ГЛАВА XXI
О ГНЕВЕ641

Гнев есть волнение околосердечной крови642, происходящее вследствие испарения (выделения) или возмущения желчи; потому он и называется χολή и χόλος643. Иногда же гнев есть желание взаимного мщения. Так, будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы раздражаемся, и тогда происходит состояние (πάθος), смешанное из пожелания и гнева.

Видов гнева три: вспыльчивость (οργή), которая называется также χολή и χόλος, злоба (μήνις) и ненависть (κότος). Гнев, имеющий начало и сопровождающийся движением644, называется вспыльчивостью, а также — χολή и χόλος. Злоба же — гнев застарелый645; он назван μήνις от слова μενειν (оставаться) и потому, что он передается памяти646. Ненависть есть гнев, выжидающий удобного случая для отмщения; и он получил свое название (κότος) от то κείσθαί647.

Гнев есть слуга (спутник) разума648: так, всякий раз, когда последний сочтет (что-либо) случившееся достойным негодования, тотчас наступает гнев, если, конечно, сохраняют свое положение сообразно с природой.

ГЛАВА XXII
О НЕРАЗУМНОМ, НЕ ПОДЧИНЯЮЩЕМСЯ РАЗУМУ649

Итак, то, что повинуется разуму, рассмотрено650. К области же того, что не подчиняется разуму, относятся силы питания, рождения и движения крови (биение пульса). Силы питающая и производительная называются физическими, а движущая кровь (пульсовая) — жизненной651.

ГЛАВА XXIII
О ПИТАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ (СИЛЕ)652

Сила питающая заключает в себе четыре физические силы: привлекающую, удерживающую, изменяющую653, отделяющую (извергающую). Ведь каждый член (часть) животного организма естественно втягивает в себя свойственную ему пищу, задерживает привлеченную пищу и удержанное изменяет в себя654, а излишек выталкивает (низвергает). Таковы силы, распределяющие пищу по частям тела [животного655], из которых происходит возрастание в длину и ширину. Излишки же выделяются через желудок, мочу, рвоту, пот, рот, нос (ноздри), уши, глаза, выдыхание и через скрытые поры. Итак, некоторые выделения очевидны: через уши (выделяется) так называемая сера (κυψέλη), составляющая нечистоту ушей; через глаза — слезы и гной; через выдыхание — копоть сердечной теплоты656. А под скрытыми порами разумеют испарения всего тела, в силу которого из глубины тела657 вследствие сокращения артерий выходит множество паров, благодаря неплотности (проницаемости) кожи.

Органами питательной силы (способности) являются: рот, желудочный канал658, желудок, печень, все вены, кишки, обе желчи и почки. Действительно, рот первый приготовляет желудку пищу, раздробляя ее на мелкие части при посредстве зубов и языка: язык, ведь, тоже оказывает величайшую услугу при жевании, собирая пищу и подбрасывая ее зубам, подобно тому, как мелющие подбрасывают рукой хлебное зерно под жернов; так что язык есть некоторым образом как бы рука при жевании пищи. Приготовленная таким образом пища отсылается в желудок через пищепровод: пищепровод, ведь, есть не только орган ощущения потребности, но и проводник пищи. Так, он быстро при поглощении и привлекает пищу, и отсылает в желудок. Желудок же, приняв (ее), отделяет полезное и питательное от каменистого, древянистого и непитательного, и полезное, обратив (переработав) в соки, отсылает печени через вены, которые влекут (соки) от него и проводят в печень; эти вены представляют как бы корни печени659, влекущие из желудка пищу, подобно тому, как из земли влекут (ее) корни растений. Действительно, желудок подобен земле, доставляющей пищу растениями; корням соответствуют вены, которые к воротам и выпуклым частям печени возносят сок из желудка и кишок через брызжейку660; стволу (соответствует) сама печень; ветвям и верхушкам — вены, разделяемые полой веной, исходящей из выпуклых частей печени. Печень, принимая от желудка сок, переваривает его и уподобляет себе: имея же плоть весьма подобную крови, она — естественно — обращает сок в кровь. Кровь же очищается посредством селезенки, желчного пузыря и почек, именно: селезенка привлекает дрожжеватые элементы (крови) и делает их своей пищей; желчный пузырь — едкое661, что остается в соках от пищи; почки же — серозную жидкость662 и оставшуюся едкость, — чтобы остальная кровь, уже чистая и полезная663, распределилась для питания по всем остальным частям (членам) тела посредством вен, которые рассеяны в них. Итак, каждая часть (тела), привлекая кровь, удерживая и изменяя ее в собственную природу, отсылает соседним членам излишек, который является для них пригодной пищей. И таким образом все части тела из крови, доставляемой печенью, питаются, растут и развиваются664.

