Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Эфесе Кириллом, архиепископом Александрийскиим, когда Святой собор потребовал яснейшего изложения их
Все, по Писанию, права разумеющим и права обретающим разум (Притч. 8, 9). Ибо те, которые острым и чистым взором ума всматрива ются в священные слова Богодухновенного Писания, те внедряют в свои души пользу от них, как бы некоторое божественное и небесное сокровище; а которые имеют ум, склонный ко лжи и преданный пустос ловию о чем ни попало, любящий нечистое знание, будут общниками тех, о которых пишет блаженный Павел: В них же Бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не воссияти им свету благовествования славы Христовы (2 Кор. 4, 4). Ибо слепотствуют и вожди суть слеп цем (Мф. 15, 14); посему и падают в ямы погибели, как сам Спаситель говорит: Слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф. 15, 14). Так некоторые пустословят о догматах истины и возводят несправед ливое зломыслие на домостроительство воплощенного Единородного, не разумеюще, по Писанию, яко яже глаголют, ни о них же утверждают (1 Тим. 1,7). Изобретатели же такого нечестия были многие еще в предшествовавшие времена, а ныне ни в чем не уступающие их нечес тию Несторий и его единомышленники, восстающие на Христа, подобно древним фарисеям, и дерзко восклицающие: Зачем Ты человек сый твориши Себе Бога? (Ин. 10, 33) Посему необходимо было и нам вооружиться на них словом, анафематствовать их нечистые и гнусные мнения, помня, как Бог говорит гласом пророческим: Жрецы, послушай те и засвидетельствуйте дому Иаковлю, глаголет Господь Бог Все держитель (Ам. 3, 13). И еще: Войдите чрез врата мои, и камни с пути приберите (Иер. 7, 2, 3 сн. гл. 50)3. Нам, борющимся за догматы истины, должно удалять с пути препятствия, чтобы люди никаким обра зом не запинались об них, но как бы широкой дорогой шли бы к священ ным и божественным обителям, говоря только в каждых (вратах): Сия врата Господня, праведнии внидут в ня (Пс. 117, 20). Итак, когда Несторий стал вносить в свои книги множество страшных и нечести вых хулений, то мы, заботясь о спасении тех, которые станут читать их, сложили анафематства, не просто что-нибудь пришедшее на ум излагая в увещательном послании, написанном к нему, но, как только лишь сказа ли, указывая на странные и чуждые догматов благочестия порождения его умопомешательства. Может быть, некоторые будут недовольны на шими словами, т. е. или не понимающие истинной силы написанного, или бывшие проповедниками нечистой ереси Несториевой, и участники не честия, и его единомышленники. Но истина не закрыта ни от кого из привыкших мудрствовать по-православному. Но как, вероятно, некото рые, развращенные их изворотливостью, не понимают, каким образом произошли они (анафематства), то я почел долгом изложить кратко каждое из анафематств и объяснить, сколько нужно, силу их. Это дело, как я думаю, принесет большую пользу читателям.
1-е анафематство
Кто не исповедует Еммануила истинным Богом и посему Святую Деву Бо городицею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога Отца, ставшее плотью, - да будет анафема.
1-е объяснение
Блаженные отцы, собравшиеся некогда в городе Никее и изложив шие определение правой и непорочной веры, проповедали веру в едино го Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого, и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Его, и в Духа Святого, называя его (т. е. Сына) Словом, воссиявшим от Бога, чрез Которое все сотво рено, Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного, воплотив шимся и вочеловечившимся, страдавшим и воскресшим. Ибо, будучи Богом по естеству, единородное Слово Отца приняло от семени Авраа мова, как говорит блаженный Павел (Евр. 2, 16), и, подобно нам, содела лось причастным плоти и крови: Оно родилось плотью от Святой Девы и сделалось человеком, как и мы, не переставая быть Богом, - да не будет! - но оставаясь тем, чем было, и пребывая в божественном есте стве и славе. Итак, говорим, что Оно сделалось человеком, не претерпе вая превращения в то, чем не было, ни изменения, потому что Оно всегда есть то же и не способно терпеть и тени изменения. Но утверж даем, что не произошло никакого смешения, или слияния, или сращения Его естества с плотью, а говорим, что Слово соединено было с плотью, имеющею разумную душу, непостижимо и неизреченно, и как только само ведает. Итак, Оно пребыло Богом и в принятии плоти и есть единый Сын Бога и Отца, Господь наш Иисус Христос, один и тот же - и преж де всякого века и времени, как Слово и образ ипостаси Его, и в после дние времена домостроительственно соделавшийся ради нас человеком. Поскольку же некоторые отвергают рождение Его по плоти, бывшее от Святой Девы во спасение всех, - рождение, не к началу бытия взываю щее Его, но к тому, чтобы Он, сделавшись подобным нам, избавил нас от смерти и тления, то по этой причине первое наше анафематство поражает их зловерие, исповедует православную веру, утверждая, что Еммануил был поистине Богом, а потому и Святая Дева - Богородицей.
