Западные церкви:
1.
Католицизм
В отличие от Православных
Церквей, Римский Католицизм впечатляет прежде всего своей монолитностью.
Принцип организации этой Церкви более монархический: она имеет видимый центр
своего единства - Папу Римского. В образе Папы (с 1978 г. - Иоанн Павел II)
сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет
Римско-Католической Церкви. В силу этого, когда Папа выступает ех саthedга
(т.е. с кафедры), его суждения по вопросам веры и морали обладают
непогрешимостью. Другие особенности католической веры: развитие Тринитарного
догмата в том смысле, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына
(лат. filigue), догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, догмат о чистилище и
т.д. Католическое духовенство даёт обет безбрачия (т.н. целибат). Крещение
детей дополняется конфирмацией (т.е. миропомазанием) в возрасте ок. 10 лет.
Евхаристия совершается на пресном хлебе.
Формирование католической
доктрины началось в V -VI вв. (Блаженный Августин, св. папа Лев Великий и
др.). Уже в 589 г. Толедский Собор принял Filiogue, но, несмотря на это, обе
Церкви ещё долго шли вместе. Однако, напуганные размахом восточных
"императорских ересей", католики искали опоры в римском юридизме, в усилении
папского авторитета и внешней власти. Это всё более отдаляло Церкви друг от
друга, делало неизбежным схизмы 862 и 1054 гг. А последующие попытки к
примирению строились уже по традиционной для Католицизма униатской модели -
совершенно неприемлемой для Восточной Церкви.
Здесь следует заметить, что
единство Католической Церкви, основанное на примате Папы, - это не только
сильная, но и гибкая доктрина. Она позволяет образовывать т.н. унии, т.е.
союзы с различными конфессийми, которые, принимая руководство Католической
Церкви, сохраняют традиционную для себя практику богослужения. В качестве
примера можно привести современную Украинскую Греко-Католическую Церковь
(УГКЦ), которая является наследницей Брестской Унии 1596 г. (см. схему).
Другой пример: Католические Церкви восточного обряда, отколовшиеся от
различных направлений Восточного христианства: Маронитский
Патриархат, Греко-Католический мелхитский Патриархат, Ассиро-Халдейская Церковь.
Сиро-Маланкарская Церковь (католики
антиохийского обряда), Армяно-Католическая Церковь и Копто-Католическая
Церковь (на схеме не обозначены).
Таким образом, не следует
преувеличивать ценрализованность Католицизма. Классический пример:
Старокатолики, которые отделились от Римской Церкви в 1870 г. во время I
Ватиканского Собора., не приняв догмат о папской непогрешимости. В 1871 г. по
инициативе профессора Мюнхенского университетата священника И.Деллингера была
образована независимая Старокатолическая Церковь, управляемая епископами и
Синодом. Старокатолики отвергают догматы о примате Папы, о Непорочном зачатии
Девы Марии и др. В настоящее время их общины существуют в Германии, Франции,
Швейцарии, Австралии и США. Правда, число их невелико. Более многочисленным
образованием является Национальная Церковь Филиппин (НЦФ), которая отделилась
от Римско-Католической Церкви в 1904 г. и насчитывает сейчас более 4 млн.
верующих католиков (на схеме не обозначена из-за отсутствия
места).
2.
Протестантизм
явился в результате европейского
антикатолического движения, которое в начале XVI в. завершилось т.н.
Реформацией. Объективно это была реформация окостеневший и средневековой по
духу Католической Церкви в интересах нарождающейся буржуазии. Субъективно
Лютер и его соратники имели возвышенную цель: очистить Церковь от позднейших
искажений, восстановить Её апостольскую чистоту и простоту. Они не понимали,
что Церковь есть живой Богочеловеческий организм, развитие которого невозможно
повернуть вспять и редуцировать к младенческому возрасту. Отвергая крайности
Римского Католицизма, они сами впали в крайность, "очистив" Церковь от
Священного Предания, от постановлений Вселенский Соб., от духовного опыта
монашества, от почитания Пресвятой Девы Марии, всех святых, икон, мощей,
ангелов, от молитв за умерших и т.д. Таким образом протестантизм, по существу,
лишился Церкви. Формально он основывается на Библии, реально же-на её
произвольном толковании различными теологами. Главное и общее в протестантизме
- учение о непосредственной (без Церкви) связи человека с Богом, о спасении
одной только личной верой (Рим III. 28), которая понимается как уверенность в
своей избранности и вдохновлённости свыше.
Во всём остальном протестантизм
предельно децентрализован: он существует как множество совершенно разнородных
Церквей, сект и религиозных объединений. Не всегда легко проследить связь
современных христианских конфессий со своими исходными формами периода
Реформации. Поэтому в левом верхнем углу схемы мы вместо церковно-исторических
событий помещаем генеалогию наиболее известных протестантских
течений.
С XVI
века:
Англиканство - возникло в
ходе английской реформации, которая была использована для укрепления
королевского абсолютизма. В 1534 г. Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом
и встал во главе Церкви. С 1571 г. - Символ веры из 39 членов, Сохранены:
церковная иерархия (с епископатом и безбрачным духовенством), пышный культ,
Литургия, таинственное понимание Евхаристии и т.д. Англиканство ближе всего к
Католицизму и Православию, особенно - т.н. Высокая Церковь. Низкая Церковь -
более типичный протестантизм. Широкая Церковь-более
экуменична.
Лютеранство - крупнейшая
протестантская конфессия, основанная Лютером и распространённая ныне во многих
странах вплоть до Америки и Юж. Африки. От Католицизма сохранила всё, что
прямо не противоречит Священному Писанию: церковную организацию, епископат,
Литургию с таинственным пониманием Евхаристии, крест, свечи, органную музыку и
т.д. На практике имеет только два таинства: Крещение и Причащение (хотя,
согласно Катехизису Лютера, допускает и Исповедь). Церковь понимается только
как невидимое сообщество оправданных и возрожденных личной
верой.
Цвинглианство -
швейцарский вариант протестантизма, основанный Цвингли. Крайне радикальное и
совершенно нецерковное учение, отвергающее христианские таинства (крещение и
причащение понимаются чисто символически). В настоящее время почти полностью
растворилось в Кальвинизме.
Кальвинизм -
преимущественно французский вариант протестантизма, более радикальный, чем
Англиканство и Лютеранство. Крещение и причащение понимаются символически. Нет
епископов, пасторы не имеют особых облачений, в храмах отсутствует даже
алтарь. Богослужение сведено к проповеди и пению псалмов. Отличительной
особенностью является учение об абсолютном предопределении: Бог изначально
определил одних к погибели, других - ко спасению (успех в делах
свидетельствует о возможном избранничестве).
В настоящее время кальвинизм
существует в трёх формах:
- Реформатство -
наиболее распространённый,
французско-голландский вариант (во Франции их также называли
"гугенотами");
- Пуританство
(или Пресвитерианство) - англо-шотландский вариант:
- Конгрегационализм -
радикальное английское пуританство, отрицающее единую церковную организацию.
