Беседа, произнесенная в Эфесе во время священного собрания, по низложении Нестория
Надлежало бы вам довольствоваться наставлениями предшествовав ших учителей и как напоенным священными струями не чувствовать более жажды. Но как я замечаю в вас ненасытимую жажду к слуша нию, то вот и мы скажем немногое согласное с тем, что уже вам извест но. Нет никакого сомнения, что светлый сонм святых поставляет себе в особенную честь и славу прославлять Христа и, так сказать, похваляет ся сим прославлением из горячей любви к Нему. Вот, например, блажен ный пророк Исаия взывает к Нему: Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворил если чудная дела (Ис. 25, 1), а блажен ный пророк Давид говорит: Язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей (Пс. 34, 28). И это есть цель святых. Злые же и беззаконные, не понимая великого, досточтимого и глубокого таинства воплощения Единородного, открыто богохульствуют, отверзая невоз держные и необузданные уста. Да слышат же они пророка Исаию, кото рый так говорит к ним: Вы же приидите семо сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся, и на кого отверзосте уста ваша, не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно (Ис. 57, 3). Поистине чада пагубы и семя беззаконное суть те, которые отверглись Господа, искупившего их. Куплены бо есть ценою (1 Кор. 6, 20), и не нетленным сребром или златом, но честною кровию яко агнца непо рочна и пречиста Христа (1 Пет. 1, 18, 19). Каким же образом кровь обыкновенного, подобного нам человека могла бы быть искупитель ною ценою всего мира? Как один умер за всех, чтобы всех спасти? Каким образом мы стали принадлежать Ему, - мы, которые принадле жим истинному по естеству Богу? Почему мы служим и поклоняемся Ему, тогда как нам запрещено служить твари паче Творца? Но, как я уже сказал, некоторые непризнательны снисхождению нашего Спасите ля, отрекаются от Господа, свергают с себя иго рабства, дабы и о них Христос сказал словами пророка: Горе им, яко отскочиша от Мене: боязлива суть, яко нечествоваша ко Мне: Аз же избавил я, сии же возглаголаша на Мя лжу (Ос. 7, 13). Лгут же против славы и величия нашего Спасителя подражатели злобы и нечестия фарисеев. Они носят имя христиан, но смысл имеют иудействующий и язык ядовитый и исполненный горечи, так что и о нем Христос сказал устами Иеремии: Се Аз на тя, горде, глаголет Господь (Иер. 50, 31). Подлинно древние иудеи преследовали Христа, общего нашего Спасителя, нападали на Него, как звери, хотели камнями побить своего благодетеля и Спасителя; почему Спаситель тогда говорил к ним: Много добра дела явих вам от Отца Моего: за кое дело камение мещете на Мя? Отвещаша Ему иудее, глаголюще: о добре деле камене не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши себе Бога (Ин. 10, 32). Таковы хулы древних иудеев на Спасителя нашего, подражатели же безумия их и нечестия, возобновляя эти хулы, говорят: «Для чего Ты, быв человеком, делаешь себя Богом?» О безумный и непотребнейший! Не понимаешь таинства. Он не сделал Себя Богом, быв человеком, но, будучи по естеству Бог, неизменно и неслиянно сделался человеком и, родившись неизреченно от Бога Отца, благоволил родиться по плоти от жены и нарещись Сыном человеческим, дабы нас спасти. Сделался подобным тебе ради тебя и пребыл Сам в Себе тем, чем был. Признай же Едино родного родившимся по плоти, исповедуй Боговым Того, Кто нас ради сделался человеком; Он Сам себя предлагает тебе, говоря: Аз есмъ Сам глаголяй (Ис. 52, 6). Он людям прежнего времени дал закон чрез Моисея, потом явился уже во плоти. Вот тебе свидетели - святые пророки. Что говорит Варух, едва не перстом указуя Еммануила? Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобре?пе всяк путь хитрости, и даде ю Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному от Него. Посему на земли явися, и с человеки поживе (Вар. 3, 36 - 38). Блажен ный Давид также поет о Нем: Бог наш яве приидет (Пс. 49, 3). Хочешь ли слышать свидетельство о Нем и от проповедников Нового Завета? Слушай, вот Иоанн креститель говорит: Уготовайте путь Гос подень, правы творите стези Бога нашего (Мф. 3, 3). Хочешь ли иметь и другое полнейшее удостоверение? Обещал Бог блаженному Давиду от плода чрева его посадить на престол его (2 Цар. 12; Пс. 131, 11). Он же (Давид), весьма много радуясь этому, тщательно разыскивал мес то рождения сего (плода). Но следует послушать его самого: Аще взы ду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима (Пс. 131, 3). Доколе, ты думаешь? Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю (5). Заботливо изыскивает место блаженный Давид; одобряю усердие, хва лю терпение твое, но если ты узнал что-нибудь более, поведай и нам. Где будет его рождение? В каком месте Он родится? Слушай, вот его ясные слова: Се слышахом я во Евфрафе и обретохом я в полях дубравы (Пс. 131, 6). Когда говорит о Евфрафе, означает этим Виф леем. О сем и Бог свидетельствует через одного из святых пророков: И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал ecu, еже быти в тысящах иудиных; из тебе бо изыдет старейшина, еже быти в князя во Изра или, исходи же его изначала, от дней века (Мих. 5, 2). Слышишь, как он о вифлеемлянине сем (так как он соделался человеком) утверждает, что исходи Его от начала века? Ибо в начале бе Слово, и Слово бе у Бога (Ин. 1,1). Но мне стыдно, говоришь ты, признавать Богом родив шегося от жены? Значит, ты ставишь ни во что божественные опреде ления? Отвергаешь домостроительство? Противишься изволению Гос пода? Таким именно образом Он восхотел спасти мир. Неужели ты мудрее самой мудрости? Чудное дело! Светильник хочет сравняться с солнцем. Господь всяческих знает, что делает. Итак, признай домостро ительство, почти верою таинство, не исследуй заботливо того, что выше нашего ума, не трудись напрасно постичь непостижимое: веруй вместе с нами. Но если ты останешься и неверующим, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может (2 Тим. 2, 13). Ему слава и держава со Святым Духом вовеки. Аминь.
|