Толкование на книгу Исход

Во второй Книге Исход исчисляются семьдесят душ, вошедших с Иаковом в Египет; повествуется о том, что умерли Иосиф и сыны рода его, что восстал новый царь и убивал младенцев, что Моисей спасен в ковчеге и стал сыном дочери фараоновой, что пришел он к братьям своим с той мыслью, что его рукою дано будет им спасение (Деян. 7, 25), что убил египтянина, укорил еврея и был обвинен им, что бежал в землю Мадиамскую, сел у кладезя, защитил от обиды дев, вошел в дом Иофора и женился на дочери его Сепфоре, что умер фараон, что сыны израилевы вздохнули от тяжкого рабства. Повествуется о том, как евреи молились и были услышаны, как Бог явился Моисею в купине, как жезл стал змием, рука покрылась проказою и очистилась, как Моисей идет в Египет, как встречает его на стану ангел и грозит убить его, как Моисей входит в Египет и встречает его Аарон, как Моисей совершает знамения пред старейшинами народа и они верят ему; как Моисей и Аарон входят к фараону, но он не хочет отпустить евреев, увеличивает их работы, запрещает давать им плевы, как жезл превращен в змия, река претворена в кровь, потом жабы, зараза, скнипы, песий мухи, гнойные струпы, огонь и град, саранча, тьма и избиение первенцев, как в четырнадцатый день евреи заколают и едят Агнца, как поспешно исходят из Египта, вооружившись и украсившись золотом, серебром и одеждами, взятыми у египтян. Потом описывается разделение моря, переход евреев и потопление египтян; повествуется, как Map нам воспела хвалебную песнь при море; как израильтяне шли три дня, и не было у них воды; как древом услаждены горькие воды Мерры; как нисходила манна, явились крастели; как в Хори-ве Моисей источил воду из камня; как пришли амаликитяне, вступают с евреями в брань; как пришел к Моисею тесть его Иофор; как дан израильтянам закон на горе Синае; как на гору Синай нисходит Бог, как там даны законы и суды, как Моисей восходит на гору и приносит оттуда скрижали, приемлет от Бога заповедь, как и из чего построить скинию; как народ, когда Моисей замедлил на горе, выливает тельца; как Моисей возвращается и вторично восходит на гору, приемлет новые скрижали и ходатайствует за преступный народ; как молит Бога, чтобы сам шествовал Он с сынами израилевыми, и говорит: Покажи ми славу Твою, да разумно вижду Т я (33, 18 — 13); как Бог являет себя Моисею и увещевает хранить данные заповеди и после поклонения тельцу изрекает законы Наконец, описывается устроение скинии и всех ее утварей и поставление ее в первый день первого месяца; повествуется, как скинию во время дня осеняет облако и извещает израильтян о времени вступления их в путь Все это описывает Моисей в Книге Исход и в начале ее говорит так

ГЛАВА 1

(1) И сия суть имена сынов израилевых, вшедших вкупе со Иаковом во Египет (5) семьдесят душ Этим показывается, что действительно исполнилось обетование, данное Богом Аврааму Ибо пришедшие в плен и в рабство египетское в числе семидесяти душ через двести двадцать пять лет, которые жили они там, вышли в числе шести сот тысяч носящих оружие, не включая в это число тех, которым было двадцать и менее лет Когда умер Иосиф и сыны рода его, тогда восстал новый царь и дал повеление убивать детей еврейских. Это же сделал царь не без причины. И сатана, зная, что исполнялось уже четыреста лет, предвозвещенных Аврааму, хотел при умерщвлении младенцев умертвить и спасителя евреев. И сам фараон, видя, что народ еврейский умножился и как бы источен им весь Египет, позавидовал множеству евреев. Особенно же когда враги их, желая уверить о себе, что знают они будущее, потому что приходило к концу число лет, определенное для пребывания евреев в Египте, предвозвещали скорое их избавление; тогда фараон повелел младенцев убивать, а родителей обременять напрасным трудом при построении житниц, в которых не было нужды. Ибо, если житниц, построенных Иосифом достаточно было, чтобы на семь лет голода запасти в них хлеба для египтян и хананеев и аммореев, то, конечно, достаточно их было, чтобы вместить в них хлеб для одного Египта. Но, чем более старался фараон об истреблении еврейских младенцев, тем более возрастало число рождающихся, и, чем больше усиливался царь притеснять евреев, тем более беспокоило его размножение этого народа. Поэтому евреи стали ненавистны и самим Египтянам.

