Песнь седьмая


После отдохновенья,   1

Злоотвращающими плесницами наш Владетель
Край прошёл Галилеи, у моря простёртую землю.
Он пути не желал по полям иудеев священным,
Ибо стремились они сгубить Его злобным коварством,     5

Были б рады сыны Иудеи жертвенной смерти.
Близился праздник тогда годичный всеобщий в честь Бога,
Названный «поставление кущей». Иосифа дети,
Четверо мнимых братьев, родственников по семейству,
Ко Христу подошли и все возгласили едино:     10

«Уходи-ка отсюда, пока ещё праздник проходит,
К землям иди Иудеи сопредельным быстрее,
Пусть Твои ученики свой разум неверный и зыбкий
В прежней вере Твоей обретут в ближайшее время,
Видя Твои чудеса, свершённые речью премудрой,      15

Втайне никто из смертных заветного не затевает
Дела, что видеть не должно, в тёмном мраке безмолвья,
Мужественный человек всё деет открыто. А коли
Деешь разные дива — пусть мир и свидетелем будет!»
Так говорили без пользы, не веря, как и другие,   20

Хоть и родственники Христа всемогущего были,
Отрицали Его и они, заблудшие духом.
Молвил родственникам Владыка реченьем ответным:
«Время Моё не настало, ещё не пора Мне, а ваше—
Перед вами всегда и повсюду, и миропорядок     25

Этот не может злобный в буре привычной безумья
Вас ненавидеть, Меня же он ненавидит и гонит
Неумолимо, ведь Я во свидетельстве гласа едином
Мир, чреватый грехом повседневным, всегда обличаю,
Ибо дела его — против священных установлений,     30

Может он праздник этот справлять и яркий, и шумный,

Я ж «поставление кущей», недавно столь чтимое людом,
Не посещу во священный срок. Ещё не свершился
Времени бег Моего». И как сулился Он раньше,
В чистый ушёл чертог галилеян буйнокудрявых.      35
Только сродники в храм вошли, как Сам Он тотчас же
След боговидный направил на праздник с пляской искусной.
Следом за Ним устремились, желая найти, иудеи:
«Где он? Куда пошёл?» — так, у ропщущего народа
Тысячи раз вопрошали, немолчных уст не смыкая.   40
Многие прославляли богобоязненным гласом
Мудрость Его, говорили о многих чудесных деяньях,
Прочие, единоустные, спорили с утвержденьем:
«Нет в нём истинной мудрости и реченьем обманным
С толку он только сбивает весь народ деревенский!»  45
Так они между собою болтали. Только открыто
Ни один не посмел без страха, гласом отважным
Истину вкрадчиво молвить, уста свободно раскрывши...
Иудеев боялись. Когда уже серединной
Меты достигло давно это празднество, полное тайны,   50
Сам Христос появился. Во благокаменном храме
Толпам собравшихся здесь Своё объяснил Он ученье.
И изумлялись Ему иудеев учёные сонмы,
Так говорили друг с другом, друг другу передавая:
«Кто этот выскочка? Он как по писаному вещает!   55
Грамоте учен где и как искушённый сей неуч?
Буквы он как — неучёный! — проведал?» И вопрошавшим
Так изрекал устами божественными Владыка:
«Многоучёность Моя не от школы, а токмо от Бога,
Бога, Меня в этот мир пославшего; кто пожелает —     60
Сведает дар наставленья Нашего, благо ли это
Горнее только от Бога, иль Сам Я это открою
Только в тайных беседах по Собственному разуменью.
Всякий смертный, кто скажет о собственной славе великой,
Сообразуясь с умом лишь своим, о себе лишь расскажет;   65
Смертный такой стремится себя лишь прославить, кто ж деет
Посланный Волею Бога, тот ведь в невинности чистой

Истинной тропкой ступает, и нет в нём греха никакого!»
Так им Владыка в ответ говорил: «Разве в древности давней
Кары не дал Моисей для всякого мужеубийцы?      70
Ветры куда унесли закон высочайшего Бога?
Не исполняется свод законный, Меня только все вы
Ищете жизни лишить, верша деяние втайне!»
Паства тогда отвечала: «Бесы жалят уж разум
Твой, преследуя душу,— кто ж тебе смерти желает?» 75
Иисус взговорил о законе премудром: «Ведь люди
У священной и тайной срамной поверхности плоти
Самый крайний покров отсекают кругообразно.
Я же одно деянье содеял, и за благое
Дело Меня, изумясь, вы браните, но не Моисея ль    80
Заповедью дано отсечение плоти железом
(Хоть и не Моисей даровал эту почесть, а предки
Ваши сие заповедали), правде согласно честнейшей:
Как только свет приходит седьмой зари повседневной,
Плоть иссекаете вы младенца родильным железом —  85
Заповедь Моисея однако сие разрешает!
Муж обрезанье святое приемлет привычною медью,
Тяжко гневитесь вы на Меня и шлёте угрозы,
Коль изнурённому долгой болезнью, гниющему вживе
Мужу здравье послал Я в субботу речью поборной,  90
Исцелив его, хоть и не остросекущим железом!
Так не судите согласно воззренью смертного мужа,
Правьте по правде суд, клянитесь истинным словом;
Следует праведный суд предпочесть временному обличью».
Некоторые из града рекли святого, Солима:   95
«Вправду ли он тот самый, за кем устремилися града
Жители, дабы предать дробящему сразу железу?
Видите, снова речет он как прежде пред внемлющей паствой
Всею открыто, уже никого он теперь не страшится!
Разве не внемлют реченью смертных богоязыких    100
Градоначальники так же, как и сограждане наши —
Ведь его называют „христос"; и Христос вам, Владыка,
Явлен, только никто не ведает, кто он, откуда...»