Каждая община (конгрегация) совершенно самостоятельна и
независима,
Анабаптизм - движение
крайне радикальных протестантских сект, возникших в ходе немецкой реформации.
Название буквально означает "перекрещенцы", т.к. они не признавали крещения
детей и перекрещивали взрослых. Отвергали таинства, ритуалы и духовенство. В
основе этой конфессии-даже не Библия, а личная вера.
С XVII -
XVIII веков:
Методизм - сектантское
движение в Англиканской Церкви, основанное при Оксфордском университетете
братьями Уэсли. Культ близок к Англиканству, но таинства понимаются
символически. Методисты глубоко равнодушны к догматике. Главный акцент они
делают на праведном поведении и благотворительности (т.н. метод). Характерна
развитая миссионерская деятельность и умелое воздействие на верующих через
эмоциональную проповедь.
Пиетизм - мистическое
сектантское движение в Лютеранстве, основанное Филиппом Шпенером († 1705 г.). Отвергает как
развлечения, так и церковную обрядность, превыше всего ставя религиозное
чувство личного переживания Бога.
Меннониты - сектантское
движение, основанное в Нидерландах Менно Симонсом († 1561 г.). Проповедь
непротивления и пацифизма сочетается с хилиастическими ожиданиями. Сохранили
только обряд крещения, который понимают символически Впоследствии разделились
на "гюпферов" и "братских меннонитов" (в России).
Баптизм - крупнейшая
протестантская секта, возникшая в Голландии в 1609г. Генетически происходит от
английских конгрегационалистов, ассимилировавших также некоторые взгляды
меннонитов и арминиан (голландских кальвинистов). Отсюда - учение о
предопределении, проповедь непротивленчества и элементы мистицизма. Крещение и
причащение (хлебопреломление) трактуют, как символические обряды. Имеют
собственные праздники и ритуалы.
Американский баптизм
- крупнейшая (после Католицизма) религиозная организация в Америке (свыше 35 млн.
человек). Основана английским конгрегационалистом Роджером Вильямсом в 1639 г.
Существует в виде ряда союзов, обществ и миссий. Ведёт очень активную
миссионерскую деятельность - в т.ч. и в России, освещая капиталистические
отношение и частное предпринимательство.
С XIX - XX
веков:
Армия Спасения -
международная филантропическая организация, выделившаяся из Методизма в 1865
г. Устроена по военному образцу. Считает, что крещение и причащение не
обязательны, главное - нравственное возрождение общества.
Хаугеанство - норвежское
ответвление пиетизма, требующее подтверждения веры делами, самостоятельного
понимания Евангелия и его болев активной пропаганды.
Адвентисты (от лат.
adventus - пришествие) - протестантская секта, основанная в 1833 г.
американцем У.Миллером, который вычислил по книге пророка Даниила дату второго
пришествия Христа (1844 год). Близки к баптистам, но главный акцент делают на
ожидании скорого конца света (т.н. Армагеддон) и последующего тысячелетнего
царства Христа (т.н. Хилиазм).
Адвентисты седьмого дня на
первый план ставят иудейскую заповедь о праздновании субботы. Считают, что
души людей смертны, но будут воскрешены после Армагеддона.
Иеговисты
отделились от американских адвентистов в 1880-е гг. и в 1931 г. приняли название 'Свидетели
Иеговы". После Второй мировой войны превратились во всемирное движение.
Считают, что второе пришествие уже совершилось невидимо в 1914 г. и ныне
готовится Армагеддон, который приведёт к гибели всех людей за исключением
самих иеговистов, - они останутся жить на обновленной земле в царстве Иеговы.
Отрицание Тринитарного и Христологического догматов, а также бессмертия души
характеризует "свидетелей" скорее как иудейскую, чем христианскую
секту.
Пятидесятники откололись
от баптистов в Лос-Анджелесе в 1905-1906 гг. в качестве нового
харизматического движения. Учат о воплощении Св. Духа в каждом верующем,
признаком чего является "говорение на языках". На своих собраниях практикуют
искусственную экзальтацию и экстаз. Существуют в виде разрозненных
общин.
В 1945 г. часть пятидесятников
объединилась с евангельскими христианами (родственными классическому
баптизму) в более умеренное и централизованное движение.
* *
*
Примечание. Кроме "естественных" протестантских
конфессий, генетически происходящих друг от Друга, существует и своеобразный
"сверх-протестантизм", т.е. искусственно изобретённые культы, приносящие
колоссальные доходы своим основателям. В качестве первого примера такого
культа на схеме показаны
Мормоны (Святые последних
дней) - религиозное общество, основанное в 1830 г. американским визионером
Смитом, который якобы получил откровение и расшифровал записи мифического
иудейского пророка Мормона, приплывшего в Америку со своим народом ок. 600 г.
до Р.Х. Т.н. "Книга Мормона" является для "последних святых" продолжением
Библии. Хотя мормоны практикуют крещение и признают подобие Тринитарного
догмата, считать их христианами крайне рискованно, т.к. в их вероучении
присутствуют элементы политеизма.
По той же причине не показываем
мы на схеме "Церковь Онеида" Д.Х.Нойеса, "Церковь единения" Сан
Муна, "Церковь Бога", "Христианскую науку" и т.д. Все эти
объединения не имеют никакого отношения к христианству.
Доникейский период (I - нач. IV в.)
Начальный этап Церкви на
Западе был связан с двумя главными культурными центрами Европы: Афинами и
Римом. Здесь творили Апостольские мужи:
сщмч. Дионисий Ареопагит
- ученик ап. Павла и первый епископа Афинский, по профессии - философ. Ему
приписываются несколько писем и трактаты по христианской мистике. По преданию,
ок. 95 г. он был послан св. папой Климентом во главе Миссии на проповедь в
Галлию и там погиб в гонение Домициана ок. 96 г. Память 3
окт.
Св. Климент, папа Римский
- ученик ап. Петра, выдающийся проповедник (сохранилось его послание к
Коринфянам), он был в гонение имп. Траяна сослан в Крымские каменоломни и ок.
101 г. утоплен. Мощи его обрели свв. Кирилл и Мефодий. Память 25
нояб.
Ок. 138 - 140 гг. в Риме начали
свою проповедь еретики-гностики: Валентин, Кердон и Маркион.
Гностицизм
подменял веру эзотерическим знанием (гносисом). Это была попытка развития христианства
через модели языческой философии, иудейской мистики и магии. Недаром
предтечей гностицизма считается Симон Волхв (Деян. VIII. 9-24 г.).
Гностики использовали также учение докетов о "кажимости" воплощения
Христова и ересь Николаитов, считавших, что Христос освободил их от
законов нравственности. Подобно им, многие гностики вели нарочито
безнравственный образ жизни, ибо видели своё оправдание уже не в Христе, а в
изощрённости собственных доктрин. "Золото может валяться в грязи, не
мараясь", - говорили они о себе. Это было большим соблазном для
Церкви.
Для борьбы с гностицизмом в Рим
прибыл сщмч. Иустин Философ. В Афинах в это же время действовали апологеты
Кодрат и Афинагор (тоже философ). Так в борьбе с ересями возникало
христианское богословие.
