Cлово пятое
Ксен: Извини,
царь, если тебе еще что-нибудь
хочется привлечь и добавить к уже
сказанному: я вторгнусь в твою речь,
вновь чувствуя желание спросить о
том, что мне трудно постичь. Ибо
некоторая необходимость
настоятельно меня на это толкает.
Император:
Говори, не сомневаясь, что хочешь.
Не в первый ведь раз, ты знаешь, я
тебе это предлагаю: еще где-то в
начале беседы тебе была дана полная
свобода говорить о Христе все, что
хочешь, даже самое
непозволительное. Ведь об огне если
кто-нибудь возьмется доказывать,
что он тяжел, холоден и делим, то это
будет свидетельствовать лишь о
неразумии и несерьезности
говорящего.
Ксен: Ты, царь,
знаешь, что незадолго до этого У
меня возникло сильное желание
послушать разъяснения
относительно Троицы, и ты охотно
пообещал это мне разъяснить.
Обещанное и ныне за тобой, однако же
из того, что ты уже сказал и
говоришь, ясно следует, что ты
представляешь Дух Богом. Хоть ты и
не назвал его прямо Богом, но из
твоих слов вытекает именно это. Что
же еще можно подумать, слыша, что
никакая человеческая природа не
может вместить всю благодать, все
дары Святого Духа, но только
родившийся от Девы Марии странный
сверхъестественный человек, как не
то, что и Дух является Богом; и
получается, что речь идет о трех
богах, а ведь Моисей с обнаженной
головой взывал: "Слушай, Израиль:
Господь Бог твой Господь един есть"
(Втор. 6. 4). Вместо того, чтобы
поклоняться Одному, вы, как ты сам
показываешь, поклоняетесь уже трем
богам, а тех, кто думает иначе, чем
вы, вы называете нечестивцами и
безбожниками.
Император: Я
еще помню, Ксен, что обещал, и не
забываю. Но мне кажется, что лучше
было бы сначала окончить
рассмотрение занимающего нас
псалма и лишь потом коснуться этой
темы. Итак, вернемся туда.
Что пророк имел в
виду, говоря "Боже, суд Твой дай
царю" (Пс. 71, I), хорошо, мне
кажется, рассмотрено нами в
предыдущем слове. Следом пророк
добавляет: "И правду Твою сыну
царя" (там же). Давид сказал
это о себе или о своем сыне Соломоне?
Нет, конечно: ни к нему, ни к
Соломону сказанное не подходит, но
все ясно указывает на Христа, ибо Он
— Сын истинного, настоящего Царя.
Это же следует из слов того же
Давида во втором псалме, который у
евреев истолкован неправильно,
потому что он явно обращен ко
Христу как бы от лица человека,
воспринятого единородным Сыном и
Словом Божиим: "Я же поставлен
царем от Него", т. е. от Бога, "над
Сионом, горою святою Его", т. е. над
Иудеей и церковью (ибо Сионом и она
называется), "чтобы возвещать", т.
е. проповедовать, "повеление
Господне" (Пс. 2. 6—7), т. е.
божественное учение. Далее пророк
говорит: "Господь сказал мне: ты
сын Мой, Я ныне родил тебя. Проси у
Меня, и Я дам тебе народы, твое
наследие, и владение твое, концы
земли" (Пс. 2. 7—8). Кто, будучи в здравом
уме, скажет, что хоть что-то из этого
приложимо к Соломону? Когда он был
господином вселенной и владел ее
концами? Все хорошо знают, что он
господствовал над одним народом и
малой частью вселенной. Христос же
был и есть начало всей вселенной, и
имя Его, как всем известно, дошло до
концов земли.
Но вновь обратим
речь, если ты не возражаешь, к
прежнему псалму: "Судить народ
Твой по справедливости и нищих
Твоих в суде" (Пс. 71, 2), т. е.
рассудить между верующими в Тебя и
дьяволом. Выражая затем радость и
веселие по причине всеобщего
спасения, пророк говорит: "Да
восприимут горы", — имеются в виду,
конечно, люди высокой добродетели,
— "мир народу и холмы
справедливость" (Пс. 71, 3).