Эта часть неразумной души называется неповинующейся разуму, потому что не по нашему определению или выбору, но по природе (φυσικώς) совершает свои функции.

ГЛАВА XXIV
О ПУЛЬСОВОМ ДВИЖЕНИИ665

Движение пульсовое (сфигмическое), называемое также жизненной силой, имеет своим началом сердце и, главным образом — левый его желудочек, называемый пневматическим, который сообщает каждому члену тела врожденную жизненную теплоту через посредство артерий подобно тому, как печень через посредство вен — питание666. Ведь с повышением температуры сердца [вопреки природе667] тотчас и весь животный организм [неестественно668] согревается, — а с охлаждением (сердца) — охлаждается. Это потому, что от сердца через артерии по всему телу рассеивается жизненный дух669. Более же всего выделяются совместно друг с другом следующие три сосуда: вена, артерия и нерв, — происходящие из трех начал, управляющих животным организмом. Из головного мозга как начала движения и ощущения (исходит) нерв; из печени как начала крови и питательный силы — вена, сосуд крови; из сердца же как начала жизненной силы — артерия, сосуд пневмы. Сообщаясь же друг с другом, они пользуются взаимными услугами. Так, вена доставляет пищу нерву и артерии: артерия же сообщает вене природную теплоту и жизненный дух670; а нерв дает им чувство, как и всему телу. Отсюда — ни артерия не может быть без нежной крови, ни вена — без пневмы, имеющей вид пара, ни нерв — без чувства. Артерия непрерывно то расширяется, то сокращается по некоторой гармонии и разуму, получая начало движения от • сердца: но, расширяясь, она с силой втягивает от прилежащих вен нежную кровь, испарение которой становится пищей жизненного духа671, сокращаясь же, артерия выделяет через все тело и скрытые поры находящиеся в ней дымчатые (коптеобразные) продукты — подобно тому, как сердце выталкивает наружу копоть672 через рот и ноздри при выдыхании.

ГЛАВА XXV
О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ, ИЛИ СПЕРМАТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ673

Сила производящая674 также принадлежит к той части (неразумной души), которая не подчиняется разуму: мы невольно, ведь, во время сновидений испускаем семя, и пожелание совокупления вложено природой (φυσική): действительно, мы невольно возбуждаемся к нему, хотя самое действие — безусловно в нашей власти и зависит от души675. Оно, ведь, совершается через органы, которые служат природному стремлению, а удержаться от стремления (порыва) и подавить его зависит от нас. Органами сперматической силы являются, прежде всего, вены и артерии: в них, именно, через трансформацию крови676 зарождается первая жидкость, приближающаяся к природе семени677, — подобно тому, как в сосцах — молоко. Пищей этих сосудов служит, ведь, этот именно сок678, — потому что и начальное происхождение они получают из семени. Итак, вены и артерии переваривают кровь в семенную жидкость, чтобы питаться ею: то же, что остается от их пищи, становится семенем. Оно возносится, прежде всего, большой окружностью в голову; затем, из головы опять ниспадает через пару вен и пару артерий. Вот почему, если бы кто-нибудь вырезал вены, находящиеся возле ушей, и сонные артерии (καρωτίδας )679, то лишил бы живое существо680 производительной способности681. Эти же вены и артерии образуют спиралеобразную и клетчатую682 плеву (сетку) при шулятной мошонке, где семенная жидкость впадает в каждое из двух яичек. [Каждая вена полна крови, и каждая артерия — пневмы683]. В этих яичках семя окончательно формируется684 и через посредство спиралеобразного придатка685, находящегося позади яичек, выделяется с пневмою, — почему и артерия сопровождает (семя)686; а что и вена здесь участвует, это бывает очевидно при неумеренном-совокуплении: когда совокупляются слишком много, так что утрачивают (издерживают) производительную силу и семенной сок, тогда — от насильственного влечения — испускают чистую кровь687.