Сщмч. Ириной Лионский
считается отцом христианской догматики. Он был учеником сщмч. Поликарпа
Смирнского, а ок. 180 г. стал епископом Лионской Церкви в Галлии, где написал
обширный труд "Пять книг против ересей". Мученически погиб в гонение имп.
Септимия Севера ок. 202 г. Память 23 авг.
Квинт Тертуллиан также
был выдающимся богословом и одним из поздних апологетов. Жил в Карфагене (Сев.
Африка), где ок. 195 г. стал пресвитером. Гениальный антиномист и автор многих
политических трактатов, он знаменит своим ригоризмом и пародоксальным
противопоставлением веры разуму ("Верую потому, что абсурдно"). Этот
воинственный иррационализм ок. 200 г. увёл его из Церкви в секту
монтанистов.
Сщмч. Ипполит Римский -
ученик сщмч. Иринея Лионского, философ, апологет, экзегет, ересеолог и
церковный писатель, епископа порта Римского. Его главная работа "Опровержение
всех ересей" (в 10-ти кн.) направлена против гностиков. Боролся также против
антитринитарного учения Савеллия. Мученически погиб в гонение имп. Максимина
Фракиянина ок. 235 г. Память 30 января
Савеллий — еретик,
пресвитер Ливийский, в нач. III в. прибыл в Рим и стал учить, что Бог не
троичен и все три Лица - только модусы Его Единичности, которая проявляется
последовательно: сначала в .виде Отца. затем - Сына и наконец - Духа. Это
антитринитарное учение имело такие же последствия на Западе, как схожая ересь
Павла Самосатского на Востоке.
В 251 г. на Церковь обрушилось
гонение имп. Декия - одно из самых кровавых и опустошительных. В Риме сразу же
погиб папа Фабиан и его кафедра пустовала целых 14 месяцев. Замечательный
богослов Киприан епископа Карфагена вынужден был бежать и скрываться. Не все
христиане могли выдержать жестокие пытки - некоторые отрекались от Христа и
отпадали от Церкви. По окончании гонения встал вопрос: можно ли принимать их
обратно?
Святитель Киприм
Карфагенский и новый папа Корнелий считали, что это возможно (при определённых условиях,
конечно). Ригористически настроенный римский пресвитер Новатиан считал,
что Церковь не должна прощать и пачкаться грешниками. Он обвинил Корнелия в
недопустимых послаблениях, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана
(т.н. антипапа) и главой т.н. "Церкви чистых" ("кафаров"). Святитель Киприан и
Корнелий на Соборе 251 г. отлучили новатиан от Церкви за немилосердие и
нарушение канонической дисциплины. Во время след. гонения сщмч. Киприан
добровольно принял смерть за Христа. Такова история одного из первых
дисциплинарных расколов (т.н. Новатианского).
Он имел большие последствия,
потому что конец Доникейского периода ознаменовался крупнейшим гонением
императоров Диоклетиана и Галерия (302 - 311 гг.). Было огромное число
свв. мучеников, но и много отпавших. Опустошение дополнилось политической
смутой, которая завершилась только с воцарением Константина Великого. В
313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т.н.
"Миланский эдикт"). Но часть африканских епископа во главе с
Донатом (соперником законного епископа Цецилиана) учинила новый
раскол, провозгласив себя "Церковью мучеников", а остальных-предателями и
соглашателями с безбожной государственной властью (св. имп. Константин принял
крещение только перед смертью). Субъективно это было движением против
огосударствления Церкви за сохранение Её свободы. Но объективно оно разрушало
африканскую (Карфагенскую) Церковь и стало главной причиной Её последующего
исчезновения.
Новатианский и донатистский
соблазн раскольничьей "чистоты" будет постоянно преследовать Церковь и
отзовется на Западе ересями катаров и вальденсов (см. стр. 33), а на Востоке -
движением богомилов и стригольников.
Период
Вселенских Соборов (IV - VIII вв.)
Арианство было на Западе
внешним явлением, принудительно вводимым восточными императорами. На
варварскую периферию Западного мира арианство принёс
Вульфила († 381 г.) - просветитель
го'тов. Он род. ок. 311 г. в христианской семье, вывезенной готами из Малой
Азии. До 30 лет был проповедником. В 341 г. принял в Константинополе арианское
рукоположение и в качестве первого епископа готов заразил этой ересью
германские народы. Составил готский алфавит и перевёл на него
Библию.
Святитель Иларий Пиктавийский
(† 366
.) - лидер Галльских епископов в период борьбы с арианством ("Афанасий
Запада"). С 353 г. - епископа Пиктавии (Пуатье). На арианском Соборе в Милане
(355 г.) осужден и сослан во Фригию, где написал трактат о Троице. Положил
начало латинской тринитарной терминологии. По смерти арианскогй имп.
Констанция восстановил на Парижском Соборе Никейское исповедание. Составил
т.н. Галльскую Литургию. Видный экзегет и подвижник, учитель св, Мартина
Турского. Память 14 января
Святитель Мартин Турский
(† 397
г.) - ещё будучи солдатом вёл целомудренную и воздержанную
христианскую жизнь. После отставки (372 г.) - ученик святителя Илария. С 379 г. - епископа Тура, строгий аскет,
основатель Галльского монашества. Построенный им монастырь Мармутье стал
центром христианизации Галлии. Здесь воспитывались будущие епископов,
миссионеры и подвижники. Святитель Мартин - национальный святой Франции.
Память 12 октября.
Святитель Амвросий
Медиоланский († 397 г.) - вначале знатный и блестяще
образованный наместник Лигурии. В 374 г. неожиданно избран епископом Медиолана
(Милана). Изучив труды Вел. Каппадокийцев, боролся с арианством, обращал
германские народы. Видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист
("Златоуст Запада"). Учитель Августина Блаженного. Память 7
декабря
Блаженный Августин
(† 430
г.) - крупнейший богослов Зап Церкви, "Отец Католицизма" (в католической
традиции: "учитель Церкви"). Получил риторическое образование, 10 лет провёл в
секте манихеев. В 387 г. под влиянием святителя Амвросия Медиоланского принял
крещение. С 391 г. - пресвитер, а с 395 г. - епископ Гиппона (Сев. Африка).
Пишет свою знаменитую "Исповедь". В процессе борьбы с расколом донатистов и
ересью Пелагия формирует свои доктрины первородного греха, благодати и
предопределения. Под впечатлением падения Рима (410 г.) создаёт свой главный
труд "О граде Божием" (426 г.) - христианскую историософию. Память 15
июня.
Пелагий († 420 г.) - еретик из Британии,
прославился строгой и нравственной жизнью. Ок. 400 г. приехал в развращённый
Рим, где начал учить, что любой человек может своими силами преодолеть зло и
достичь святости. Отвергал необходимость благодати, наследственность
первородного греха и т.д. Дважды осужден как еретик (416 и 418 гг.), после
чего уехал на Восток и вскоре умер. Его ученики Целестий и Юлиан Экланский
также сводили христианство к морализму.