Почему? Потому что "Он будет судить
нищих народа, и спасет сыновей
людей убогих, и смирит клеветника"
(77с. 71, 4). А
кто худший и бесстыднейший
клеветник, чем дьявол, который
сначала сказал самому себе: "Поставлю
престол мой на облаках" (ср. Ис. 14,
13—14), а затем и на Бога стал
клеветать, сказав Адаму: "Это для
того, чтобы ваши глаза не открылись
и вы не узнали бы добро и зло,
заповедал вам Бог не вкушать от
древа" (ср. Быт. 3, 5—6)7 Он же
позже, напав на несчастный
человеческий род, заставил его
отступить от своего Создателя и
Творца, а глухим и бездушным идолам
воздать подобающее Богу служение.
Так вот, рассудив между таковым
клеветником и нищими верой людьми,
Христос оправдал их и сделал
богатыми уже только за то, что они
не повредили истинного знания о
Боге, а бесчеловечного, дикого и
беспощадного клеветника и мучителя,
дьявола, Он совершенно смирил, все
ухищрения его сокрушив и уничтожив.
"И сопребывает с
солнцем, и прежде рода родов луны" (Пс.
71, 5). Разве это
не способно убедить и весьма
неразумного человека? Ибо кто из
людей всех веков способен
сопребывать с солнцем? Воистину
никто, за исключением
безначального и вечносущего Сына
Божия. Обрати внимание на то, что
этими словами пророк лишил
предлога тех, кто хотел бы
злоречить и вопреки истине
утверждать, что это сказано о
Соломоне, — дескать, хотя он и умер,
но душа его живет и сопребывает с
солнцем, — пророк добавил: "прежде
рода родов луны" — сочетанием этим
двух выражений он показал
безначальность и бесконечность
Сына Божия, что не кажется
подходящим ни к кому из людей.
Затем пророк
говорит: "Сойдет, как дождь на руно
и как капли, каплющие на землю" (Пс.
71, 6). Это предсказывает первое
пришествие Сына Божия, кроткое,
смиренное, чуждое всякого шума.
Ведь будущее второе пришествие
потрясет, как мы сказали, небо и
землю, т. е. весь ангельский порядок
и всякий род человеческий. Подобно
тому как при Гедеоне, где-то
говорится, ты знаешь, бесшумно
сошел дождь на руно и упали на гумно
капли (ср. Суд. 6, 37—40), таким же
образом и Богочеловек-Слово сошел,
утаившись от всех сил, небесных и
земных.
"Воссияет в дни
Его справедливость и обилие мира до
тех пор, пока не отнимется луна, и Он
будет обладать землей от моря и до
моря и от рек до краев вселенной" (Пс.
71, 7—8). В какие дни, сказал он,
воссияет справедливость и глубокий
мир? Когда будет явлен крест, когда
все народы обратятся и от мерзкого
служения и поклонения идолам
придут к познанию Бога живого, что и
произошло. А чтобы показать
бесконечность и несокрушимость
веры во Христа, пророк говорит: "пока
не отнимется луна", ибо как она
никогда не отнимется, так никогда
не растлится и истинная и
непорочная вера в Него.
"Перед Ним
припадут к земле эфиопы, и враги
Его будут лизать прах" (Пс. 71. 9).
О каких врагах Христа сказал пророк?
Не ясно ли, что о дьяволе,
обратившем с самого начала ваши
воззрения против Него, и о вас самих,
добившихся осуждения Его, ни в чем
не виновного, на крестную смерть, —
каковые враги и подпадут, сказал он,
Его власти и окажутся у Него в
повиновении, т. е. вовеки будут
рабствовать уверовавшим в Него. Не
это ли и произошло въяве, и не
доныне ли с тех пор люди вашего рода
прах, на который верующие во Христа
наступают,
языками лижут? Это всем известно. И
никогда не прекратится это ваше
рабство, сказали Даниил и Давид.
Ксен: Коль
скоро люди нашего рода были, как ты
говоришь, врагами Иисуса, а он
обладал такой силой, что, по вашим
словам, легко мог порабощать и
освобождать (см. Рим. 6, 22),
спасать и губить (см. Иак. 4, 12),
почему же он тогда, когда его
связанного вели обреченным на
смерть, не предал их истреблению и
полной погибели, но дал возможность
жить тем, кто будет противиться
вашим Учениям и догматам?