И женщины имеют все те же половые органы688, что и мужчины, — только "внутри", а не "снаружи". Аристотель и Демокрит полагают, что семя женщины не имеет никакого значения для рождения детей: испускаемое женщинами, по их мнению, есть, скорее, пот от членов, чем семя689. Гален, опровергающий Аристотеля, говорит, что женщины тоже испускают семя и что зародыш образуется от смешения того и другого семени — почему и совокупление называется смешением (μίξις ), — но, конечно, семя690 — не столь совершенное, как мужское, но еще незрелое и более жидкое. Будучи таковым, семя женщины служит пищей для мужского. Из него же сплачивается некоторая часть плевы (χορίον)691, окружающей рога матки, и так называемое άλαντοειδές692, что служит вместилищем экскрементов зародыша693.

Самка у животных всех видов тогда допускает самца, когда может зачинать. Таким образом те (виды), которые всегда могут зачинать, всегда допускают совокупление — каковы курицы, голуби и люди. Но другие (самки) после зачатия избегают соития: женщина же всегда допускает. Курицы, благодаря тому, что каждый почти день рождают, каждый день почти допускают совокупление; женщины же, как в других отношениях обладают свободной волей, так и в отношении совокупления после зачатия. Это потому, что неразумные животные управляются не сами собой, а природой и получают [от нее694] определенную меру и время.

Примечания

641 Общее заглавие: "Περί θύμου" (De ira). Заметим, кстати, что самая способность то θυμικόν, или θυμοειδές (Платон) остается у Немесия почти без функций, если не считать гнева (θυμός) как ее специального аффекта, о котором идет речь в настоящей главе. Между тем, по смыслу платоновского учения эта способность понимается гораздо шире и потому справедливо занимает самостоятельное место в классификации душевных сил и способностей.
642 Буквально: "кипение (ξέσις) крови, окружающей сердце". — См. то же у Дамаскина гл. 16, стр, 87.
643 В лат. Ant. добавлено: "id est bilis (т.е., желчью)".
644 Буквально: "имеющий начало и движение" (в смысле возбуждения, проявляющегося в движениях); иначе: "гнев начинающийся и постепенно усиливающийся".
645 Иначе — хронический; у Damasceni μήνις определяется как "χολή επιμένουσα, ήγουν μνησικακ'ια — гнев остающийся, т.е. злопамятство' (ibid. pag. 131 по изд. Basileae, 1548).
646 Выражение: παρά τό μένειν και τη μνήμη παραδεδόσθαι можно точнее перевести: "от слов — оставаться и предавать памяти".
647 Что значит лежать; в лат. доб.: "quod reposita sit", — разумеется, то, что отложено до известного времени. Классификация видов гнева и характеристика их заимствованы Немесием у стоиков, как это видно из определений Стобея и Диогена Лаэрция: Stob. Eel. II, 6, 176 и Diog. Laert. VII, 1, 113—114 (см. Domanski, Op. cit. S. 127); cp. Aristotle Ethic. Nicomach V, 10; Plotin Eonead. IV, 4, 28; cp. Galen De saoit. II, 9 и De cans. morb. cap. 2. В таком же духе рассуждали о гневе (θυμός) отцы Церкви, подразделяя его на виды или степени: см., например, св. Григория Богослова "На гневливость" ("Творения", ч. V, стр. 155 и cл. Москва, 1847 г.). Иоанн Кассиан устанавливает три вида гнева: θυμός , οργή и μνησικακία (Собеседов. 5 "О 8-ми гл. стр."), глава II, стр. 246—247; изд. Н. Ферапонтова, М. 1877). Св. Василий Великий проводит различие между яростью (θυμός ) и гневом (οργή) — "Твор." ч. I, стр. 209—210; ч. II, 199 и ч. IV, 163 (страницы указаны по изд. 3-му 1891—92 гг.); он же различает 4 степени или вида гнева: ненависть (πικρία), ярость, бешенство (παροξυσμός ) и гнев: "Творения", ч. V, стр. 203 и 210 (по изд. 4-му 1901 года). Ср. Григория Нисского "Об устроении человека", гл. 12, стр. 110 и след.
648 Ср. Платона "Тимей" 70 В. У Damasceni к то δορυφορικον του λογισμού добавлено: εκδικος της έπιδυμίας, — защитник желания. Последующий пример приведен у Дамаскина несколько полнее и яснее (см. ibid.). И другие отцы Церкви часто рассуждают о пользе и значении гнева — в том смысле, что он может служить послушным орудием разума на пути нравственного усовершенствования человека. Так, Василий Великий говорит о "разумном негодовании" ("Творения", ч. V, стр. 210 по 4-му изд.; ср. ч. IV, 162—163 по 3-му изд.). См. о том же у Григория Нисского "О душе и воскресении", стр. 242—246; ср. Григория Богослова "На гневл." стр. 166; Иоанн Златоуста "Творения", т. V, кн. 1, стр. 24—25 и 384. Наряду с этим встречаем у тех же св. отцов и отрицательные суждения о гневе, о его вредном влиянии на духовную жизнь. Общий смысл учения отцов о значении гнева тот, что они признают ценным в нравственном отношении благородное нравственное негодование, воспитываемое препятствиями на пути стремления человека к добродетели.
649 Т.е., о неразумной части души, не повинующейся разуму. Эта глава представляет общее введение к обозрению функций неразумной души, не подчиняющейся разуму, т.е.. физиологических отправлений организма.
650 Буквально: τούτου εχει τον τρόπον ("имеет такой (т.е. вышеуказанный) вид").
651 Ср. Дамаскина (ibid.) гл. 12, стр. 84, по изд. Basileae, pag. 121; ср. Philopon. De opificio mundi, 206, 27. Для ясности мы можем теперь представить психологическую систему Немесия, со всеми ее классификациями, схематически. Хотя наша схема будет полнее и точнее схем, помещенных у Evangelides'a (S. 11) и Domanski (S. 74), но в нее еще не войдут волевые процессы, так как о них Немесий ведет речь в последних главах (с XXIX гл.). Вот эта схема:

ΨΥΧΗ Λογική Φανταστοκόν (?)
Διανοητικόν
Μνημονευτικόν
Λόγος ευδιάθετος και προφορικός.
άλογος έπιπειθές λόγψ 'Επιθυμητικόν ήδονή ηδονή
или επιθυμία
λύπη φόβος
  λύπη
μη κατηκοον λόγου θυμικόν
θρεπτικόν η
Γεννητικού φυσικό ν
Σφυγμικόν ή ξωτικόν

652 Общее заглавие: "Περί του θρεπτικού" — De nutrients animae parte. Ср. Дамаскин, ibid. стр. 84, по изд. Basileae, pag. 121 (в конце).
653 Т.е. ассимилирующую; у Gall, в лат. — переваривающую (concoctrix). Эти же четыре силы способности питающей указаны Галеном в De nat. facult. I, 12; ср. Evangelides Zwei Kapitel aus einer Monograph, über Nemesius, S. 28—37. Весь вообще процесс питания и механизм пищеварения представлен Немесием по Галену. Ср. Григория Нисского "Об устроении человека" гл. 30; ср. Philopon, Op. cit. 119, 11 и след.
654 Т.е. — претворяет, ассимилирует, уподобляет себе.
655 Добавлено в лат. Ant.
656 Т.е., тот продукт сердечной теплоты, который имеет вид или природу дыма, копоти (то λιγνυύδες ). Очевидно, что речь здесь — о выдыхании углекислоты. Иначе с греч.: "дымчатая, коптеобразная (лат. Ant. fuliginosus, сажевидная) теплота сердца".
657 Добавлено в лат. (corpore)для ясности.
658 Στόμαχος — пищепровод.
659 Буквально: "подобны корням печени, привлекающим из желудка"... и т.д.
660 Μεσάραιον=mesenterium. Цицерон (De nat. deorum II) называет ее "intestmum medium" (Matth. Var. lectiones, pag. 239).
661 Т.е., то, что имеет едкий, щиплющий вкус.
662 Т.е., усвояют себе, впитывают в себя. Τό όρρώδες=humorem serosum. Вместо όρρώδες в А. 2 стоит ούρώδες (=urinale); почки, действительно, служат органом мочеиспускания).
663 Буквально: "сделавшись чистой и полезной".
664 Διαμένει — буквально: твердо пребывают, существуют.
665 Заглавие в подлиннике не совсем точное: "Περί σφυγμών" — De pulsibus. У Con. точнее: "De motu pulsatili, qui est cordis" (libri 4, cap. 16). Можно перевести еще: "О биении пульса" и даже — "О кровообращении".
666 D. 1 в пояснение добавляет: "то есть кровь". Учение о врожденной животной теплоте (calidvun innatum) со времен Гиппократа сделалось базисом древней физиологии.
667 Скобки подлинника.
668 То же.
669 Ζωτηκον πνεΰμα (spiritus vitalis) может означать жизненную силу, очевидно, это не одно и то же с ψυχικον πνεύμα, как мы заметчали выше.
670 См. предыдущее примечание.
671 Иначе — "жизненной пневмы"; ср. выше примеч. 4.
672 Τό λιγνυωδες и то α'ιθαλώδες — синонимы. Ср. примеч. 3 на стр. 127.
673 Общее заглавие: "Περί τοϋ γεννητικοϋ η σπερματικού" — De generandi aut seminandi facilitate. Con. начинает 17-ю гл. 4-й книги: "De vi generativa"; у Vall.: "De generativo sive seminario".
674 Τό γεννητικόν — иначе: способность рождения, сила рождающая.
675 Буквально: ψυχική, в противоположность φυσική и ниже ψυχικού Немесий называет то κατά προαίρεσιν и противополагает его τφ φυσικφ και ίωτικψ (см. Matth. p. 243).
