Василий Великий (329-379)

Василий Великий родился в Кесарии Каппадокийской в 329 г. Его отец, того же имени, и мать принадлежали к родовитым семьям Каппадокии и Понта, и дали своим многочисленным детям наилучшее воспитание. Семья Василия была христианской уже не в первом поколении. Отец — почтенный ритор, мать — набожная женщина. Особенное влияние на ребенка имела бабушка, вдова мученика, и старшая сестра Макрина, святая.

В 18-м лет Василий отправился в Константинополь, где слушал знаменитого в то время софиста Ливания, а потом провел нисколько лет в Афинах, тогдашнем центре высшего философского образования; там он подружился с Григорием Назианзином, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Мир тесен – там же учился будущий противник христианства император Юлиан. Василий глубоко проникся классической культурой, и, вернувшись в Кесарию, взялся за преподавание риторики. Светская жизнь и успех вскружили ему голову, но сестра его помогла Василию понять, насколько тщетны мирские стремления. Василий, по его собственным словам, "очнулся словно от глубокого сна. Я почуял дивный свет, излучаемый евангельской истиной".

Василий принял крещение и был посвящен в чтецы, после чего захотел ближе познакомиться с процветавшим тогда монашеством и через Сирию и Палестину отправился в Египет. Монашеская жизнь произвела на него огромное впечатление. Василий возвращается на родину, некоторое время занимался устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийской области и написал для них устав.

В 364 г. Василия посвящают в пресвитеры. Он принимал весьма влиятельное участие в церковных делах и пишет множество сочинений. Все это, в соединении с аскетическим образом жизни, приобрело Василию огромную популярность. Избранный в 370 г. в архиепископы своего родного города, он ведет переписку с Афанасием Александрийским, а также с папой Дамасом, стараясь найти возможность победить арианский раскол. Ариане возненавидели Василия как прямого врага. Несмотря на некоторые обвинения и от верных Никейскому христианству в причастности к полуарианству, Афанасий Великий успел письменно засвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православие Василия и правильность его образа действий.

В 372 г. император Валент решился навязать арианство кесарийской церкви и сокрушить ее архиепископа. С этою целью он отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Василий отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Император не решился привести в исполнение своих угроз и удалился, ничего не сделавши.

Василий, разрушивший свое здоровье аскезой, уже с сорокалетнего возраста называл себя в письмах стариком. Он скончался в 378 г., 49 лет от роду. Несмотря на такую сравнительно краткую жизнь, Василий оставил после себя богатейший вклад в свято-отческую литературу, где его сочинения занимают одно из первых мест. Вот перечень наиболее важных его сочинений: "Девять бесед на шестоднев"; "шестнадцать бесед на разные псалмы"; "пять книг в защиту православного учения о Св. Троице против Евномия"; "двадцать четыре беседы о разных предметах"; "семь аскетических трактатов"; "правила монашеские", в двух редакциях (пространной и краткой); "устав подвижнический"; "две книги о крещении"; "книга о Духе Святом"; несколько проповедей и 366 писем к разным лицам.

(c) C. Щербак