2-е анафематство
Кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, соединилось с плотью ипостасно и что посему Христос един со Своею плотью, т. е. один и тот же есть Бог и вместе человек, - анафема.
2-е объяснение
Священнодействователь Божественных Тайн - богодухновенный Павел пишет: Исповедуемо велие есть благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася в пухе, показася ангелом, проповедан бысть во языце, веровася в мире, вознесеся в славе (1 Тим. 3, 16). Итак, что такое явися во плоти? То есть Слово Бога Отца сдела лось плотью - не то, что Оно изменило или превратило Свое суще ство в плоть, как уже выше сказали мы, но, лучше, плоть, взятую из Святой Девы, сделало Своею, будучи один и тот же Сын: прежде вочеловечения - как бесплотное еще Слово, после же вочеловече ния - то же самое (Слово) уже во плоти. Посему и говорим, что один и тот же - Бог вместе и человек; не разделяем воззрения на Него как на человека, взятого отдельно, Самого по Себе, и как на Бога Слово отдельно, чтобы не разуметь двух сынов, но одного и того же самого исповедуем тем же самым Христом, и Сыном, и Господом. Некоторые думают об этом не так или хотят веровать иначе, именно разделяют одного на двух сынов и отъединяют одно от другого, что поистине соединено, утверждая, что соединение человека с Богом было по одно му достоинству или праву, - таких считаем чуждыми православной и непорочной веры. Итак, хотя Он и называется помазанным и наречен ным в Сына Божия (Рим. 1,4), мы не стыдимся домостроительства, но говорим, что то же самое Слово Бога Отца, Которое сделалось подобно нам человеком, называется с тех пор и посланным и помазанным вмес те с нами по человечеству. Ибо Сделавшийся подобным нам, хотя и остался тем, чем был, не отвращается нашего, напротив, все, что относит ся к человечеству, по домостроительству усвояет Себе в мерах челове чества, не нанося при этом никакого ущерба Своей славе или могуще ству, потому что и таким образом остается Богом и Господом всего.
3-е анафематство
Кто в едином Христе после соединения (естеств) разделяет лица, соединяя их только союзом достоинства, т. е. в воле или в силе, а не, лучше, союзом, состоящим в единении естеств, - да будет анафема.
3-е объяснение
Исследуя домостроительственное таинство воплощенного Единород ного, говорим, что Слово Бога Отца чудным и неизреченным образом соединилось со святым телом, имеющим разумную душу; одного и при этом разумеем Сына, подобно как можно видеть это и на нас самих, - душа, конечно, другого существа, нежели тело, но оба соединены в одно живое (ζώον). Но некоторые не так понимают это: отделяя нам чело века особо, самого по себе, говорят, что он соединен со Словом, рожден ным от Бога Отца, по одному достоинству или праву, а не единением естественным, т. е. истинным, как мы веруем; ибо так говорит и Боже ственное Писание: И бехом естеством чада гнева, якоже и прочии (Еф. 2, 3), употребляя слово естеством вместо слова истинно (дей ствительно). Итак, разделяющие ипостаси после соединения и полагаю щие каждую сторону, т. е. человека и Бога, отдельно, допускающие и соединение их, но по одному достоинству допускают совершенно двух сынов, тогда как Богодухновенное Писание говорит об одном Сыне и Господе. Посему после неизреченного соединения, если назовешь Емма нуила Богом, мы будем разуметь Слово Бога Отца, воплотившееся и вочеловечившееся; если назовешь и человеком, тем не менее мы разуме ем Его же, домостроительственно вместившегося в меры человечества. Говорим же, что неприкосновенный сделался осязаемым, невидимый - видимым, потому что не было чуждо Ему соединенное с Ним тело, которое мы называем осязаемым и видимым. А тех, которые не так веруют, но разделяют, как сказано, ипостаси после соединения и допус кают только сопряжение их по одному достоинству или праву, предло женное анафематство делает чуждыми православно мудрствующим.
