Послание к Иоанну, епискому Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским

Господину моему, возлюбленному брату и сослужителю Иоанну, Ки рилл желает всякого блага о Господе.

Да возвеселятся небеса и радуется земля (Пс. 95, 11). Разрушено средостение (Еф. 2, 14), печаль прекратилась и всякие раздоры уничто жены, так как общий Спаситель наш Христос даровал мир Церквам своим, а благочестивейшие и возлюбленнейшие Богу императоры при зывали к тому. Будучи лучшими ревнителями веры праотцов, они бод рствуют духом своим на страже твердости и непоколебимости правой веры, да еще и то особенное старание прилагают о святых Церквах, чтобы они постоянно находились в величайшей славе и способствовали цветущему состоянию их царства; и сам Христос, Господь вышних сил, щедрою рукою ниспосылает им блага, помогает одолевать врагов и дарует победу. И не обманывается говорящий: Живу Аз, глаголет Господь, и прославляющих Мя прославлю (1 Цар. 2, 30). Итак, мне особенно было приятно прибытие в Александрию господина моего, бла гочестивейшего Павла, сослужителя и брата, и недаром в посредники избран такой муж и понес труды выше сил своих для того, чтобы упразднить ненависть диавола, соединить разделенное и увенчать миром и согласием наши и ваши Церкви, потерпевшие от беспорядков. От чего произошло меж ними несогласие, поминать излишне. Лучше, ка жется, думать и говорить о том, что прилично времени мирному. Итак, мы обрадовались посещению помянутого благочестивейшего мужа, ко торый, может быть, ожидал немалого спора, имея советовать нам, что должно позаботиться о соединении Церквей миром и согласием, об уничтожении послания людей разномыслящих и о притуплении острия диавольского нечестия. Однако он нашел нас готовыми к этому делу, так что ему не представилось в этом никакого труда. Ибо мы помним слова Спасителя нашего: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14, 27). Да и в ежедневных молитвах научены мы говорить: Гос поди Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал ecu нам (Ис. 26, 12). Почему каждый причастный миру, даруемому Богом, не будет иметь недостатка в каком-нибудь благе. А как возникло несогласие Церквей, совершенно лишнее и без всякой законной причины, это подробно узна ли мы из письма, доставленного нам теперь господином нашим, благоче стивейшим епископом Павлом, содержащего в себе безукоризненное исповедание веры; он доставил нам и исповедание, составленное как твоею святостью, так и прочими находящимися там епископами, которое мы заблагорассудили буквально поместить в нашем письме. Вот оно: «О том, как мы думаем и говорим о Богородице Деве Марии и об образе вочеловечения единородного Сына Божия, по необходимости скажем коротко, - скажем не в виде угодливости кому-нибудь, а в форме пол ного убеждения, как почерпнули мы это из Писаний Божественных и преданий святых отцов, ничего ровно не прибавляя к вере, изложенной святыми отцами в Никее, ибо и ее, как мы и прежде говорили, вполне достаточно для познания всякого благочестия и для низложения всяко го неправого еретического учения; скажем притом не с тем, чтобы изъяс нить непостижимое, но чтобы признанием собственного бессилия устра нить от себя тех, которые только и желают заниматься тем, что превыша ет разумение человеческое. Итак, мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершен ный человек, из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца по Божеству, а в последнее время ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы по человечеству; что Он единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, ибо (в Нем) совершилось соединение двух естеств. Почему мы и исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. На основании такого неслитного соединения мы испове дуем Пресвятую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собой храм, от нее вос принятый. Известно, что знаменитые богословы одни из евангельских и апостольских изречений о Господе обыкновенно делают общими как принадлежащие одному лицу, другие же по причине различия двух ес теств принимают раздельно, и те из них, которые приличны Богу, относят к Божественности Христа, а недостойные Бога -к Его человечеству».