Поскольку фараон жалел о своей реке и опасался, чтобы не испортились ее воды от ввергаемых в нее младенческих тел, то призвал повивальных баб и приказал им сделаться убийцами, т. е. своей властью принудил их поступать противно своему наименованию и из врачующих стать умерщвляющими. Но бабы не послушали царя, хотя и обещали то. Вместо того чтобы по приказанию царя отнимать жизнь у младенцев, они готовы были для их спасения пожертвовать своею жизнью. Но, когда ожидали они, что приимут за это венец исповедничества, тогда Бог вложил в уста их мудрое слово, и избавились они от смерти. (20) И благо им было, т. е. дома их распространились, когда думали они, что за спасение многих младенцев фараон предаст их конечному истреблению.

Когда же царь осмеян был этими женами, хотя и не знал того, тогда решился кровью младенцев осквернять воды в реке и плотью их напитать рыб. Но и в этом не имел он успеха, потому что число евреев умножалось. Наполнил он реку телами младенцев, как и хотелось ему, но в то же время и Египет, чего не хотелось ему, наполнился евреями. Видя, что река загнила от младенческих тел, радовался фараон; примечая же, что евреи как бы точат весь Египет, сильно беспокоился. Так повеление царя не отменялось, но с исполнением оного не исполнялось его желание, и на берегах реки, подобно саранче, лежало множество младенческих тел, и к мучению царя улицы в Египте оглашались голосами младенцев.

ГЛАВА 2

В это время, когда были столько утесняемы евреи, родился Моисей, и матерь его, видя, как он прекрасен, скрывала его с опасностью для своей жизни, пока только была возможность скрывать. Ибо боялась, что за пренебрежение фараонова повеления, как скоро это откроется, умерщвлен будет весь род ее и Моисей не останется в живых. Смотри же, египтяне так строго наблюдали за евреями, что матерь Моисеева не могла уже долее скрывать у себя младенца. И вместе примечай: благость Божия так заботливо хранила евреев, что вышли они из Египта в числе шести сот тысяч. Матерь Моисеева положила младенца в ковчег, возвратилась домой, преклонила колени и в молитве с горькими слезами жаловалась на фараона Богу Авраамову, говоря: «Ты благословил народ наш, чтобы умножался, и вот он многочислен, как благословил Ты. Но фараон умыслил зло, чтобы по истреблении мдаденцев земля оставалась без возделывающих и по истреблении рождаемых исчезло семя, которое благословил Ты». Сестра Моисеева Мариам сидела на берегу реки, (4) да у ведает, какой конец будет с младенцем, положенным в ковчег. Ибо надеялась на Бога и на красоту младенца, думала, что первый, кто увидит ковчег, возьмет и спасет младенца от смерти. Дневной зной заставил дочь фараонову не в обыкновенное время идти к реке и в ней (5) измытися. Хотя вышла она, по-видимому, и по своей воле, по причине дневного зноя, но как вышла не в обыкновенное время, то сделалось это не по ее воле. Так, собственная ее воля непроизвольно привела ее к реке, чтобы извлечь из нее того, кто назначен был за потопленных в реке младенцев отмстить потоплением в море. Увидев же младенца, что он прекрасен, дочь фараонова рассудила со своими рабынями, что египетские боги неплодству ее уготовали в реке сына, и она убедилась в той мысли, что этим освободится от поношения, получит великое утешение и для отца ее будет преемник его престола. Тогда приходит Мариам, не печальная и не радостная, ибо не показывала в себе ни печали, ни радости, чтобы приличною наружностью скрыть настоящее свое намерение. (7) И рече дщери фараонове: призову ти жену кормилицу от еврей, у которой и молоко чистое, и сердце прекрасное, которая тем и другим весьма пригодна для вашего царского сана. Мариам поспешно идет домой и приводит (8) матерь отрочате в приличной одежде, и за великие дары соглашается матерь быть кормилицею своего сына. Та, которая отдала бы весь дом за Моисея, чтобы не бросали его в реку, когда отдается ей Моисей, не хочет воспитывать его даром. Наконец, берет она своего сына, но не оставляет и ковчега. И, кого выносила из дому со скорбью, того вносит в дом с радостью; кого принесла на реку в темноте, того возвращает к себе, несет по улицам и вносит в дом со светильниками. Возможно стало матери видеть рожденного ею, который скрываем был три месяца, чтобы никто его не видел. Так, в реке увидел свет, кто брошен был в реку, чтобы лишиться там света.