Блаж. Иероним Стридонский
(† 420
гг.) - монах-эрудит, знаток античной и христианской письменности. Ок. 370
г. путешествует по Востоку, изучая богословие и еврейский язык. С 381 по 384
г.- советник папы Дамасия. С 386 г. отшельничает близ Вифлиема, основывает у
пещеры Рождества киновию (388 г.), переводит на латинский язык Библию (405 г.)
и пишет ряд богословских трудов, из которых наиболее известен "О знаменитых
мужах". Память 15 июня.
Святитель Лев I Великий
(† 461
г.) - папа Римский с 440 г. Боролся с пелагианами на Западе и с
монофизитами на Востоке. Настоял на созыве Халкидонского Собора (451 г.),
который руководствовался его знаменитым христологическим посланием к святителю
Флавиану. В 452 г. спас Рим от нашествия гуннов Аттилы. В 455 г. выкупил свою
паству при разорении города вандалами. Значительно укрепил авторитет папской
власти (в католич. традиции: "учитель Церкви"). Память 3
февраля.
Падение Рима. Конец Западной
Римской империи (476 г.) Возвышение авторитета римских пап
происходило на фоне упадка и деградации императорской власти. Всеми делами
империи фактически распоряжались военачальники-варвары. В 476 г. один из них.
генерал Одоакр, низложил последнего малолетнего императора
Запада-РомулаАвгустула. Это событие считается границей между Античностью и
наступающим Средневековьем. Главное содержание периода: формирование
самостоятельных варварских государств на территории Зап. Европы и их
последующая христианизация.
* *
*
У франков строителем
государства стал Хлодвиг I Меровинг (481 -511 гг.).
Победив вестготов и алеманнов, он ок. 496 г.
первым из варварских королей принял крещение по католическому обряду. В
отличие от своих соседей, которые все были арианами, он стал править, опираясь
на католический епископат и получал санкцию Церкви на свою политику. Это
привело франкское государство к значительному политическому могуществу и
позволило ему впоследствии стать империей.
Преподобная Женевьева
Парижская (†
ок. 500 г.) - из знатной галло-римской семьи. В 14 лет приняла
монашество. В 451 г. своими молитвами избавила Париж от нашествия Аттилы. В
488 г. во время осады Парижа Хлодвигом, прошла через вражеский стан и привела
в голодающий город 12 судов с хлебом. Париж всё же капитулировал перед
франками, но Хлодвиг склонился перед святой. Вскоре преподобная Женевьева
стала опорой его жены христианки Клотильды и содействовала обращению короля.
Святая покровительница Парижа. Память 3 января:
* *
*
У бриттов христианская
Церковь достигает наибольшего расцвета к середине V в. В т.н. "времена
Короля Артура" (настоящее имя Ненний Арториус, ок. 516 - 542 гг.) она
становится независимой национальной Церковью. Но начавшееся в то же время
англо-саксонское завоевание оттесняет Её в глубину острова (Там, в Сев.
Уэльсе, последняя яркая страница Её истории связана с именем Давида епископа
Меневийского (†
588 г.). С той поры ведущая роль переходит к независимой Ирландской Церкви св.
Патрика († 461г.),
которая быстро прославилась своим культурным потенциалом. В VII - VIII вв.
Ирландские миссии возьмут на себя главную роль в христианизации Зап.
Европы.
* *
*
У англов, переселившихся
в Вост. Британию с материка, была языческая религия скандинавского типа.
Крещение их относится к самому концу VI в. и связано с миссией бенедиктинского
монаха Августина († 604 .), посланного св. папой Григорием I. В 597
г. миссионеры обращают в христианство Этельберта (560 - 616 гг.) -
правителя королевства Кент и учреждают там Кентерберийскую архиепископию.
Другие католические епископов основывают епархии в Лондинии (Лондоне) и
Эбораке (Йорке). Однако на эти древние (с III в.) кафедры претендует также
загнанная на Зап. побережье местная старо-Британская Церковь. Обостряются
отношения и с национальной Ирландской Церковью.
Кульминационной точкой этого
соперничества становится Собор в Уитби (664 г.): на чём встретились
члены Ирландской и Римской Церквей. После продолжительного диспута, на котором
прелат Уилфред победил местного аскета Кутберта, преимущество перешло к
Римской Церкви.
* *
*
За век до этого в Испании,
населённой вестготами, местные епископы пытаются облегчить их обращение из
арианства в католическую веру через введение filiogue (Толедский Соб.,
589 г.). Вскоре это
частное мнение толедских епископов получит
значительное распространение (на правах теологумена).
* *
*
Из крупных церковных
деятелей этого времени на схеме упомянуты: преподобный Бенедикт Нурсийский
(† 543
г.) - "отец западного монашества". Род. в Нурсии (ок. Сполето), изучал
риторику в Риме. Рано начал анахоретствовать в Субъяко. В 529 г. основал
монастырь в Монте-Кассино, для которого написал оригинальный устав, ставший
образцом для многих последующих уставов. Прославился чудотворениями и
миссионерской деятельностью. Память 14 марта. Житие его описал папа Григорий
Великий.
Святитель Григорий I Великий
(† 604
г.) - знатного рода и великолепно образованный, он оставил государственный
пост ради монашества и истратил всё своё состояние на устройство шести
монастырей. Долго жил в Византии, где составил чин Литургии Преждеосвященных
Даров. С 590 г. - папа Римский Провёл реформу богослужебного пения (т.н.
Григорианский Антифонарий) и др. реформы, ещё более укрепившие авторитет
папства. Активно занимался миссионерством (в т.ч. в Англии). За диалог о жизни
италийских отцов прозван "Двоесловом". Память 12 марта.
Колумбан Младший
(† 615
г.) - ученик просветителя Комгела ( 602 г.) из южноирландского монастыря
Бангор. В 585 г. возглавил миссию 12-ти монахов в Меровингскую Галлию. В
Бургундии основал монастыри Анегрей, Люксей и Фонтанель (для которых написал
устав ок. 590 г.). Обличал королеву франков Брунгильду в безнравственности, за
что был изгнан ею (610 г.). Скитался по Галлии, всюду основывая монастыри
(последний - в Боббио, во владениях Лангобардского короля, где он
умер).
Исидор Севильский
(† 636
г.) - церковный писатель и учёный, один из "светочей средневековья", с 600
г. - архиепископ Севильский, где обращал евреев, председательствовал на
Соборе, прославился как чудотворец и святой. Оставил огромное литературное
наследство, в т.ч. "Всемирную хронику", "Этимологию" (в 20-ти кн.) и три кн.
"Сентенций" (первое систематическое изложение догматики). В католической
традиции - "учитель Церкви". Завершает период западной патристики, при
переходе её в схоластику.
Ересь монофелитства,
затронувшая почти всю Восточную Церковь, была, тем не менее, осуждена в Риме
на Латеранском Соборе 650 г. под председательством св. папы Мартина, который по
приказу имп. Ираклия был схвачен и привезён в Византию. где разделил судьбу
преподобный Максима Исповедника. Умер в ссылке в 655 г. Память 14
апреля.