Император: Не
могу вообразить себе большей
погибели, нежели та, которой
подвержены вы. Поистине я считаю,
что, победив и схватив своего врага,
связать и заключить его во мраке
значит наказать его больше, чем
сразу лишить жизни. И смешно было бы,
если бы оказавшийся в столь бедственном
положении человек стал бы бранить
того, кто его связал, говоря: "Если
бы у связавшего меня была сила, он
отрубил бы мне голову". А ты
возражаешь мне как раз таким
нелепым образом. Ты мог бы понять,
что все, что ты сказал, имел мой
Иисус возможность на них навлечь,
ибо знаешь, что Иерусалим, ваш город,
вместе с тем знаменитым храмом был
разрушен и что другие ваши города
представляют собой ныне развалины.
Ясно, что способный сделать это в
силах был сделать и то, но не
захотел, ожидая вашего обращения к нему и
покаяния. Тебе известно, сколько с
той поры доныне уверовало и
приступило ко Христу людей,
просиявших добродетелью. А если бы,
как ты помыслил, все полностью были
бы погублены, какая, подумай,
напрасная кара произошла бы. А ведь
сам Христос сказал, что одной
святой души не достоин весь мир (ср.
Мф. 16, 26), т. е. небо и земля, все, что
между ними, и все неверующие в Него,
ибо Он это называет здесь миром. И о
том подумай, как были бы
прославлены по всей земле наравне с
чудесами сверхчеловеческая
крепость души и сверхъестественное
терпение в несчастьях и в
страданиях несокрушимого и
непоколебимого столпа, Иова, если
бы Исав, его предок, которого еще до
рождения возненавидел Бог (см. Мал.
1, 3), был бы предан тлению как
недостойный жить? И Исайино
пророчество о том, что "если будет
число сынов Израиля, как песок
морской, остаток Израиля спасется"
(ср. Ис. 10, 22), как могло бы
исполниться? Да и каким образом
спасся бы святой остаток Израиля,
если бы нечестивые и грешные предки
этих людей не были сохраняемы, —
чтобы, как розы из шипов, явились их
потомки?
Видишь, что ты
впадаешь из одного выкопанного
вашими отцами рва в другой? Ведь это
превышает всякую слепоту и глухоту
— считать промысел и долготерпение
Божий Его немощью, не беря в ум даже
того, что сказал Давид: "Бог судия
праведный, сильный и
долготерпеливый, не дает волю гневу
Своему каждый день; если не
обратитесь, Он обнажит Свое оружие;
лук Свой Он натянул и приготовился
стрелять, и в нем приготовил сосуды
смерти" (Пс. 7, 12—13).
Ну, теперь о том, в
чем ты безрассудно увидел немощь
Христа моего и Бога, сказано, мне
кажется, достаточно. Опять вернемся
к рассмотрению занимающего нас
псалма.
"Цари Фарса и
острова дары принесут, цари арабов
и Савва дары приведут, и поклонятся
ему все цари земные, все народы
будут рабствовать ему" (Пс. 71, 10—11).
Разве и слепому не ясно, что все, им
здесь сказанное, указывает на
Христа, которому все цари земные
поклонились, которому все народы
рабствовали и будут рабствовать? О
Соломоне же, которого тебе хотелось
бы связать со словами Давида,
невозможно сказать, когда все
народы стали его рабами или цари
земные ему поклонились. Всем ведь
известно, что он имел власть только
над двенадцатью коленами.
"Ибо избавил
нищего от имеющего силу, убогого, у
которого не было помощника" (Пс.
71, 12). Имеется в виду освобождение
от дьявольской власти Адама со всем
его родом, на долю которого
пришлось столько страдания и
убожества, что и надежды у него не
осталось когда-либо освободиться
от уз, вернуть свободу и восстать
после ужасного падения. Так кого же
нам следует считать способным
поднять его, так согрешившего и
низверженного, — а ведь павший
нуждается в том, кто бы поднял его и
поставил на ноги, — неужели же
Соломона? Кто столь неразумен,
чтобы такое помыслить! Стоит
подумать и вот о чем: Ветхий Завет
показывает падение Адама, но
говорит ли он где-нибудь о его
возвышении? Совершенно нигде.
Однако все пророки предсказывали
грядущий Христов промысел и
пророчествовали об освобождении
всей человеческой природы, т. е.
Адама и его потомков. Как раз об
этом и говорит Давид словами: "Ибо
избавил нищего от имеющего силу,
убогого, у которого не было
помощника; пощадит нищего и убогого
и души убогих спасет" (Пс. 71, 12—13}.