Когда Моисей по окончании воспитания его был приведен в дом фараонов, тогда радовал он родителей красотою своею, но печалило их косноязычие его. Моисей же по обрезанию своему и особенно по рассказам, какие тайно слышал от матери и сестры, знал, что он сын Иохаведы. И поскольку приближалось к концу исполнение четырехсот лет, то Моисей приходит к братьям своим испытать, не может ли его рукою совершено быть избавление евреев. И как приставник, убитый Моисеем, превосходил жестокостью всех приставников фараоновых, и хотя Моисей весьма часто укорял его, не внимал тому, то, убив его, скрыл Моисей в песке того, кто притеснял семя, которому по благословению Божию надлежало стать многочисленнее песка морского. В песке речном скрыл его Моисей прежде тех собратий его, которых тела должны быть извергнуты морем на песок морского берега. (13) Изшед же во вторый день, виде два мужа биющыяся, и, хотя, как сын царский, имел власть и наказать и предать смерти, однако же, не пользуется властью, но делает только справедливый выговор обидчику. Но обидчик этот, вместо того чтобы принять выговор, при всех обличает царского сына в убийстве и говорит: (14) Кто тя постави князя над нами? Как же ты, человек до бесстыдства своевольный, говоришь сыну царскому: Кто тя постави князя над нами? Он князь и над приставниками, которые надзирают за тобою, как же он не князь над тобою? Впрочем, Моисей ужаснулся, когда сверх чаяния узнал, что дело его разглашено. Уличал же Моисея в убийстве не тот еврей, который был им спасен. Если укоризна была несправедлива, то значит, что Моисей не за него убил египтянина, еврей, избавленный от египтянина, был обижен, как и девы, обиженные у кладезя. Моисей, убив египтянина, хотел сделать тем облегчение евреям, которых притеснял египтянин, но избавленный открыл другому еврею по дружбе, сей же другой по злобе обвинял Моисея. Итак, узнано это было и фараоном, а военачальникам и князьям открылся случай жаловаться на Моисея, который укорял их за то, что без милосердия делают зло евреям. Фараон пришел в такой гнев, что готов был обагрить руки свои кровью усыновленного и предать смерти наследника престола своего.

Моисей убоялся причинить скорбь истинным своим родителям, когда усыновившие его подвергнут его мучениям, и бежал в землю Мадиамскую.

И ceдe при кладязе. Когда же видит, что ленивые пастухи с наглостью отнимают воду, почерпнутую девами, тогда по правдивости своей избавляет их от насилия и из жалости поит овец их. И поскольку отец спрашивал дочерей о причине скорого возвращения, то они пересказывают ему о правдивом и сострадательном поступке Моисея. Отец посылает звать его, чтобы пришел вкусить хлеба его, и тем в доме его вознагражден был за благодеяние, какое оказал дочерям его при кладезе. И как Моисей занят был той мыслью, куда ему идти и где остановиться, то, как скоро прислал за ним священник, уразумел из этого, что Избавивший его от смерти в реке рукою дочери фараоновой и бегством от очей фараоновых Спасший от рук царя и теперь вложил священнику мысль ввести его к себе и сделать женихом дочери своей. Так Бог избавил Моисея от волхвов, привел его к священнику; не опасался Моисей священника, как не боялся и волхвов; если не получил от них пользы, то не потерпел и вреда. Аарон и Мариам скорбят о том, кем прежде хвалились и величались, а Иофор, видя красоту и верность Моисея, особенно же ради сопутствующего ему Бога, убеждает Моисея взять Сепфору в жены, чтобы, как Иаков освободил дочерей Лавановых от трудов пастырских, так и он освободил Сепфору и сестер ее от подобных же трудов. И взял Моисей Сепфору, и родила она ему двоих сыновей; первого он обрезал, а другого Сепфора не дала ему обрезать, надеясь на отца и братьев своих. Ибо она, хотя согласилась быть женою Моисея, но не хотела быть единоверною с ним; как дочь священника, воспитанная мясами жертв, привыкла она к почитанию многих богов. И не дозволила ему обрезать обоих сынов и не отказала в обоих: уступила одного, чтобы на нем совершилось обрезание Авраамово, и отказала в другом, чтобы в нем продолжалось необрезание дома отца ее. Но при наречении имен сыновьям Моисей не сделал угождения ни матери, ни отцу ее; первому дал имя в память его пресе-ления, какое потерпел ради Бога, а другому — в память избавления своего от фараона. По прошествии же сорока лет, проведенных Моисеем в земле Мадиамской, умер фараон, мучивший евреев, и они успокоились после тяжкого рабства. Воспомянули о завете Божием с Авраамом и о том, что время уже исполнилось, даже протекло еще тридцать лет, и начали молиться, и были услышаны. (15) И призри Бог на сыны израилевы, и познал Бог, каковы скорби их и чем уврачевать их.