676 Μεταβληθέντος του αίματος = per conversionem sanguinis — довольно ясно намекает на кровообращение.
677 θορωδες происходит от θορός или δορή = semen genitale. У Геродота III θορή и γονή — одно и то же. Rufus Ephes. приводит как синонимы, σπέρμα, θορή, γόνος. Eustaph. θόρος понимает, как ζωτικον οπέρμα (см. Matth. Var. lectiones, pag. 243). Cp. Plutarch. De placit. pbilosoph. IV, 24.
678 Под сосудами здесь разумеются вены и артерии, а под соком Matth. подразумевает кровь; потому и дальше вместо "из семени" Matth. читает "из крови" (Var. lectiones, p. 244).
679 По другому чтению παρωτίδας ; но parotides — это ушные железы. Καρωτίδες же суть шейные артерии, называемые в анатомии сонными.
680 В М. 1: "человека и вообще — всякое животное".
681 Буквально: "сделал бы его бесплодным (άγονον)".
682 Κιρσοειδές (букв. — кольцеообразная) πλέγμα = лат. instar varicum (наподобие вахлака на жиле).
683 Скобки подлинника. Перевод сделан по восстановленному объяснительному чтению Matth. В самом тексте вместо крови и пневмы стоит — семени — причем, говорится об одной артерии и одной вене, тогда как выше говорилось о двух венах и артериях. Все это несогласно с воззрениями Немесия, по которым семя образуется и совершенствуется не в венах и артериях, как выходит по этому чтению, а в яичках (см. ниже). Фраза, обозначенная скобками, по мнению Matth., есть пояснительная вставка и относится к дальнейшему (см. ниже — текст, где говорится об участии вен и артерий в испускании семени); если ее читать здесь в тексте, то выйдет, что семя совершенствуется в венах и артериях — сообразно со смыслом следующих слов (εν τούτοις и след.). Основания для своего чтения Matth. подробно излагает в Var. lectiones et aoimadv. pag. 245-246.
684 Иначе — созревает, принимает настоящий вид.
685 Δια του παραστάτου.
686 Т.е. тем, что посылает пневму, ср. примеч. 9, стр. 130.
687 Следовательно, вена участвует в описанном процессе испусканием крови, а артерия — пневмы: оправдывается чтение Matth., выше исправившего текст (см. примеч. 9 на стр. 130).
688 Буквально: члены, части (μόρια).
689 О Демокрите и Аристотеле см. Plutarchus De placit. pbilosoph. V, 5. Плутарх это мнение приписывает, впрочем, Зенону и Аристотелю; ср. Aristotle De gener. animal. I, 20.
690 Подразумевается — "испускают (выделяют) женщины".
691 По замечанию Matth., "χορίου est involucrum (покрывало, оболочка) embryonis. Vide Celsum et Galenum"... (Var. lectiones, pag. 247). Cp. Plutarchus, Op. cit. V, 16. У Gall, замечено: "Chorium, sive membrana (плева), foetum ambiens".
692 В лат. добавлено: "так как имеет форму колбасы, кишки".
693 В лат. Ant. добавлено: "пока он находится в утробе". Функции производительной способности описаны Немесием на основании Галена (Galen De sem. и De usu part ); ср. Evangelides. Op. cit. S. 49— 51. Cp. Philopon. Op. cit. pag. 222, 26—223, 5; 258, 15; 209, 25 sqq.
694 Добавлено в лат. переводе по смыслу речи.

Назад   Вперед