Песнь третья


Жил иудеев начальник, из фарисеев заблудших,    1

Рода священного, был он богатым и своенравным,
Имя ему — Никодим; и вот как странник, скрываясь,
Раз ко Христу в ночи пришёл, осторожно ступая,
В дом, где свет. Полуночник, явился. И верному мужу     5

Иисус о сияньи дивном крещенья поведал,
Возвеселил Своим словом пришельца в ночи, Никодима.
Муж обратился послушный к Богу с ответною речью:
«Словоискусный, Раввй, очами зрю ум Богословный.
Миропорядка Учитель, Ты послан на землю от Бога, 10

Помощи людям Податель. Никто не в силах средь смертных
Столько чудес сотворить и щедрых, и многообразных,
Сколькие Ты сотворил победным, целительным словом,
Если бы Бог Сопомощником, зла Отвратителем не был!»
Отвечал Иисус недоступною разуму речью:     15

«Если бы даже и после стрекал разрешительных родов
Смертный родился вторично на свет, то кровли небесной,
Тленный, не смог бы постичь, не познал бы начала айона!»
Удивляясь Ему, Никодим излился в реченье:

«Как после старости можно в пене белёсой — как в море —   20

Снова родиться седин, претерпев родовые мученья?
Вновь нельзя от отцовых чресел, растящих потомство,
Во чревату утробу матери старой проникнуть,
Обыкновенье познать и родов, вновь приходящих!»
Рек Иисус в ответ, поучая учёного мужа: 25

«Не очищающий плоти омовением чистым
В установленье одном от воды и от Духа Святого,
Если не примет сперва бессеменного он зачинанья,
Близкого родов подобью, которые жёнам привычны,
Тленному невозможно постигнуть разумом мужу    30

Славу небесную, равную вечности беспредельной!

Ибо утроба земная смертных лишь исторгает
В облике праха скудельного, плоть на земле человека
Лишь существует; но Божье, от чистого омовенья,
В излученье вершится Самородного Духа     35
Веянье-Жизнеподатель, родившийся без повитухи,
Самодостаточный Отпрыск Родителя, Сущего вечно.
Не поднимайте же шума за речь, что приходит от Бога,
Хоть и молвил Я вам о должном уразуменье
Новых начал — чрез воду производящихся родов.  40
Знай же, что вечноструящийся Дух, в незримости зыбясь,
Дышит повсюду, где хочет, а ты лишь близъявленный трепет
Слышишь Богокружащий, гласа воздушного отзвук,
Доносимый до слуха земного, но невозможно
Очесами постичь, куда и откуда приходит.    45
Так у всех, кто явлен от огня омывающей влаги,
В Духе родившегося, но не в круговерти скудели!» —
Молвил Он, а Никодим — в ответ Ему: «Как это может
Быть и случаться?» Христос же пророчествовал, предвещая:
«Ты, кто учит Израиль — и ты же не разумеешь?  50
Скрыто сие от тебя, Моего ты не сведал стремленья,
Слово да станет Мое неизменным свидетельством правды,
Ибо Мы знаем: се — правда, святым предвещаньем чревата,
Сеем во слух Мы внимающих неодолимые речи
Уст, рекущих лишь правду, от Родителя кои   55
В высях небесных уши Наши лишь и восприяли,
Речью искусною вестника свидетельства наставляем;
Только вот ум людей, не готовых, упрямых, всем Нашим
Верным свидетельствам этим не внемлет. И, коли реку Я
Слово какое, благо земных трудов негрешимых,      60
Вашему слуху тяжко будет в это поверить.
Если же Я возглашу о крылатом воинстве горнем,
Более ль веры будет стремленьям неопределённым,
Мненью о сути небесной кровли, что видеть не должно?
Человек никогда не парил ветроносной стопою     65
Над недоступной для всхода дугою кругов небесных,
Кроме как Богоподобный Муж, Кто облик бессмертный,

С неба сойдя, сочетал со плотию необычайной, —
Сын Человеческий только, Тот, Кто под звёздною кровлей
Обитает, предвечный, в Отчем доме эфирном.     70
Как у пустынного гребня некогда Моисеем
Змий забвенья воздвигнут укушенных аспидом мужей,
Он подобью последовал тварному острого тёрна,
Так и Защитник людей от членовредительных хворей,
Сын Человеческий, людом смертным ввысь вознесется    75
Словно облик змеиный, утишающий боли.
Тот, кто уверовав, словно закон, Его разумом примет,
Узрит и насладится прославленным жизни покоем,
В коем широкобрадый айон бесконечно змеится.
Многообразный мир и странника Скиптродержец     80
Столь возлюбил, что послал людей Поборника, Сына
Единородного, Логос, в мир четыреупряжный,
Дабы, кто примет Его, изменив легкомысленный норов,
В неколебимой вере выю склонив добровольно,
Вечный край тот откроет горней жизни небесной,      85
В благодревном Раю, в нетленном дому обитая.
Бог Родитель послал в мир этот Логоса, Сына
Не осудить сей мир до срока, но чтоб воскреснул
Впавший в ничтожество весь человеческий род непременно.
Логос кто усладит уложеньем сердца прямого,     90
Ярость изгнав неверную веяньем ветра-эфира,
Праведной обладая верой, — того не осудят;
Кто же возвёл обезумевший взор на плоть человека,
Главу надменно возвысив свою богоборную дерзко,
Тот осуждён, ибо он своим несговорчивым сердцем    95
Веры не восприял и не примкнул к устремленью
Сына вышнего Бога Родителя, убеждённый
Именем чтимого жарко Владыки; и нечестивца
Скоро постигнет суд сородника мира; ведь с неба
Свет на твердь снизошёл, человечество в непостоянстве   100
Более тьму возлюбило нежели молнийный отблеск,
Света не возжелали, но мрака, люди, ибо дела их
Пребывают лукавы, и всякий пособствует кривде,