Это была последняя крупная
восточная ересь, которая оказала влияние на Запад, т.к. в VII - VIII вв.
обособление его значительно усиливается.
Беда Достопочтенный
(† 735 г.)
- англосаксонский богослов и историк, один из "светочей средневековья". С
17-ти лет бенедиктинский монах в монастыре Вирмот, затем - в монастыре Ярроу.
С 702 г. - пресвитер. Переводчик и комментатор Библии, философ, грамматик.
Главный труд: "Церковная история народа англов" (731 г.) - единственный
источник по древней английской истории. В католической традиции - "учитель
Церкви".
Бонифаций, апостол
Германии -также воспитанник англо-саксонского монастыря
(в Уэссексе). С 719 г. - миссионер среди самых
диких германских племён. С 725 г. епископ Гессена и Тюрингии, основатель
миссионерской школы, создатель мужских и женских монастырей. С 732 г. -
архиепископ всей Германии, великий просветитель и строитель Франкской Церкви
(Председатель общефранкского Соборв Лептине 745 г.). Мученически закончил
жизнь 5 июня 754 г.
Средневековый период после Вселенских Соборов (VIII - XIII
вв)
В начале VIII века во всём
христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама.
В 711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и
двинулись в глубь современной Франции. Страшная опасность, нависшая над
Европой, объединила былых врагов под знаменами могучего франкского майордома
Карла Мартелла († 741 г.). 17
октября 732г. в грандиозной двухдневной битве под Пуатье арабские
полчища были рассеяны (за эту битву Карл и получил своё прозвище "Мартелл",
т.е. Молот). Это высоко подняло авторитет франкских правителей. Сын Карла
Мартелла - Пипин III Короткий уже чувствовал себя королём. О настоящем короле
из умирающей династии Меровингов (Хильдерике III) мало кто
помнил.
В 751 г. Пипин с согласия
папы был избран на престол и коронован Бонифацием (а Хильдерик III пострижен в
монахи). 28 июля 754 г. папа Стефан
II, бежавший от воинственных лангобардов в аббатство Сен-Дени, совершил
Помазание нового короля на царство. Этот обряд, заимствованный у
Византийских императоров, означал соответствие избрания с волей Божией. Он
впервые употреблялся на Западноевропейском континенте и сразу придал новой
династии божественный статус. В благодарность за это Пипин разбил лангобардов,
отнял у них Равеннский экзархат и преподнёс его "в дар Св.Петру". Так в 755
г. папа Стефан II получил Папскую область, т.е. стал ещё и светским
государем (офиц. до 1870 г.), что в условиях того
времени сильно повышало его авторитет.
Сын Пипина Короткого - Карл
Великий (768 - 814 гг.) ведёт бесконечные войны и
распространяет своё государство почти на всю Зап. Европу. 25 декабря 800 г. папа Лев III коронует его императором. Таким образом
отдалившаяся от Византии Римская Церковь надеется опереться на собственную
империю. Но почти сразу же возникает конфликт. В 809 г. Карл
созывает в своей резиденции Аахенский
Собор, от лица которого требует у папы Льва признания filiogue. Папа упорно не соглашается и даже выставляет
в своём храме две серебряные доски с Константинопольской формулой догмата. Но
это не производит никакого впечатления на Карла Великого.
843 г. - Верденский
раздел: внуки Карла разделили его огромную
империю на три части (будущие Францию, Италию и Германию). При этом титул
императоров удержали германские кайзеры. В Х в.
при королях Отгонах I, II и III из Саксонской династии Германия
чрезвычайно усиливается (т.н. "Оттоновский ренессанс") и
возникает т.н. "Священная Римкая империя
Германской нации".
Ускоренный рост государства приводит к ослаблению Церкви. Могущественные феодалы завладевали церковным
имуществом и правом на инвеституру, а Церковь всё более обмирщалась и
приходила в упадок. Х век - это время позорной деградации папства, время
жестокой борьбы за Св.Престол и покорного угождения всесильным светским
владыкам.
Так, папа Бенедикт VIII (1012
- 1024 гг.), свергнутый антипапой Григорием, снова получает тиару из рук
Генриха II Германского и по его настоянию утверждает в Символе веры
filiоgue (1014 г.). Следующий папа, Иоанн XIX, спасаясь от заговора тоже
бежит к германскому королю,после чего образуется троепапство (Бенедикт IX,
Сильвестр III, Иоанн XX). В среде клира процветает симония и
противоестественные пороки. Ясно, что Церковь остро нуждается в обновлении.
Это предчувствовал уже
Бенедикт Аньянский
(† 821
г.) - монастырский реформатор
из знатного рода. Вырос при дворе Пипина Короткого и Карла Великого. В 774 г.
ушёл в монастырь, но не обнаружил там истинного подвижничества. Тогда основал
собственный Аньянский монастырь, где возродил устав преподобный Бенедикта
Нурсийского во всей его строгости и на этой базе начал реформу прочих
монастырей ордена.
Столетие спустя начинается новый
всплеск движения за реформу. Теперь она складывается на базе Бургундского
монастыря Клюни (основан в 910 г.) и получает название Клюнийской
(сер. Х - нач. XII в.). В XI в. возникает конгрегация 3000 клюнийских
монастырей, которые уже не подчиняются светским феодалам, живут по строгому
уставу и активно борются с симонией. Реформаторы объединяются вокруг таких
фигур, как
Петр Дамиани
(† 1072 г.)
- отшельник, учитель монахов, впоследствии - аббат, с 1057 г. - кардинал.
Иррационалист, противопоставлявший веру разуму: Бог не подчиняется даже закону
противоречия, например, может делать бывшее не бывшим (трактат "О Божественном
всемогуществе"). Сторонник симфонии Церкви и государства. В католичестве -
учитель Церкви.
Гильдебранд († 1085 г.) -монашеский
деятель из Клюни, борец за чистоту целибата. С 1054 г. - влиятельный диакон
при нескольких папах. С 1073 г. -папа Григорий VII. Сторонник абсолютного
"диктата папы". Дважды отлучал от Церкви непокорного Генриха IV Германского.
Продолжил реформу самого института папства, которую начал Лев IX (1049 -
1054 гг.).
Великая схизма 1054 г. и
Разделение Церквей. Поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии,
формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется
и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы
латинского обряда в Константинополе. Одновременно требовал от Рима признать
себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре
умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом
Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные
обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в
нескольких ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил
Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия
в 867 г.) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была
очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между
Востоком и Западом.
Действительное разделение
Церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий
(с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии
экклезиологических традиций.
В результате Клюнийского
движения наступил бурный расцвет Католицизма (кон. XI - кон. XIII в.):
происходит основание новых орденов, развитие богословия (но и ересей!). Соборы
и крестовые походы следуют друг за другом. Этому всеобщему оживлению
способствует окончание норманнской угрозы, которая несколько веков держала в
страхе всю Европу. Но 1066 г. - конец эпохи викингов, когда их
потомки, нормандские рыцари, разбили англо-саксов под Гастингсом и утвердились
в Англии.