4-е анафематство
Кто изречения евангельских и апостольских книг, употребленные святыми ли о Христе или Им Самим о Себе, относит раздельно к двум лицам или ипостасям и одни из них прилагает к человеку, которого представляет от личным от Слова Бога Отца, а другие, как богоприличные, к одному только Слову Бога Отца, - да будет анафема.
4-е объяснение
В образе и равенстве с Богом сущее из Него Слово не считало хищением быть равным Богу, как написано (Флп. 2, 6), но предало Себя на добровольное истощание и по Своей воле снизошло до подобия нам, не переставая быть тем, что есть, но и при этом оставаясь Богом и не презирая меры человечества. Посему все Его - и Божественное и че ловеческое, потому что где же Оно умалило себя, если стыдится меры человечества? И, если отвращалось человеческого, кто заставил Его как бы по необходимости и принуждению быть подобным нам? Итак, все речи евангельские, означают ли они человеческое или Божествен ное, относим к одному Лицу. Поскольку же мы веруем, что Христос Иисус, т. е. воплотившееся и вочеловечившееся Слово Божие, есть один Сын, то, если назовешь что-нибудь человеческое, приписываем челове ческое мерам Его человечества, потому что и человеческое опять - Его же; если же говорится о Нем как о Боге, то, веруя, что Вочелове чившийся есть Бог, речи, относящиеся к человеческому естеству, опять относим к Нему как единому Христу и Сыну. А разделяющие на два лица измышляют совершенно двух сынов: потому что, как нельзя раз делять на два лица какого-либо из нас человека, хотя он состоит из души и тела, но есть один и тот же человек, так (должно мыслить) и об Еммануиле. Поскольку воплотившееся и вочеловечившееся Слово Бо жие есть один Сын и Господь, то, значит, и лицо у Него одно. И человеческое мы приписываем Ему по домостроительству воплощения, и Божественное (Ему же) -по неизреченному рождению от Бога Отца. А которые разделяют и разъединяют Его на человека особо, как отдельного от Слова Божия сына, и на Бога особо, как другого сына, которые (таким образом) говорят о двух сынах, те праведно подпада ют под силу предложенного анафематства.
5-е анафематство
Кто дерзает называть Христа человеком богоносным, а не, лучше, Богом истинным, как Сына единого (со Отцом) по естеству, так как Слово стало плотью и приблизилось к нам, восприяв нашу плоть и кровь (Евр. 2, 14), - да будет анафема.
5-е объяснение
Слово Божие плоть быстъ, говорит богодухновенный евангелист Иоанн (Ин. 1, 14), не по превращению или изменению собственного естества в плоть, как выше мы уже сказали, потому что непричастно изменению, как Бог, но так, что сделалось причастным нашей плоти и крови и сделалось человеком. Богодухновенное Писание имеет обычай называть человека плотью, например написано: И узрит всяка плоть спасение Божие (Лк. 3, 6). Изобретатели же нечестивых мнений - Несторий и последующие ему или его единомышленники, хотя притво ряются, что допускают слово воплотиться, но не говорят, что Слово Божие воплотилось на самом деле, т. е. сделалось человеком, подобным нам, не переставая быть тем, чем было, а утверждают, что единородное Слово Божие вселилось в рожденного от Святой Девы как в одного из святых людей, так что (по их мнению) не должно исповедовать, что один Христос и Сын и Господь и поклоняемый, но должно споклонять ся Ему, как человеку особенно и отдельно рассматриваемому, и славить вместе (со Словом) по причине только сопряжения в единении досто инства. Хотя Бог всяческих и в нас обитает посредством Святого Духа, а посему в древности сказал чрез одного из пророков: Яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16; ср. Лев. 21, 13); и блаженный Павел пишет: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16); и сам Христос говорит о святых своих пророках или (вообще) о святых прежде бывших: Аще оных рече богов, к ним же Слово Божие быстъ; его же Отец освяти и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10, 35 - 36); но не так в нас обитает Бог, как во Христе, потому что Он есть Бог по естеству, сделавшийся подобным нам, единый и единственный Сын и в то время, как сделался плотью. Итак, дерзающие называть Его богоносным человеком, а не воплотившимся Богом необходимо под падают под предложенное анафематство.
6-е анафематство
Кто дерзает говорить, что Слово Бога Отца есть Бог или Владыка Христа, а не исповедует, лучше, Его же самого Богом и вместе человеком, так как, по Писаниям (Ин. 1, 14), Слово стало плотью, - да будет анафема.