Только ночи достойной; свет ненавидя, не жаждут
Света, что рядом струится, — как бы свет их не выдал     105
Дел, что творятся в тиши, сокрытых тайным молчаньем;
Кто же в богобоязни всё истинное сохраняет,
Собственной волей к свету приходит, дабы явить нам
То, что свершил он волей Бога только одною».
Молвил Он и покинул потом галилеян равнину,    110
К чистому лону полей иудейских стопы устремивши.
Там Господин пребывал с боговидными учениками,
Обитая в жилище чужом. Средь владений окрестных
Он в пророческих струях крестил иные народы,
Нечистоту омывая сердец человеческих; там же    115
Был и святой Иоанн, и народ, чтящий Бога, кочевный
Близ Солима крестил он в водах бурливых, глубоких.
Тут широкотекущей реки извивной потоки
Влагой вздымалися щедрой в течении струй вековечном,
Всех омывающем. Люди тесно его окружали,    120
Благочестивого мужа единого, каялись горько
В позднем раскаянье, в водах смывали все прегрешенья,
Ибо тогда ещё брака лишённым правителем не был
Ввергнут он в заточенье вечное, смерти сопутник,
Тяжкоскованный Божий муж; и начат об очищенье 125
Спор у служителей был и учеников Иоанна
С иудеем учёным. И быстро плесницею резвой,
К Божьему человеку вошли и к нему обратились,
Облачённому в шерстяной хитон тонкотканый:
«О равви! Провозвестник первый зло отвративших     130
Вод, так кто же был рядом у водоворотных потоков,
Богом коего ты почёл и во слове премудром,
Тот, кому ты подобен в омовении чистом,
Коим и крестит он больше. Туда же с равным стремленьем,
Тучами словно собравшись, все жители поспешают,     135
Дабы присутствовать там, на божественном омовенье».
Им же, всем вопрошавшим, ответствовал праведный сразу:
«Нет, никто ничего не содеет, коль с горнего лона
Почести не снизойдёт, дарованной только от Бога.

Вы же, свидетели сведущие, — ведь и с паствою этой  140
Говорил, не скрываясь, истины гласом неложным:
„Я не Владыка Христос, Жизнедавец, но я только послан
Прежде Него, как сопутник, Богом Высокопрестольным".
Ведь невестой жених обладает, а тот, кто поближе,
Рядом стоит и слышит голос его лишь звучащий;    145
Внемлет он, наслаждаясь знакомою речью привычной,
Веселится соратник верный от радости. Чуем
Многомоленную радость мы тоже, и подобает
Вечно Ему иметь всё боле растущую славу,
Ибо Он свят и бессмертен, моя же радость — быть смертным; 150
Меньшую меру имею, ведь худший я и по роду.
Сей же — с высот сошёл, с надгорных высей небесных,
Выше всех и поднялся. А тот, кто от здешней крови,
Гласу персти внимает, деет деянья земные.
Тот же явился к нам от эфирного Божьего лона    155
И говорит Он то, что на небе услышал; не принял
Ни один всесвятое свидетельство, Он же — свидетель,
Богосказанное слово подбрадья святого приявший.
И нелживый сей смертный запечатлел Его речи,
Что пребывает единый истинный Бог, ибо с неба     160
Бог на землю послал Вспомощника миропорядку,
Он же и шлёт Вселиющий Ливень премудрости Отчей,
Явлен не мерой слова Логос, но Сущий всевечно
Дух Единому дан, Поток вечнольющих пророчеств.
Бог высокопрестольный, Родитель, Чадо лелеет:     165
Дал всё во длани Его нести. А тот же, конечно,
Кто неколеблемым нравом твёрдую веру умножит,
Узрит Жизнь и получит такую высокую почесть:
Существование в вечной беспредельности; тот же,
Кто противится вере в Дитя живущего Бога,     170
Кара высокопрестольного Бога того и постигнет,    171
Наказуя безумца».         172

Назад   Вперед