Ансельм архиепископ
Кентерберийский († 1109 г.) - один из
основоположников схоластического метода примирявшего веру и разум на основе понятийного аппарата античных философов
(в особенности - Аристотеля). Составил онтологическое доказательство бытия
Божьего: из понятия Бога, как Существа Совершенного, вывел реальность Его
бытия (т.к. неполнота бытия -несовершенство). Сформулировал юридическую
трактовку догмата об Искуплении. В Католицизме-учитель
Церкви.
Пьер Абеляр († 1142 г.) - магистр
Парижской Соборной школы, выдающийся рационалист, "странствующий рыцарь
диалектики", которой он лишь однажды изменил ради любви к прекрасной Элоизе.
Окончательно отождествил теологию с философией. Был дважды (1121 и 1141 гг.)
обвинен в несторианско-пелагианской ереси. Умер на покое в Клюнийском
монастыре, оставив откровенные воспоминания "История моих
бедствий".
Бернар Клервоский
(† 1153
г.) - отпрыск знаменитого рыцарского рода, прошел суровую школу аскезы в
монастыре Сито. В 1115 г.- основывает монастырь Клерво и становится строителем
Цистерцианского ордена. Пламенный проповедник, церковный политик и выдающийся
философ-мистик, он разработал учение о 12-ти ступенях смирения и 4-х степенях
любви, с помощью которых душа возносится в сферу Божественной истины. Под его
влиянием возникла
Сен-Викторская мистическая
школа при монастыре св. Виктора, основанного
на окраине Парижа Гильомом из Шампо в 1108 г.,
разрабатывала методику созерцания и боролась с рационализмом. Из
философов-викторианцев известны: Гуго († 1141 г.), Ришар († 1173 г.) и Вальтер (XII в.)
Сен-Викторские.
Шартрская школа,
основанная епископа Фульбертом († 1028 г.), наоборот, развивала умеренный рационализм. В
XII в. её возглавляли: Бернар Шартрский (до 1124 г.), затем - его ученик
Жильбер де ла Поррэ (или Порретанус; † 1154 г.), затем - мл. брат Бернара - Тьерри
(† 1155 г.) -
соратник и единомышленник Абеляра. Примыкали: Бернар Турский († 1167 г.) и Гильом из Конша
(† 1145
г.).
* *
*
Из духовно-рыцарских орденов
упомянуты только три: Картезианский орден основан каноником Бруно
Кельнским (†
1101г.), который в 1084 г. построил небольшой монастырь в долине Шартрез.
Название этой долины в латинской форме (Сartasia) и дало наименование ордену.
Официально был утвержден в 1176 г.
Цистерцианский орден
основан Робертом Молезмским († 1110 г.), который в 1098 г. построил монастырь в
болотистом местечке Сито (лат. Cistercium). При третьем аббате, Стефане
Гардинге в Сито поступил Бернар Клервоский (см. выше). К середине XII в. орден
становится культурным форпостом средневековой Европы.
Тевтонский орден был
основан в 1198 г. группой германских крестоносцев при Иерусалимском госпитале
Св. Марии (для оказания помощи германским паломникам). Довольно быстро перешёл
на сторону Фридриха II (и вообще Штауфенов) в их борьбе с папством. В XIII в.
был проводником немецкой экспансии в Прибалтике, но в 1410 г. потерпел
поражение в битве при Грюнвальде.
Примечание. Не упомянуты:
Тамплиеры (с 1118), Кармелиты (с 1156),
Тринитарил (с 1198 г.), Госпитальеры (Иоанниты), Францисканцы, Доминиканцы,
Августинцы и др. ордена.
* *
*
I Латеранский Собор (1123 г.)
созван был папой Калликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1127
г.), с помощью которого был достигнут долгожданный компромисс в споре об
инвеституре между римскими папами и германскими
императорами.
II Латеранский Собор (1139
г.) созван папой Иннокентием II для осуждения Арнольда Брешианского и
ереси арнольдистов (см.ниже).
III Латеранский Собор (1179
г.) созван папой Александром III для осуждения ересей катаров,
альбигойцев и вальденсов (см.ниже).
IV Латеранский Собор (1215
г.) созван папой Иннокентием III в разгар крестового похода против
альбигойцев. Снова осудил бюргерские ереси и фактически учредил инквизицию
(крупнейшим деятелем которой станет Торквемада). Принял строгие
предписания, регулирующие монастырскую жизнь. Запретил создание новых орденов.
Призвал Фрриха II Штауфена к новому крестовому походу.
I Лионский Собор (1245
г.) созван папой Иннокентием IV в Лионе, куда он бежал от Фридриха II Штауфена,
осадившего Рим. На этом Соборе Фридрих II был торжественно отлучен от Церкви,
после чего, под влиянием папы, Германским императором был избран Генрих
Распетюрингенский (1246 - 1247 г.).
II Лионский Собор (1274
г.) был созван папой Григорием Х для укрепления церковной дисциплины. Он установил
ныне существующий порядок избрания пап и окончательно сформулировал filiogue в
качестве догмата Церкви. Важным деянием Собора была Лионская уния с
Константинопольской Церковью (правда, выяснив, что Михаил VIII только
имитирует "единение" в политических целях, папа уже в 1281 г. отлучил его "за
лицемерие").
* *
*
Ереси этого периода:
Арнольдисты - по
имени Арнольда Брешианского († 1155 г.), ученика Абеляра, который был вожаком
демократической оппозиции и вдохновителем Римской республики. Главная ересь
его состояла в отрицании церковных владений и церковной иерархии. В этом он
явился предшественником катаров и альбигойцев и отдаленно -
протестантов.
Катары,
альбигойцы и вальденсы - родственные учения "чистых" или
"совершенных", возникшие в конце XII века, но уходящие корнями в
богомильское манихейство и павликианство. Отрицали всё земное как
"дьявольское" и, соответственно - земную Церковь, с Её догматами,
таинствами, иерархией и обрядностью. Проповедовали крайний аскетизм и
бедность.
* *
*
Крестовые походы:
I Крестовый поход ( 1096 -
1099 гг.) - объявлен папой Урбаном II, для того чтобы разрядить
воинственную энергию феодалов. Но рыцарей опередило пешее ополчение под
водительством Петра Пустынника, которое почти всё было перебито турками.
Осенью 1096 г. в Константинополь прибыли вожди похода: Готфрид Бульонский -
герцог Лотаринский (впоследствии первый король Иерусалимский), его брат
Балдуин, Боэмунд Тарентский, Раймонд VIII граф Тулузский, Роберт Куртгез -
герцог Нормандский и др. Весной 1097 г. рыцари двинулись из Константинополя в
глубь Малой Азии, овладели Антиохией (сделав её столицей Антиохийского
княжества) и в 1099 г. взяли приступом Иерусалим, освободив христианские
святыни от власти турок.