6-е объяснение
Господь наш Иисус Христос, единый и единственный Сын Бога и Отца - Слово плоть бысть и вместе со своим Родителем над всем господствует. Ему всяко колено поклонится небесных и земных и пре исподних, и всяк язык исповестъ, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Итак, Он есть Господь всего, потому что разумеется и есть Бог, хотя и с плотью после вочеловечения; а над Самим Собою ни Бог, ни Господь, потому что весьма нелепо или, лучше, поистине исполнено всякого нечестия такое мудрствование или речь. Значит, справедливо против этого самого поставленное анафематство.
7-е анафематство
Кто говорит, что Иисус как человек был орудием действий Бога Слова и окружен славою Единородного как существующий отдельно от Него, - да будет анафема.
7-е объяснение
Когда блаженный Гавриил благовествовал Святой Деве рождение по плоти единородного Сына Божия, то говорил: Родиши сына, и наре чеши имя ему Иисус (Лк. 1, 31); Той бо спасет люди своя от грех их (Мф. 1, 21). Назван он также Христом, потому что помазан вместе с нами по человечеству, по словам псалмопевца: Возлюбил ecu правду, и возненавидел ecu беззаконие: сего ради помаза тя Боже Бог твой елеем радости паче причастник твоих (Пс. 48, 8). Хотя Он раздает Святого Духа и не в меру дает его достойным, ибо сам полон, и от исполнения Его мы ecu прияхом, по Писанию (Ин. 1, 16); но по домо строительству, как человек, называется помазанным, потому что духов но и нечеловечески сошел на Него Дух Святой, чтобы пребывать и в нас, так как отступил вначале по причине падения Адамова. Итак, само единородное Слово Божие, сделавшееся плотью, названо Христом и, как имеющее собственное могущество, свойственное Богу, творило чудеса. Потому утверждающие, что к могуществу Христа присоединилась слава Единородного, как будто Единородный отличен от Христа, мудрствуют о двух сынах - одном действующем и о другом, через которого, как через подобного нам человека, он действует; по этой причине и подле жат силе (высказанного) анафематства.
8-е анафематство
Кто дерзает говорить, что воспринятому (Богом) человеку должно покло няться вместе с Богом Словом, должно его прославлять вместе с Ним и вместе называть Богом, как одного в другом, ибо так думать заставляет и постоянно прибавляемая частица συν - вместе с, а не чтить Еммануила еди ным поклонением и не воссылать Ему единого славословия, так как Слово стало плотью, - да будет анафема.
8-е объяснение
Мы крестились в единого Бога Отца вседержителя, и в единого Сына, и в единого Духа Святого. Или не разумеете, говорит блажен ный Павел, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 3 - 4). Поэтому, как уверовали и крес тились, как сказано, в единого Господа нашего Иисуса Христа, т. е. воплотившееся и вочеловечившееся Слово Бога Отца, так одному же сущему Богу и научены поклоняться мы и вышние силы с нами, потому что написано: Егда же вводит первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему ecu ангели Божий (Евр. 1, 6). Единородный же сделался первородным, когда явился подобным нам человеком; потому-то тогда же назван и братом любящих Его. Итак, если кто учит поклоняться Ему как человеку отдельно вместе со Словом Бога Отца как отдельно от Него существующим, а не почи тает единым поклонением, соединяя истинным единением во едино го Христа и Сына и Господа, тот праведно подлежит силе этого анафематства.
9-е анафематство
Кто говорит, что единый Господь Иисус Христос прославлен Духом в том смысле, что пользовался чрез Него как бы чуждою силою и от Него получил силу побеждать нечистых духов и совершать в людях божественные знаме ния, а не почитает собственным Его Духом, чрез Которого Он совершал чудеса, - да будет анафема.
9-е объяснение
Единородное Слово Божие, сделавшись человеком, тем не менее оста валось Богом, имеющим все, что имеет Отец, кроме одного свойства - быть Отцом; и имея существенно в Нем пребывающего Духа Святого, совершало божественные знамения. Поэтому и после того, как сдела лось человеком, оставалось в то же время Богом и, таким образом, собственною в Духе силою совершало чудеса. А которые говорят, что Он (Христос), как один из людей, подобных нам, или как один из святых, прославлен действованием и силою Духа, потому что будто бы имел действование не свое, а чуждое Ему, и не как прилично Богу, и будто бы (только) по участию в благодати взят Святым Духом на небеса, те праведно будут подлежать силе этого анафематства.