Прочитав таким образом эти святые ваши слова и найдя, что и мы сами не иначе думаем (ибо един Господь, едина вера и едино креще ние - Еф. 4, 5), мы прославили Спасителя всех Бога, поздравляя друг друга с тем, что у наших и у ваших Церквей вера согласна с Божественными Писаниями и преданиями святых отцов. А так как узнал я, что некоторые из тех, коим свойственно пустословить, жужжат, подобно полевым осам, и распространяют обо мне нелепые слухи, будто я гово рил, что святое тело Христово заимствовано не от Святой Девы, а принесено с неба, го считаю нелишним сказать против них кое-что в этом отношении. О безрассудные и искусные только в клевете! Как пришла вам подобная мысль? Как впали вы в недуг такого безрассуд ства? Ибо ясно должно было понять, что весь почти спор о вере поднят из-за нас, так как мы постоянно утверждаем, что Святая Дева есть Богородица. И если бы мы допускали, что святое тело общего нашего Спасителя родилось не от Девы, а принесено с неба, то каким бы образом признали ее Богородицею? Кого же, наконец, родила она, если истинно не родила Еммануила по плоти? Осмеивать поэтому и прого нять от себя должно тех, кто распространяет на мой счет подобную нелепость. И не ошибается, конечно, блаженный пророк Исаия, когда говорит: Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7, 14), еже есть сказаемо с нами Бог (Ис. 1, 23). И совершенно истинно пророчествует и св. Гавриил, когда так привет ствует блаженную Деву: Не бойся Мариам: обрела бо ecu благодать у Бога. И се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус (Лк. 1, 30 - 31). Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Если же мы Господа нашего Иисуса Христа и называем сошедшим с небес, то выражаем этим не то, будто святое тело Его было принесено с небес, а следуем только блаженному Павлу, ясно проповедавшему: Первый человек от земли, перстен; второй человек (Господь) с небе се (1 Кор. 15, 47). Вспомним также слова и самого Спасителя: Никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий (Ин. 3, 13). Ибо хотя Он по плоти, как мы уже сказали, родился от Святой Девы, однако называется Он сошедшим с неба потому, что Бог Слово сошел с небес на землю и, приняв вид раба, истощил Себя, и назван Сыном человеческим, пребывая тем, чем и был, т. е. Богом (ибо по собственному естеству Он неизменяем и непеременяем), и с собствен ной плотью мыслимый как один, называется человеком с небеси, потому что совершен в Божестве и так же совершен в человечестве и мыслит ся в одном лице. Следовательно, один Господь Иисус Христос, хотя мы и не знаем различия естеств, которые вошли в это неизъяснимое соеди нение. Твоя же святость да заградит уста тем, кто проповедует или тождество, или слияние, или смешение Слова Божия с плотью, потому что, кажется, есть люди, которые распространяют слухи в народ, будто я подобным образом и думаю и учу, тогда как, наоборот, я даже сумасбро дами считаю тех, которые в Божественном естестве Слова допускают хоть тень превращения. Ибо Оно пребывает таким, каким было и всегда; и не есть иное, и не станет когда-нибудь иным, и неспособно к какому-нибудь изменению. Сверх того Само Слово Божие мы испове дуем бесстрастным, хотя Само Оно, совершивши это таинство с удиви тельною премудростью, благоволило приписать Себе те страдания, ка кие свойственны плоти. Отсюда и премудрый Петр говорит: Христу пострадавшу за ны плопгию (1 Пет. 4, 1), но не этим несказанной Божественности естеством. Ибо для того, чтобы быть Ему Спасителем всех нас, Он посредством усвоения относит к Себе как собственные, о чем я уже заметил, страдания собственной плоти. Такой смысл имеют и слова, сказанные Им как бы от собственного лица через пророка: Пле щи мои вдах на раны и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50, 6). Что во всем этом следуем мнениям святых отцов и в особенности блаженного и славнейшего отца нашего Афанасия, дабы не сделать уклонения в чем-нибудь малей шем, да будет несомненно уверена твоя святость, да не сомневается и кто-нибудь другой. Много к этому присовокупил бы я еще отеческих свидетельств, сообщающих доверие к этой моей речи, если бы не опасал ся наскучить длиною письма. Решительно терпеть не можем, чтобы кто-нибудь потрясал веру или символ веры, изданный некогда святыми отцами никейскими. И решительно не позволим ни себе, ни кому-нибудь другому изменить хоть одно слово, там поставленное, ни пропасть хоть одному слогу, помня слова сказавшего: Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч. 22, 28). Ибо не сами они говорили, а Сам Дух Бога и Отца (Мф. 10, 20), который и исходит от Него, хотя не чужд Он и Сына - разумеется относительно сущности, и это под тверждается словами святых, предавших таинства. Ибо в Деяниях апо стольских написано: Пришедше же в Мисию, покушахуся в Вифинию поити: и не остави их Дух (Деян. 16, 7). Пишет и божественный Павел: Сущии же во плоти Богу угодити не могут. Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас; аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим. 8, 8 - 9). А что некоторые из тех, которые обыкновенно ломают правое учение, извращают слова мои как им угодно, то пусть святость твоя не удивляется этому, зная, что последователи какой-нибудь ереси и во Священном Писании нахо дят опору своим заблуждениям, извращая превратным пониманием то, Что право сказано в нем Духом Святым, и таким образом собирая на главу свою уголь неугасимый. А так как известно нам, что некоторые издали православное послание славнейшего отца нашего Афанасия с изменениями и извращениями, от чего многие и пострадали, то, думая, что это будет полезно и необходимо для братий, послали мы твоей святости один из древнейших экземпляров этого творения, сохранив шийся у нас в чистоте и неповрежденности. Прощай.