II Крестовый поход ( 1147 -
1149 гг.) - объявлен Бернаром Клервосским, после того как перед лицом
крестоносной угрозы разрозненные мусульманские княжества объединились и
перешли в контрнаступление. Вожди похода Людовик VII Французский и Конрад III
Германский не имели успеха и даже не дошли до Иерусалима.
III Крестовый поход (1189 -
1192 гг.) был наиболее значительным по числу
участников, но тоже неудачным. Фридрих Барбаросса
погиб в самом начале и германские рыцари вернулись обратно, Ричард I Львиное
Сердце рассорился с Филиппом Августом и Леопольдом Австрийским, героически, но
безуспешно осаждал Иерусалим и на обратном пути попал в плен к Леопольду,
который выдал его враждебному Генриху VI Германскому.
IV Крестовый поход (1202 -
1204 гг.) был последним из крупных походов.
Рыцари не имели денег, чтобы напасть на Иерусалим с моря, и согласились
сначала завоевать для Венеции город Задар, а
потом восстановить на Византийском престоле Исаака II Ангела, свергнутого
своим братом. Сын Исаака Алексей примкнул к крестоносцам, обещая оплатить им
дальнейший поход. В реальности, конечно, крестоносцы денег не получили и,
возмущённые коварством византийцев, разграбили Константинополь. Византийская
империя распалось на части и на её обломках была создана Латинская
империя.
Остальные крестовые походы
справедливо называются "малыми". Из поздних походов можно упомянуть VII и
VIII, организованные Людовиком IX Святым. Оба были крайне неудачными. В
VII походе Людовик попал в плен к египетскому султану. В VII походе
значительная часть войска погибла от эпидемии вместе с самим
Людовиком.
* *
*
Франциск Ассизский
(† 1226
г.) - один из крупнейших западных мистиков. Вначале - легкомысленный сын
богатых родителей. В 1207 г. под влиянием внезапного духовного перелома
покидает отчий дом для проповеди евангельской нищеты и любви. Папа Иннокентий
III утвердил его братство "миноритов", вскоре преобразованное в орден. После
участия в V Кр.п. (1219 - 1220 гг.), Франциск отошёл от руководства орденом и
остаток жизни провёл в уединённых молитвах.
Фома Аквинат
(† 1274
г.) - крупнейший католический философ-доминиканец, чьи труды представляют
собой систематическое завершение западно-европейской схоластики. Фома, как и
другие схоласты настаивает на возможности рациональной теологии, ибо Бог
откровения есть, одновременно, творец разума и противоречить Сам Себе не
может. Главные произведения: "Сумма против язычников" (1259 - 1264 гг.) и
"Сумма теологии" (1265 - 1274 гг.). В католической традиции-учитель Церкви,
"ангельский доктор".
Бонавентура († 1274 г.) - крупнейший
философ францисканской традиции, друг Фомы Аквината, последователь
мистического направления. Развил учение о 6-ти степенях созерцания, высшей из
которых является экстатическое зрение запредельных тайн Божиих. Главное
произведение: "Путеводитель души к Богу". В католической традиции: учитель
Церкви, "серафический доктор".
Период
Возрождения и Нового времени (XIV - XX вв.)
XIV век открывается
соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV
Красивый (1285 - 1314 гг.) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294
- 1303 гг.) и в 1307 г. ликвидирует орден тамплиеров,
который стал тревожить его своим могуществом.
Эти события открывают новую страницу в истории папства - т.н. Авиньонское пленение пап (1309 - 1377
гг.). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они
потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики.
Так первый же "авиньонский папа" Климент V (1305 - 1314 гг.) в угоду Филиппу
IV созывает
Вьеннский Собор (1311 - 1312
гг.), который санкционирует судебный произвол
короля и (уже задним числом! ) упраздняет орден Тамплиеров, обвинив его
руководство в колдовских и антихристианских обрядах. (для
интересующихся рекомендуем прочитать книгу "Близ есть пре дверех" С.Нилус -
примечание РПИИЦ)
* *
*
Данте Алигьери
(† 1321
г.) - первый и крупнейший представитель Дученто, поэт с сильным
теологическим и философским уклоном. Противник папы Бонифация VIII и сторонник
сильной императорской власти. В своей "Божественной комедии" населил Ад и Рай
политическими друзьями и врагами, В его творчестве духовные прозрения
средневековья сменяются мистическим фантазированием и субъективным произволом.
Современником его является
Мейстер Экхарт
(† 1327
г.) - монах-доминиканец, приор Эрфурта, родоначальник немецкой
апофатической мистики, разработавший учение о единосущии Божественного Ничто и
"безосновной основы" души. Пройдя все ступени отрешения от тварного, душа
сливается с Безосновным и возвращается в Бога, которым была до своего
создания. Этот субъективный мистицизм также весьма характерен для
Проторенессанса.
* *
*
Последним "авиньонским папой"
был Григорий XI (1370 - 1378 гг.), который вынужден был переехать в Рим, чтобы
удобнее вести войну с восставшей Флоренцией. В преемники ему избрали сразу
двух пап: в Риме - Урбана VI (1378-1339 гг.), в Авиньоне - Климента VII (1378
- 1394 гг.), Так "Авиньонское пленение" переросло в "Великий раскол"
папства (1378 - 1417 гг.). При этом даже Папская область распалась на ряд
воюющих частей,
Екатерина Сиенская
(† 1380 г.)
- с 1362 г. в Доминиканском ордене. Была свидетельницей этих событий, но
отнюдь не соблазнилась ими. Наоборот-она приезжала в Авиньон, пытаясь
примирить папу Григория с Флоренцией, а во время раскола встала на сторону
Урбана VI. Очень набожная и мистически одарённая, она продиктовала "Книгу
Божественного учения" и в католической традиции считается учителем
Церкви.
Бригитта Шведская
(† 1373
г.) - дочь шведского магната, мать восьми детей, во вдовстве -
цистерцианская монахиня. В 1346 г. основала орден Страстей Христа и Марии.
Наряду с Екатериной Сиенской настаивала на возвращении папского престола из
Авиньона в Рим. Св. покровительница Швеции. Книга "Откровений св. Бригитты"
(издана в 1492 г.) - один из источников творчества
М.Грюневальда.
Джон Уиклиф († 1384 г.) - английский
богослов, проф. Оксфордского университета, предтеча Европейской Реформации.
Задолго до Лютера выступил против торговли индульгенциями, почитания святых и
призывал к отделению Английской Церкви от Рима. В 1381 г. завершил перевод
Библии на английский язык. Пользовался защитой короля, пока его учение не было
подхвачено плебейской ересью лоллардов, которые выступили под знаменами Уота
Тайлера. После подавления восстания оно было осуждено, но оказало влияние на
Яна Гуса.
Ян Гус († 1415 г.) - чешский
теолог, с 1398 г. - профессор, с 1402 г. - ректор Пражского университета.
Типичный идеолог Реформации, последователь Дж.Уиклифа: осуждал торговлю
индульгенциями и требовал коренной реформы Церкви по образцу первохристианских
общин. В 1414 г. был осужден Констанцким Собором.
