ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
есть
размышление при помощи трех способностей души о первом, втором и третьем
грехе. Кроме подготовительной молитвы и двух вступлений, в этом размышлении
содержатся три главных пункта и одна беседа
46
Подготовительная молитва есть испрашивание благодати у Господа
Бога, дабы все мои намерения, деяния и действия направлялись единственно
и исключительно к служению и восхвалению Его Божественного Величия.
47
Первое вступление: Своего рода созидание некоего места. Если
размышление или созерцание касается чего-либо видимого, как, например,
событий из жизни Иисуса Христа, то вступлением явится ясное и отчетливое
представление места, где находится то, что я хочу созерцать, например
храм или гора, где находится Иисус Христос или Богоматерь, соответственно
теме размышлений.
В размышлении же о предмете невидимом, как в данном случае о грехах,
представление места будет такое: вообрази душу свою в тленной плоти,
как бы в темнице, а самого себя - с душою и телом, как бы изгнанником
в этой юдоли, среди лютых зверей.
48
Второе вступление: Испрашивание у Господа Бога того, чего
хочу и желаю от настоящего размышления. Эта просьба должна отвечать
содержанию размышления; созерцая Воскресение, нужно просить о радости
со Христом воскресшим; при размышлении о страданиях Господних - просить
о том, чтобы я плакал и страдал вместе со страждущим Иисусом. Тут
же, в размышлении о грехах, я должен просить, чтобы меня объял срам
и стыд при виде того, как велико было число осужденных за один только
смертный грех, и сколь часто я заслуживал вечного осуждения за множество
грехов моих.
49
Перед каждым созерцанием или размышлением нужно всегда совершать
подготовительную молитву, которая не изменяется, и два вышеупомянутые
вступления, изменяющиеся сообразно содержанию размышления.
50
Первый пункт: Восстановить в памяти первый грех, то есть грех
ангелов; затем приложить разум, рассуждая об этом грехе; наконец,
приложить волю ко всему этому, чтобы все это помнить и понимать, дабы
более устыдить и укорить себя, сравнивая множество своих грехов с
одним-единственным грехом ангелов; и если они за один грех были ввергнуты
в ад, то сколько раз я заслужил это за такое множество грехов. Я сказал:
приложить память ко греху ангелов, это значит вспомнить о том, как
они, будучи сотворенными в благодати Божией, не захотели воспользоваться
своей свободной волей для поклонения и повиновения своему Творцу и
Господу, но впали в гордыню, из состояния благодати перешли в нечестие
и были низвергнуты с неба во ад... И так далее более подробно разбирать
это умом и побуждать волю к чувствам.
51
Второй пункт: Делать то же самое, то есть упражнять три душевные
способности, [созерцая] грех Адама и Евы, вспоминая, сколь долгое
покаяние совершили они за этот грех, и сколь великое повреждение постигло
человеческий род, и какое множество людей пошло во ад. Я говорил:
привести на память второй грех, то есть грех наших прародителей; [вспомнить],
как сотворен был Адам в долине Дамаска и поселен в земном раю, как
из его ребра сотворена была Ева, как им было запрещено вкушать от
плодов древа познания, и как они, вкусив его, таким образом согрешили,
как были потом одеты в кожаные одежды, и изгнаны из рая, и жили без
первоначальной праведности, которую они потеряли, и пребывали всю
жизнь во многих трудах и в постоянном покаянии. Затем рассмотреть
это все в уме и воспользоваться волей, как было указано выше.
52
Третий пункт: Сделать то же самое относительно третьего греха,
то есть греха некоего человека, который за один смертный грех попал
во ад; а великое множество других людей погибли за меньшее, по сравнению
со мной, число грехов. Я говорю: нужно делать то же самое относительно
третьего, частного, греха; то есть вспомнить о тяжести и зле греха,
совершенного против своего Творца и Господа; рассудить умом, что,
согрешая таким образом и действуя наперекор бесконечному благу, человек
справедливо был осужден на вечное наказание; и закончить это при содействии
воли, как сказано выше.
53
Беседа. Представ перед Христом, Господом нашим, распятым на
кресте, нужно войти с ним в сердечную беседу: вопросить Его, каким
образом Он, будучи Творцом, умалился до того, что стал человеком,
и ради моих грехов из жизни вечной снисшел к временной смерти [и к
такой кончине]. Подобным образом обращаясь к самому себе, я должен
спросить себя: что я сделал для Христа? что делаю для Него сейчас?
что еще должен сделать для Него? И так, видя Его [страждущим] и распятым,
я должен рассматривать все то, что будет раскрываться передо мной.