ГЛАВА 3

(1) Моисей же бяше пасый овцы в горе Хорив, и видит ангела (2) в пламени огненне в купине. Когда же он подошел ближе, чтобы рассмотреть купину, которая горит огнем и не сгорает, тогда подходящему к купине взывает не ангел, которого прежде видел Моисей, но Бог, Который был сперва в образе ангела, а потом явился Моисею в страшном видении и сказал: (5) «Не приближайся семо, как приближаются к месту обыкновенному. Место бо свято есть, подобно тому, на котором спал Иаков». То место было свято, потому что была там ле-ствица и по ней нисходили и восходили ангелы для охранения Иаков-лева, а это место свято, потому что здесь Бог в пламени горящей купины. Иззуй сапоги твои и иди, попирай египтян, потому что протекло уже тридцать лет, как приспело время собирания египетского винограда. Когда же Моисею предстало видение, невыносимое для очей его, тогда (6) отврити лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога, хотя и взирал прежде на ангела. Купина, из которой неудобно делать изображения мертвых богов, признана годною для того, чтобы в ней изобразить тайну Бога живого. И тебе, Моисей, дается в этом знамении: как видел ты Бога, обитающего в огне, так и вы огнем должны служить Богу, обитающему в огне.

(7) И рече ему Господь: видя видех рабство людей Моих во Египте восемьдесять лет; (8) и снидох изъяти их рукою твоею, и ввести в землю Ханаанскую, которую обещал отцам их. (11) И рече Моисей: «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону! Когда было на мне и царственное имя, не стал я угоден фараону. Теперь же, когда унижен я до пастырства, кто дозволит мне войти к фараону? А если и войду, что найдет он во мне великого, чтобы поверить словам моим?» И рече к нему Господь: (16) «Собери старцы, которых (9) вопль прииде ко Мне, и рцы к ним: "вспомнил Я о них (17) и изведу их в землю хананейску". И если опасаешься, что не послушают они тебя, то сказываю тебе, что (18) послушают гласа твоего. Войди со старейшинами к фараону и скажи: "Пойдем путем трех дней, да пожрем Господу". Поскольку же фараон не согласится на это, то и он, и войско его пойдут в трехдневный путь и соделаются добычею зверей и птиц, которые возгнездятся на телах их, изверженных волнами на берег морской. Как сказал Я тебе о сынах народа твоего, Что послушают тебя, так говорю о фараоне, что не послушает тебя, но не по надежде на крепость руки своей и на защиту идолов своих, но по гордости, за которую (20) поражу египтяны всеми чудесы, яже сотворю в них: и по сих отпустят вы. А в большее удостоверение, что выйдете из Египта, (21) дам благодать людям сим, и оберут они египтян, и через это исполнится обетование, данное Мною Аврааму. Евреям же после того, как похитят и унесут все египетские сокровища, невозможно будет и смотреть на египтян».