Так возглашал Иисус в святилище среброзарном:
«Вам известны Мои красноречие и учёность,    105
Даже откуда Я — известно, хоть вы и молчите.
Только явился сюда Я к вам не по Собственной воле —
Истинный Мой Отец ниспослал Меня с высей небесных...   108
Больше того, Мне Он — ведом, ведь ныне только по воле    109
Бога Сам Я пришёл, а Тот послал Меня первым».   110
Были и те, кто во гневе, со сжатыми кулаками
Кинулись на Иисуса, никто не осмелился только
Рук для расправы грозной в ход пустить, потому что
Бога Отца изволеньем час кровавый не пробил.
Но из собравшейся паствы поверило много народу,  115
Иисуса одобрив словом единодушным:
«Люда Вожатай, Христос, не он ли, откуда б он ни был,
Смело труды вершащий, деющий дивные дива
Злоотвращающей речью?» Но паствы многоязыкой,
Бормоча недовольно, гневному, глупому гласу   120
Вняла безверная чернь погрязших в грехах фарисеев,
С ненавистью пославших к жрецам, чтоб Христа захватили
Неуловимого дланью жестокой они беспощадной.
Им взговорил Владыка одним бесстрашным реченьем,
Свой добровольно избранный смертный час предрекая:  125
«Малый срок среди вас побыть Мне тут и осталось,
Скоро к Отцу вознесусь, к Меня пославшему Предку,
Вы все жестоко Меня притесняете, но и беснуясь
Никогда не найдёте и нет у вас силы на это,
След Мой на тропах найти, по коим Я странствовать стану». 130
Тут, столпившися, паства увещевала друг друга:
«Так по какой же он должен дороге вскоре податься?
Не поспешит ли он обойти городки по соседству,
Где обитают евреи средь эллинов, чтоб проповедать
Собственное ученье мудрое и средь греков?    135
Что же это за слово, сказанное им пастве?»
«Будете после Меня вы искать, дабы снова увидеть,
Только вовек не найдёте то место, куда Я отправлюсь,

Вам недоступен путь (хоть и страждете), коим иду Я».
Вот последний подходит день празднеств с пляской совместной — 140
Встал Владыка Христос у кущ благокаменных храма,
Речью, влекущей народы, так возгласил Он евреям:
«Кто душегубную жажду имеет, ко Мне да приидет,
Наших ключей да испьёт, сей душеспасительной влаги,
Всякий уверовавший да спасется. И праначальный    145
Бога молвит глагол, что вечно чрез оного чрево
Токи духовные струй живых и самотекущих
Вспрянут божественной влагой вечнорастущей глубокой!»
Молвил Он, предрекая сиянье грядущее люду
Духа, от Коего сердцем трепетным проблеск приимет 150
Всякий уверовавший из всех многочисленных смертных.
Но средь земных представлений не укоренился глубоко... 152
«.. Так Владыка Христос не явился нам у престола!»    153
Многие люди, внимая, такое передавали
Уст вернейшею речью многоязычное эхо:  155
«Сей же, о Коем писанье, и вправду — Пророк и Провидец».
Боле сомненья не ведая, так они восклицали:
«Да, это Он, Христос, Владыка». Иные же словом
Уст законоучительных отворили засовы,
Писанные прорицанья в книге святой поминали:     160
«Разве может прийти из земли галилеян прибрежной
Сей Владыка, Христос? Не рекло ли пророчество Божье,
Что от царственной крови Давида Тот происходит,
Муж Христос, что должен явиться среди иудеев
Из земли, где обитель была песнопевца Давида,   165
Овцепитающего Вифлеема?» И разделилась
Паства, и загорелася распря, там человеки
Недальнозоркие, видно, ума лишены наущеньем
Старцев, старейшин неправых, схватить Иисуса хотели,
Но ни один не настиг Его, ибо пора не настала,    170
Не наступил для Него погибельный час и последний.
Возвратились рабы послушные к первосвященным,
К старцам, устрашены, а те им измолвили слово:

«Что ж вы Его не схватили?» Но молвили преразумно
Неустрашимые стражи страх наводящих велений:    175
«Нет человека, кто равен речением Иисусу!»
Молвила наглая чернь разнузданных фарисеев:
«Не обманулись ли вы заключеньями ложными, или
Знамениями того? О, ведь никто из старейших
Фарисеев, учёных мужей, ему не поверил,     180
Кроме этой заблудшей и предосудительной черни,
Та же, не зная закона, безумствует, алча разбоя»;
В этом собранье тотчас, изливая негодованье,
Никодим появился, сей люд порицая ответно:
«Разве закон иудеев священный жестокосерден,     185
Дабы в суд отправлять, человека не выслушав прежде,
Дабы решение вынес суд, разузнав поподробней
И поступки его и свидетельские показанья?»
И возопило собранье законников фарисеев,
Никодима браня беспорочного: «Сам-то откуда?     190
Из Галилеи ужель? Ты, свиток двойной развернувши,
Посиди-ка, размысли, может ли даже провидец
Из Галилеи явиться учёный да красноречивый?»     193

Назад   Вперед