10-е анафематство
Божественное Писание говорит, что Христос был Первосвященником и хо датаем нашего исповедания (Евр. 3,1), что Он принес Себя за нас в прият ное благоухание Богу и Отцу. Итак, если кто говорит, что Первосвященни ком и ходатаем нашим был не сам Бог Слово, когда стал плотью и подобным нам человеком, а как бы другой и некто отличный от Него человек, проис шедший от жены; или кто говорит, что Он принес Себя в приношение и за Самого Себя, а не за нас только одних, так как, не зная греха, Он не имел нужды в приношении (за Себя), - да будет анафема.
10-е объяснение
Поистине ничтожно человеческое для Слова, рожденного от Бога Отца; однако же не презренно по причине домостроительства. Потому что, будучи Господом по естеству, Он снизошел до подобия с нами, приняв на Себя образ раба, и назвался святителем и посланником на шим, так как условия человечества призывали Его и к этому. Предаде Себе за ны в воню благоухания Богу и Отцу (Еф. 3, 2): единым бо приношением совершил есть вовеки освящаемых (Евр. 10, 14), как написано. Но не знаю, каким образом иномыслящие утверждают, что не само Слово Божие, сделавшееся человеком, назвалось и посланником и святителем нашего исповедания, а говорят, будто некто другой, особый от Него человек, рожденный от Святой Девы, назван и посланником и святителем, и будто по мере успехов возвышен до этого (состояния), и не только будто за нас одних, но и за Себя принес Самого Себя в жертву Богу и Отцу. Это (мнение) совершенно чуждо правой и непо рочной веры, потому что Он греха не сотворил, а, кто выше преступле ния и совершенно не причастен греху, тот не нуждался и в жертве за себя. Но как иномыслящие, отвергая истину, опять измышляют двух сынов, то по необходимости составлено анафематство, ясно ниспровер гающее это нечестие их.
11-е анафематство
Кто не исповедует плоть Господа животворящею и собственно принадлежа щею самому Слову Бога Отца, но принадлежащею как бы другому кому, отличному от Него и соединенному с Ним по достоинству, т. е. приобретше му только божественное (в Себе) обитание, а не исповедует, как мы сказали, плоти, Его животворящею, так как она стала собственною Слову, могущему все животворить, - да будет анафема.
11-е объяснение
Мы совершаем в церквах святую, и животворящую, и бескровную жертву, веруя, что предлагаемое тело, равно как и бесценная кровь, - не обыкновенного, подобного нам человека, но принимая, напротив, тело как бывшее собственным и кровь как кровь Слова, животворя щего все. Потому что обыкновенная плоть не может животворить: свидетель этому сам Спаситель, который говорит: Плоть не пользует ничтоже, дух есть иже оживляет (Ин. 6, 63). А так как плоть сдела лась собственною Слова, то, разумеется, и есть животворяща, как гово рит Сам Спаситель: Якоже посла Меня живый Отец, и Аз живу Отца ради и ядый Мя, и той жив будет Мене ради (Ин. б, 57). Поскольку же Несторий и его единомышленники безрассудно разру шают силу этого таинства, поэтому и весьма справедливо предложено анафематство.
12-е анафематство
Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, при нявшим смерть плотью и, наконец, ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ как Бог, - да будет анафема.
12-е объяснение
Хотя Слово Бога Отца бесстрастно и бессмертно, потому что бо жественное и неповрежденное естество выше страдания и само все животворит и выше тления и всего, что может страдать, однако же, будучи таковым по существу, Слово Бога Отца усвоило плоть спо собную к смерти, дабы посредством того, что может страдать, взяв на Себя страдания вместо нас и за нас, избавить всех нас и от смерти и от тления, оживотворив, как Бог свое собственное тело и начаток умершим быв (1 Кор. 15, 20) и перворожден из мертвых (Кол. 1, 18). Ибо подъявший за нас честной крест и вкусивший смерть был не обыкновенный какой-нибудь человек, сам по себе и отдельно от Сло ва Бога Отца рассматриваемый, но Сам Господь славы страдал плотью, по Писаниям. А поскольку желающие примешивать к правой и непо рочной вере пустые и нечестивые мнения говорят, что обыкновенный человек подъял за нас крест, то сделалось необходимо анафематство, открывающее великость их нечестия.
3Св. Кирилл приводит указанные места Писания буквально.
|