54
Беседу нужно вести в собственном смысле, как друг говорит с другом,
или как слуга со своим господином, - то испрашивая какую-либо милость,
то обвиняя себя самого в чем-либо дурном, то сообщая свои дела [мысли,
сомнения, намерения, состояние своей души], и во всем прося совета.
В конце нужно прочитать Отче наш.
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ
состоит
в размышлении о своих грехах; оно содержит в себе, после подготовительной
молитвы и двух вступлений, пять пунктов и одну беседу
Молитва. Подготовительная молитва та же самая.
Первое вступление: Представление места, как и в первом Упражнении.
Второе вступление: Просьба о том, чего желаю; тут буду просить
о великой и глубокой скорби и о слезах сокрушения за мои грехи.
56
Первый пункт: Обозреть свои грехи, то есть вспомнить все грехи
своей жизни, пересматривая их год за годом или по отдельным периодам
времени. Этому способствуют три вещи: прежде всего представить себе
место и дом, где проживал; затем отношения, какие имел с другими;
и наконец занятия и обязанности, какие имел.
57
Второй пункт: Взвесить грехи, всматриваясь в мерзость и злобу,
которые имеет в себе каждый смертный грех, даже если он не был запрещен.
58
Третий пункт: Остановиться на себе, размышляя о своем ничтожестве,
умаляя себя посредством примеров; во-первых, что я такое по сравнению
со всеми людьми; во-вторых, что такое люди в сравнении со всеми ангелами
и святыми на небе; в-третьих, что представляет собой все созданное
в сравнении с Богом, и наконец, чём же буду я один в сравнении с Ним?
в-четвертых - присмотреться ко всей испорченности и мерзости своей
плоти; в-пятых - представить себя, преимущественно душу, как рану
и язву, откуда истекло столько грехов, неправоты и столь гнусного
яда.
59
Четвертый пункт: Помыслить, Кто есть Бог, [против Которого
я согрешил]; для этого я должен размышлять о Его совершенствах, сопоставляя
их с моими противоположными качествами: Его премудрость - с моим неведением,
Его всемогущество - с моею слабостью, Его правосудие - с моей несправедливостью,
Его благость - с моей злобою.
60
Пятый пункт: Порыв удивления, [вышедший из глубины души].
С глубоким чувством я буду перебирать в мыслях все творения, спрашивая
их: как они могли меня терпеть при жизни, и еще поддерживали ее; и
ангелы, будучи как бы мечами правосудия Божия, как могли долготерпеть
меня, охранять и молиться обо мне; и как могли святые предстательствовать
за меня; и небо, солнце, луна, звезды, стихии, растения, плоды, птицы,
рыбы и животные все служили мне вместо того, чтобы восстать против
меня; и как не разверзлась земля, чтобы поглотить меня, образовав
новый ад, в котором я должен бы был вечно мучиться.
61
Окончить [Упражнение] беседою, превознося милосердие Божие; размышляя
и выражая благодарение Господу Богу за то, что Он до сего момента
сохранил мне жизнь, и решаясь в будущем исправиться с помощью Его
благодати. Отче наш.
62
ТРЕТЬЕ УПРАЖНЕНИЕ
есть
повторение первого и второго Упражнений с прибавлением трех бесед
После подготовительной молитвы и двух вступлений нужно повторить
первое и второе Упражнение, останавливаясь и задерживаясь на тех пунктах,
в которых я почувствовал наибольшее утешение или оставленность или
вообще сильное духовное движение. После чего следующим образом совершу
три беседы:
63
Первая беседа - с Владычицей нашей, Богородицею, с тем чтобы
Она испросила мне у Сына своего и Господа три [дара] благодати: во-первых,
чтобы я получил внутреннее познание своих грехов и отвращение к ним;
во-вторых, чтобы я почувствовал беспорядочность своих поступков, дабы,
пораженный ею, исправился и упорядочился; в-третьих, чтобы я познал
мир и, отвратившись от него, удалился от всех мирских и суетных вещей.
В конце прочесть Богородице Дево.
Вторая беседа - с Сыном Божиим, с тем чтобы Он ниспослал мне
эти три дарования от Отца [Небесного]. Завершить молитвою Душа
Христова.
Третья беседа [совершается] с молитвою к предвечному Отцу,
дабы Он сам даровал мне эти дары. Затем прочесть Отче наш.
64
ЧЕТВЕРТОЕ УПРАЖНЕНИЕ
есть
повторение третьего
Говорю - повторение, чтобы мысль, не отдаляясь от предмета, последовательно
вспоминала все то, о чем размышлялось в предыдущих Упражнениях. Завершить,
совершая те же три беседы.