Ксен: Хочу
спросить тебя, царь: природа и плоть,
которые воспринял Иисус, те же ли
были, что у Адама?
Император:
Природа у всех одна, да и плоть одна
и та же, поскольку у всех она из
земной материи, но по
индивидуальным особенностям она
неодинакова: ведь у тебя как
индивидуума одна плоть, у твоего
отца другая. Так что Христос
воспринял ту же, что у Адама, в
равной мере общую всем людям
природу, плоть же не его
индивидуальную, но созданную из
земли для него и для его потомства, для всех нас.
Коротко говоря, Христос воспринял
Адама во всей его природе, по душе и
по телу.
Ксен: Адамову
по природе плоть Иисус воспринял не
от Марии ли, тоже дочери Адама по
природе, а по ближнему родству —
Иоакима и Анны?
Император: Ясно,
что от нее, а не от другой.
Ксен: Тогда
подумай, не противоречите ли вы
сами себе. Если, как ты сейчас
признал, Иисус воспринял плоть от
Марии, а она по природе дочь Адама —
причастница его падшей природы и
плоти, то, стало быть, и рожденный
Марией Иисус воспринял ту же самую
плоть — плоть своей матери и ее
праотца, значит, падшую. А из этого
со всей необходимостью следует
одно из двух: либо Иисус не стал
причастником падшей природы Адама,
и все ваши ухищрения доказать, что
он воспринял и восстановил его
падшую природу, тщетны, либо — в
противном случае — и он стал
причастником падшей природы, а
значит, пал, и он стад нуждаться в
другом, кто бы поставил его на ноги.
Император: Я
все тебе, Ксен, постараюсь ясно
Представить пред очи, однако же
нехорошо было бы, не дойдя до конца,
оставив рассматриваемый нами
псалом примерно на середине,
перескочить на другую тему. Если не
возражаешь, давай вернемся на
прежний путь. А по ходу дела это
само к нам в руки придет, не
избегнет.
Рассмотрим же: "И
будут молиться о нем постоянно,
весь день будут благословлять его,
он будет твердыней на земле, на
вершинах гор, превознесется выше
Ливана плод его, и процветут жители
города, как трава земная" (Пс. 71. 15—16). Укажи мне, какому из
всех существ, кроме единого Бога,
люди постоянно молятся. Именно об
этом он походя и сказал словами "весь
день будут благословлять его":
ясно, что — Бога. То же самое он
говорит и в тридцать третьем псалме:
"Благословлю Господа во всякое
время, постоянно песнь Его во устах
моих? (Пс. 33. 1-2).
Слова "Он будет
твердыней на земле, на вершинах гор"
означают, что Бог, сотворивший
землю в начале времен, будет
обладать ею и содержать живущих на
ней. А выражение в превознесется
выше Ливана плод его, и процветут
жители города, как трава земная"
указывает на плодоносность
пришествия на землю Сына Царева, т.
е- Христа, и означает, что вера и
множество уверовавших будут высоки
и велики. Это-то он и хотел показать,
говоря, что выше Ливана вознесется
и процветут, как трава земная: Ливан
— это символ высоты, трава же —
множество уверовавших.
Приближаясь к
концу псалма, Давид говорит: "Будет имя Его
благословенно вовеки, прежде
солнца пребывает имя Его, и
благословятся в Нем все колена
земные, все народы будут признавать
Его блаженным" (Пс. 71, 17). Разве
возможно целиком возвести к
человеку слова "прежде солнца
пребывает имя Его"? Никак нельзя,
но только — к Богу. Слова же "благословятся
в Нем все колена земные" и "все
народы будут признавать Его
блаженным" предсказывают веру во
Христа всей земли. После всего
этого, как бы удивленный, Давид
возопил: "Благословен
Господь Бог Израилев, единственный
творящий чудеса, и благословенно
славное имя Его вовек и во веки
веков" {Пс. 71, 18—19).
Итак, всеми этими
словами неужели же пророк не
показал ясным образом Христа
одновременно как Бога и как
человека? Всякий это скажет, кроме
разве имеющих желание придирчиво
противоречить.
Затем, как бы
молясь о сказанном выше, пророк
говорит: "Исполнится вся земля
славой Его, да будет, да будет!" (Пс.
71, 19).
Назад Вперед
|