Введение
Этот трактат Мишны посвящен, в
общем, четырем темам - четырем заповедям Торы, связанным с праздником Сукот.
1) суке, 2) арбаа миним, 3) обрамление храмового жертвенника
ветвями аравы 4) возлияние воды на храмовый
жертвенник.
О первых двух из этих заповедей
Тора говорит прямо (Ваикра 23:39-43): "Но с пятнадцатого дня седьмого месяца,
после того, как соберете урожай той земли, будете праздновать праздник Г-спода
семь дней: первый день - день полного покоя и восьмой день - день полного покоя.
И возьмите себе в первый день [праздника] великолепный плод дерева, побеги
финиковых пальм и ветки дерева густолиственного и ив речных, и веселитесь пред
Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней. И празднуйте его - праздник Г-спода - семь
дней каждый год, [это - ] вечный закон на [все] поколения ваши: в седьмом месяце
празднуйте его. В ШАЛАШАХ ЖИВИТЕ СЕМЬ ДНЕЙ - все коренные жители [страны]
Израиля должны жить в шалашах: чтобы знать [всем] поколениям вашим, что в
шалашах поселил Я сынов Израиля, выведя их из Страны
Египетской".
Об остальных двух заповедях -
арава вокруг жертвенника в Храме и возлияние воды на него - в тексте Торы
ничего не сказано. Согласно общепринятой точке зрения, они относятся к тем
законам, которые называются галаха, полученная Моше на Синае. Однако есть
мнения, что, все же, и для этих заповедей есть основание в тексте Торы. Так, Аба
Шаул обращает внимание, что слово арава (то есть ива) употреблено в Торе
во множественном числе: "...и ИВ РЕЧНЫХ". Из этого он делает вывод, что имеются
в виду две цели, для которых берутся ветки ивы: арбаа миним и обрамление
жертвенника (Тосефта 3:1; Сука, 34а). А раби Акива видит намек на заповедь о
возлиянии воды в том, что слово "возлияние" употреблено в Торе во множественном
числе (Бемидбар 29:31): "... и ВОЗЛИЯНИЙ его". Значит, заключает раби Акива,
речь идет о двух видах возлияния на жертвенник: о возлиянии воды и возлиянии
вина. Но сразу возникает вопрос: а может быть, оба возлияния должны быть
возлияниями вина? На это отвечает раои Йегуда бен Бтейра: если взять буквы,
которыми заканчиваются определенные указания Торы о жертвоприношениях во второй,
шестой и седьмой дни праздника Сукот (Бемидбар 29:19, 31,33), то
образуется слово "МАИМ" (то есть вода). Отсюда следует, что заповедь о возлиянии
воды на жертвенник также основана на тексте Торы (хотя и в виде намека). И вывод
этот принимает раби Акива, используя его для обоснования своей точки зрения о
значении множественного числа слова "возлияние" (Таанит
2б).
Кроме того, Талмуд цитирует
барайту от имени раби Акивы, раскрывающую смысл возлияния воды на
жертвенник (Рош-Гашана 16а): "Почему Тора приказала лить воду на жертвенник в
праздник Сукот? Потому что в этот праздник начинается дождливое время года (Риф
и Рош приводят иной вариант, соответствующий Мишне (РошТашана 1:2): "в этот
праздник [на Небесах] выносится приговор, сколько воды [будет послано на
землю]"). Сказал Всевышний: "Лейте предо Мною воду в праздник, чтобы дожди этого
года стали благословенными".
Трактат "Сука" состоит из пяти
глав. В двух первых говорится о законах, связанных с постройкой суки и
пребыванием в ней. Третья глава посвящена заповеди арбаа миним,
исполнение которой обозначается общим термином нетилат-лулав.
Четвертая глава продолжает изложение законов о нетилат-лулав и
переходит к рассмотрению заповедей праздника Сукот, исполнявшимся только
в Храме - обрамление жертвенника ветвями аравы и возлияние на него воды.
Пятая глава описывает веселье, сопровождавшее возлияние воды на храмовый
жертвенник (симхат бейт-гашоэйва), а также говорит об особых праздничных
жертвоприношениях и о некоторых деталях храмового
служения.
Вперед
|