ПЯТОЕ УПРАЖНЕНИЕ
есть
размышление об аде и заключает в себе, после подготовительной молитвы
и двух вступлений, пять пунктов и одну беседу
Обычная подготовительная молитва.
Первое вступление: Представление места. Здесь следует представить
себе длину, ширину и глубину ада.
Второе вступление: Просьба о том, чего желаю; в данном случае
я должен просить о внутреннем постижении наказаний, какие терпят погибшие,
дабы по крайней мере боязнь наказания удержала меня от греха, если
уже, по причине моих преступлений, я забыл о любви Господа Бога.
66
Первый пункт: Представить мысленно огромные языки пламени,
и души [осужденных], как бы заключенные в раскаленные тела.
67
Второй пункт: Услышать упреки, плач и вопли, предание проклятию
Иисуса Христа и святых Его.
68
Третий пункт: Почувствовать запах дыма, серы, разложения и
гнили.
69
Четвертый пункт: Внутренне ощутить горькое - слезы, скорбь
и угрызение совести.
70
Пятый пункт: Представить, что мы сами осязаем этот огонь,
как он прикасается к душам и сожигает их.
71
Беседа со Христом, Господом нашим: вспомнить души, пребывающие
в аду; одни потому, что не верили в Его пришествие; другие потому,
что, уверовав, не поступали по Его заповедям. Разделяю все эти души
на три группы: первая - это погибшие до пришествия Христа; вторая
- погибшие при Его жизни; третья - погибшие после Его пребывания на
земле. Здесь же следует благодарить Господа за то, что Он не попустил
мне закончить жизнь в одной из этих трех групп. Также благодарить
Его за то, что Он вплоть до сего дня относился ко мне с такой добротою
и милосердием. Закончу беседу, читая Отче наш.
72
Примечание. Первое Упражнение совершается в полночь; второе
- утром, сразу же после вставания с постели; третье - перед Божественной
литургией или после нее, но вообще до обеда; четвертое - во время
вечерни; пятое - за час до ужина. Этот распорядок [времени] надо более
или менее точно сохранять в продолжение всех четырех Недель, поскольку
возраст, душевное расположение, здоровье и силы упражняющегося могут
выдержать не более пяти Упражнений.
ПРИБАВЛЕНИЯ,
чтобы
лучше совершить Духовные Упражнения и полнее обрести то, к чему стремишься
Первое прибавление: Укладываясь в постель, перед тем как заснуть,
размышляй в течение времени, [достаточного для прочтения] молитвы
Богородице Дево, в котором часу ты должен встать и для чего;
и затем сделай мысленный обзор Упражнения, которое тебе предстоит
выполнить.
74
Второе прибавление: Просыпаясь, ты не должен давать место
посторонним мыслям, но сразу же направь внимание к теме первого размышления,
[производимого] в полночь, возбуждая в себе стыд за множество своих
грехов и приводя себе следующие примеры: сколь великим стыдом был
бы объят некий рыцарь, стоящий перед королем и всем его двором, удрученный
тяжкой виной перед своим господином, от которого прежде получил столько
милостей и благодеяний?
То же и при исполнении второго Упражнения: следует вообразить себя
в кандалах, как бы великим грешником, долженствующим предстать перед
вечным Судьей. Примером тому могут быть узники, заслужившие смертную
кару и в цепях представшие перед судьей временным; и с этими или подобными
мыслями, сообразно с содержанием размышления, следует одеться.
75
Третье прибавление: Перед началом размышления или молитвенного
созерцания остановись в двух или трех шагах от места, определенного
для этого Упражнения, и, простояв несколько минут, потребных для произнесения
молитвы Отче Наш, вознесись умом к Небесам и подумай о пребывающем
на них Господе, наблюдающем за каждым твоим шагом, и в смирении соверши
поклон.
76
Четвертое прибавление: Начинай размышление или на коленях,
или простершись на земле, или обратившись лицом к небу, или сидя,
или стоя, неизменно устремляясь к тому, что желаешь обрести.
При этом следует обратить внимание на две вещи: во-первых, если ты
найдешь, что тебе удобнее стоять на коленях, то тогда уже не надо
изменять положения, точно так же, если [удобнее совершать Упражнение]
лежа или в ином положении. Во-вторых, если в каком-либо пункте Упражнения
найдешь то, что ищешь, задержись на нем, пока не удовлетворишься вполне,
совершенно не беспокоясь о том, чтобы перейти далее [к иному пункту].
77
Пятое прибавление: В течение четверти часа после Упражнения,
сидя или ходя по комнате, разбери совершенное созерцание или размышление;
если оно было плохо, то ищи причину неудачи и, найдя, сокрушись [духом],
чтобы исправить ее в дальнейшем; если же оно было успешным, то поблагодари
Бога и в другой раз сделай так же.
