи
далеки от материи и телес, имеют
соответствующую их природе пищу,
каковой является Сам Бог, который
для них — и пища неиссякаемая и
неисчезающая, и радость
непрестанная, и свет, превосходящий
всяческое сияние, — каковой пищи
себя лишив, дьявол претерпел самую
худшую и жесточайшую смерть, хотя
ему и кажется, что он жив. Ангелы же,
питаясь такой пищей, живут вечно и
живы будут в неисчислимые и
бесконечные веки.
Поскольку же мы полагаем,
что Сам Бог — пища ангелов,
получается, что манна была
провозвестием сошествия с небес и
воплощения от чистой Девы Бога и
Владыки Иисуса Христа. И пророк
удачно образно назвал манну хлебом
ангелов, поскольку она была
ярообразом хлеба, или пищи
ангельской — Господа, имеющего
насытить всякую душу неиссякаемой
умственной и божественной пищей;
так же точно она замещала иудеям
всякую пищу. Потому ведь и сам
Христос, воплотившись, говорил: "Я
есмь хлеб, сшедший с небес" {Ин. 6,
41). Называя себя нематериальным,
как мы сказали, хлебом, Он хотел
образно показать, что точно так же,
как самой необходимой пищей,
восполняющей и воссоздающей то, что
каждый день уходит из тел, является
хлеб, так и Христос умирающие и как
бы издыхающие души верующих в Него
оживляет и согревает.
И не удивляйся тому, что
пророк о будущем времени сказал в
прошедшем: "ел" вместо "будет
есть". В Писании ведь часто
используется такой прием передачи
мысли. Например, "На реках
вавилонских, там сидели мы и
плакали" (Пс. 136, 1) было
написано до Вавилонского пленения,
а "В реке пройдут ногами" (Пс.
65, 6) — после перехода через
Иордан народа с ковчегом.
Все это я привел тебе,
отводя от нас обвинение, связанное
с воздаянием чести и поклонения
святым образам, и всячески тебе
показывая, что мы поклоняемся им не
как богам, как некоторые думают, но,
как я сказал, переводя честь
первообразам. Убеждает ли тебя это,
скажи.
Ксен: Многое
заставляет согласиться с тем, что
ты говоришь. И, думаю, никто не
вправе укорить меня за то, что я
присоединяюсь к истинному.
Император: Тогда
уместно было бы воздать Богу
молитву в качестве своего рода
жертвы от первых плодов наших
рассуждений:
Бог святой, в Троице
воспеваемый, коснувшийся очей
твоего ума и оные, совершенно
смеженные, немного приоткрывший, да
очистит их Сам от приставшего к ним
обмана, как от некоего гноя, и да
дарует твоей душе веру Авраама,
Исаака и Иакова, чтобы ты познал
истинно сущее, т. е. точно известную
истину о Боге, а не блуждал в
неведении, как в глубоком мраке.
Ксен: Мне в высшей
степени приятно было, Царь, слушать
молитву, и в то же время в моей душе
вспыхнуло сильное желание получить
разъяснения о том, что ты назвал
Троицей. Ибо, слыша о том, что вы,
христиане, почитаете Троицу, я как-то
никого об этом не расспросил. А
теперь, когда ты своими словами
доставил удобный случай и
выказываешь усердие в том, чтобы я
понял то, что мне хочется, я, право
же, буду немало тебе благодарен,
если ты объяснишь мне и это.
Назад Вперед
|