Констанцкий Собор (1414 -
1418 гг.) положил конец "Великому расколу" папства. Он был созван по
настоянию имп. Сигизмунда в Констанце (совр. Швейцария) и был самым
представительным Соборсредневековья. Он низложил всех трёх существовавших
тогда пап и избрал Мартина V. По делу о ересях было осуждено учение Дж.
Уиклифа, Гуса и Иеронима Пражского. Все трое сожжены как еретики (Уиклиф -
посмертно). Принято 5 декретов о реформе Церкви.
Базельско-Флорентийский Собор
(1431 - 1449 гг.) продолжил развитие реформ, отстаивая соборное
верховенство над папой. Папа Евгений IV (1431 -1447 гг.) не стерпел потери
инициативы и объявил Собор, распущенным. Продолжение Соборон созвал во
Флоренции, где в 1439 г. была подписана
Флорентийская уния с православными. Однако главный сторонник унии
русский митрополит Исидор по возвращении в Москву был низложен.
Константинополь также отказался от унии через 11 лет по требованию
православного народа.
Джироламо Савонарола
(† 1498
г.) - монах-доминиканец, проповеди которого послужили толчком к свержению
тирании Медичи во Флоренции. Иррационалист и мистик: стремился к религиозной
непосредственности, к реставрации аскетических идеалов первохристианства.
Отчасти предвосхищал взгляды Лютера. Был предан суду по обвинению в ереси и
казнён.
* *
*
Таким образом, пафос
протестантизма зарождался уже в недрах Католической Церкви.
Реформация,
подготовленная средневековыми ересями и бесконтрольным религиозным
субъективизмом, началась в Германии в 1517 г.,
когда Лютер прибил к воротам Виттенбергского собора свои 95 тезисов против
индульгенций. Папа Лев Х отлучил его от Церкви, но на имперском сейме в Вормсе
(1521 г.) Лютер одержал моральную победу и был укрыт князьями в крепости
Вартбург. Пока он занимался переводом Библии на народный язык, у руля реформ
встали теологи-радикалы. Следствием этого была Крестьянская война 1524-25 гг.,
после подавления которой инициатива Реформации перешла от теологов к
протестантским князьям. В результате войны 1546 - 1555 гг. они одержали победу
над Карлом V и ввели в Германии Лютеранство. В это же время Реформация
победила в Швейцарии, Голландии, Англии и др. странах Зап.Европы. В России
реформационные настроения отразились в ереси
Жидовствующих.
* *
*
Тридентский Собор (1545 -
1563 гг.) открывает эпоху Контрреформации. Созван для
утверждения вероучит. истин, атакованных
протестантами. Осудил протестантское учение об оправдании одной только верой и
о Священном Писании как единственном источнике Откровения. Отверг Богослужение
на национальных языках. Изложил т.н. "Тридентское исповедание веры" (1564 г.)
- возврат к классическому средневековому католицизму.
Контрреформация:
церковно-политическое движение XVI - XVII вв.. стремящееся восстановить
духовную монополию Католической Церкви, дискредитировать идеи Реформации и
ренессансной культуры. Вместе с тем это движение породило новое понимание
святости как сочетания мистической созерцательности и активности.
Примеры:
Орден Иезуитов - основан
в Париже Игнатием Лойолой в 1534 г., утвержден Павлом III в 1542 г. Для ордена
характерны: суровая дисциплина и высокая степень образованности. Члены его
часто вели мирской образ жизни, осуществляя религиозный контроль за учебными
заведениями и общественными институтами.
Тереза де Авила
(† 1582
г.) - реформатор ордена кармелиток, мистическая религиозная писательница.
В 1534 г. вступила в кармелитский монастырь "Воплощения" в Авиле. В 1565 г. -
основала свой первый монастырь босоногих кармелиток. Преследовалась
инквизицией. Оставила сочинения: "Книга о моей жизни", "Книга о жилищах или
Внутренний Дворец". Св, покровительница Испании. В католической
традиции-учитель Церкви.
Хуан де ла Крус
(† 1591
г.) - сподвижник Терезы Авильской в осуществлении реформы. С 1563 г. - в
кармелитском монастыре. Преследовался инквизицией, был в тюрьме, откуда бежал.
Умер в ссылке. Главное сочинение: "Восхождение на гору Кармель". В
католической традиции-учитель Церкви.
Франциск де Саль
(† 1622
г.) - лидер Контрреформации в Швейцарии. С 1602 г. - епископ Женевский.
Обращал кальвинистов в католицизм. Прославился как проповедник и религиозный
писатель. Переписывался с Генрихом IV. Главное произведение: "Введение в
набожную жизнь".
Папа Иннокентий XI (1676 -
1689 гг.) - выдающийся церковный деятель XVII в. Отстаивал традиционные
католические ценности в борьбе с абсолютистскими притязаниями Людовика XIV. В
1682 г. отменил независимые от папства права национальной Французской Церкви.
Впоследствии беатифицирован.
Папа Пий VI (1775 - 1799
гг.) - последний папа "старого режима". Его исключительный по длительности
понтификат (24 года) завершился уже в условиях Французской революции,
которая вызвала его активное противодействие. Однако в 1798 г. французы
оккупировали Рим и изгнали папу.
Примечание. Таким образом Влияние
Контрреформации ощущалось вплоть до начала Французской революции 1789-1794
гг.
Папа Пий IX (1846 - 1878
гг.) в 1854 г. провозгласил католический догмат о Непорочном зачатии Девы
Марии. В 1864 г. опубликовал т.н. "Силлабус" - перечень
общественно-политических заблуждений, подрывающих учение Католической Церкви
(социализм, атеизм, рационализм, требование свободы совести и т.д.). Созвал
I Ватиканский Собор 1870 г., провозгласивший догмат о
папской непогрешимости в делах веры и морали. В том же году окончательно
потерял Папскую область, ликвидированную революционным движением.
* *
*
Папа Лев XIII (1878 - 1903 гг.) - основатель курса на сближение Церкви и современной
цивилизации (с помощью томизма). Признал демократию и парламентаризм. В
энциклике "Rerum novarum" ("О новых вещах", 1891 г.) осуждает
капиталистическую эксплуатацию, но призывает рабочих не к борьбе, а к
сотрудничеству с работодателями. Высказывается в пользу социальной
справедливости, напоминая, что единственная цель правителей - это благо
подданных.
II Ватиканский Собор (1962 -
1965 гг.) - созван папой Иоанном XXIII для осовременивания (т.н.
аджорнаменто) Церкви. Создал новую концепцию церковной жизни - не власть над
таинствами, но служение людям. По смерти Иоанна XXIII это направление Собора
продолжил папа Павел VI. Особый акцент был сделан на экуменических отношениях
и сближении с Православной Церковью: 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле
(Константинополе) были разорваны грамоты взаимных проклятий между Западной и
Восточной Церквами, после чего с кафедры Иоанна Златоуста предстоятели обеих
Церквей прочли совместную декларацию о прекращении схизмы,
Примечание. Примирение
Константинопольской и Римской Церквей оставляет, однако, полную свободу
самоопределения в этом вопросе для остальных автокефальных Церквей Вселенского
Православия.