78
Шестое прибавление: Не желай думать о предметах веселых и
радостных, например о славном Воскресении Христовом и тому подобном,
ибо если хочешь ощутить сокрушение, печаль и слезы о грехах, то каждая
радостная мысль помешает этому: но имей перед очами только то, о чем
хочешь сокрушаться и сожалеть, и лучше вспоминай смерть и осуждение.
79
Седьмое прибавление: Для этой же цели устрани дневной свет
закрывая окна, двери, если находишься у себя в комнате, исключая время,
когда необходимо произносить молитвы, читать или вкушать пищу.
80
Восьмое прибавление: Не смеяться и не говорить ничего такого,
что побуждало бы к смеху.
81
Девятое прибавление: Держать взор опущенным, за исключением
того времени, когда принимаешь кого-либо или прощаешься с тем, с кем
приходится разговаривать.
82
Десятое прибавление: Покаяние. Оно делится на внешнее и внутреннее;
внутреннее заключается в сокрушении о грехах с твердым решением не
повторять их или какие-либо иные грехи; внешнее покаяние, являющееся
плодом внутреннего, состоит из наказания [епитимий] за совершенные
грехи и приносится трояким образом.
83
Первый образ [покаяния] касается еды; при этом следует отметить,
что отказ от излишеств не есть покаяние, но лишь воздержание. Покаяние
имеет место тогда, когда мы лишаем себя того, чего требует сама наша
природа, и чем в большей степени это будем делать, тем больше и лучше
будет покаяние, лишь бы при этом организм не понес ущерба и не наступила
сильная слабость.
84
Другой образ покаяния касается сна и постели. Оно включает
не только отказ от излишних удобств, но и от чего-либо такого, что
необходимо для ночного отдыха; и чем больше будем лишать себя, тем
лучше, только бы не нанести организму вред и не впасть в слабость.
Поэтому нельзя лишать себя соответствующего количества сна, кроме
того случая, когда кто-либо имеет дурную привычку долго спать. Такого
нужно постепенно приучать к средней мере [сна].
85
Третий образ покаяния касается тела, дабы оно почувствовало
боль, [причиняемую] ношением власяницы, веревок или железных цепей,
самобичеванием, ранением или иным умерщвлением плоти.
86
Вообще наиболее соответствующими и безопаснейшими нам представляются
такие образы покаяния, от которых боль ощущается плотью, а не костями,
- причиняют лишь страдание, а не болезнь. Поэтому лучше использовать
тонкие веревки, которые причиняют лишь внешнюю боль, нежели что-либо
иное, способное вызвать внутреннее заболевание, которое может оказаться
весьма серьезным.
87
Примечание первое. Нужно заметить, что внешнее покаяние существует
главным образом для троякой цели: 1) для исправления совершенных в
прошлом грехов; 2) для победы над самим собою, дабы все чувственное
нашей природы подчинилось разуму; 3) дабы испросить и обрести ту милость
или дар, которые желаешь, например сокрушение о грехах или обильные
слезы о них, или о страданиях Иисуса Христа, или же ради того, чтобы
получить просвещение в каком-либо сомнении, в котором находишься.
88
Примечание второе. Следует заметить, что прибавления первое
и второе относятся исключительно к Упражнениям, совершаемым в полночь
и рано утром; четвертым [прибавлением] никогда не нужно пользоваться
в церкви, при других, но только у себя, в уединении.
89
Примечание третье. Если упражняющийся не может обрести того,
к чему стремится, например слез, духовных утешений, то рекомендуется
произвести какое-нибудь изменение в образе жизни (сон, еда), или в
ином, относящемся к покаянию, например совершать покаяние в течение
двух или трех дней, а в течение следующих двух или трех - отдыхать;
так как одним [людям] надлежит пользоваться покаянием больше, иным
- меньше. Часто также оказывается, что мы уклоняемся от покаяния из-за
чувственной любви [к себе] и ошибочного представления, будто природа
наша не вынесет его без значительного ущерба для здоровья; иногда
же, наоборот, слишком много совершаем в убеждении, что тело все выдержит.
Поэтому Господь Бог, бесконечно лучше знающий естество наше, нежели
мы сами, при таких изменениях часто дает каждому понять, что для него
нужно.
90
Примечание четвертое. Частичное испытание совести нужно произвести
для уничтожения рассеянности и небрежности в Упражнениях, а также
относительно пользования прибавлениями; то же самое [следует] делать
во время второй, третьей и четвертой Недели.
Назад Вперед
|