ГЛАВА 4

Моисей же, поскольку знал жестокосердие сынов народа своего, просил себе знамений, которыми бы мог их уверить. (1) Не послушают гласа моего, но рекут: не явися тебе Господь. И Бог просящему знамений Моисею сказал: «Чтобы поверили они тебе, что Я тебя послал, (3) проверзи жезл твой на землю». И поверже Моисей, и быстъ змий: и отбеже Моисей. Этим знамением, какое дал ему Бог для убеждения народа, убеждает и самого Моисея: «Как боишься ты фараона, так убоялся теперь змия, но сила твоя превозможет силу фараонову казнями, как превозмог себя и взял змия, обратившегося в жезл, ты, который убоялся жезла, обратившегося в змия». И еще говорит ему Бог: (6) Вложи руку твою в недро твое. Моисей вложил, и быстъ рука его прокажена, и снова вложил, и сделалась она чистою. Бог повелевает уверить народ сперва знамением змия, а потом знамением руки, покрывшейся проказою и очистившейся. «Фараон и воинство его не тверже змия, и для Меня нетрудно, подобно руке твоей, изменить их во что хочу. (9) Аще же не уверуют тебе египтяне двема знамениями сими, которые совершишь пред ними и пред сынами народа твоего, пролей речную воду на сушу, и будет кровь. Когда Бог дал Моисею знамения, которых он просил, тогда он просит Господа разрешить связанный язык его и говорит: (10) «Не доброречив есмь муж, ниже, отнележе начал ecu глаголати мне, разрешилось мое косноязычие». Господь говорит ему: «То самое, чем ты умален, соделает тебя великим. Ибо у тебя, как у безмолвного Бога, будет вещий пророк. (12) И Я буду при устах твоих не для того, чтобы разрешить язык твой и ясною сод слать речь твою, но чтобы за тем, что скажешь косноязычно, последовали великие дела».

После этого Моисей возвращается в землю Мадиамскую и говорит тестю своему: (18) Пойду и увижду братии моих, иже во Египте. Хотя прискорбно было разлучиться с Моисеем, однако же его не удерживают по воле Божией, открытой свыше. Поскольку же Моисей опасался, что вельможи египетские, на которых напал он за притеснение народа его, и в новом фараоне возбудят против него гнев, как возбудили в прежнем, то Бог говорит ему: (19) Измроша ecu мужи, ищущий души твоея. (20) Взял Моисей с собою жену и сыновей, взял также и жезл и пошел в Египет. При выходе его из земли Мадиамской Бог снова повелевает ему сказать фараону: (22) «Отпусти сына Моего первенца, да Ми послужит — иначе за сына Моего первенца, которого будешь удерживать, хотя и не в силах его удержать, (23) Аз убию сына твоего первенца, что могу сделать». Так Бог на словах прежде всех казней угрожает фараону этой казнью: Убию сына твоего первенца, что было больше всех казней; на самом же деле показывает меньшее из всех знамений — знамение змия.

(24) Бысть же Моисей на пути на стану, срете его Господь, и искаше его убити за пренебрежение к обрезанию, потому что одного из сыновей, рожденных в Мадиамской земле, оставил необрезанным. Ибо с того дня, как Бог говорил к Моисею в Хориве, не видел он жены своей. Сепфора беспокоилась мыслью, что поскольку она не вполне верила истине слов мужа своего, то этим сделала себя виновною. И сам Моисей находил себя виновным, потому что не совершил над сыном обрезания. Но, когда предавались они этим мыслям, является им обоим ангел и возвещает, что приходит требовать обрезания, чтобы Моисей, пришедши к евреям, не подпал осмеянию за то, что, находясь вне всякой опасности, пренебрег обрезание, тогда как не пренебрегают они обрезания и при всей скорби о смерти сыновей своих. Ангел же является Моисею гневным, вразумляя его тем, кого должен он бояться, Бога ли, установившего обрезание, или ребра, удерживающего от обрезания. Сепфора, видя, что Моисею угрожает смерть за то, что пренебрегла она обрезание, о чем и вечером препиралась с Моисеем, и устрашенная видением ангела, (25) вземши камень, обреза сына своего. И оставив его, обагренного своею кровью, объемлет ноги ангела и говорит: (26) «Жених крови у меня, не причинишь ты скорби в день брака обрезания, потому что велика была радость у Авраама в тот день, когда он обрезал Исаака. Жених крови у меня. Не причинишь ты скорби и ради меня, обрезавшей сына своими руками, и ради Моисея, и ради Давшего заповедь обрезания, которая теперь исполнена». Когда оставил их ангел, Моисею представился случай сказать Сепфоре: «Если ты исполнилась страхом в единый час, когда явился ангел, то сколько благоговеть и в какой святости соблюдать душу должен я пред Богом, Который непрестанно открывает Себя мне, рукою моею творит знамения, напутствовал меня жезлом сим и послал для избавления шести сот тысяч людей?» Сказав это, Моисей возвратил Сепфору к отцу, во-первых, для обрезанного сына, чтобы в пути не увеличилась его болезнь, а во-вторых, и потому, что неблагов-ременно было бы Сепфоре и сыновьям его прийти в Египет, когда должен был выйти из Египта весь Израиль. Между тем Господь явился Аарону и послал его (27) во сретение Моисею, чтобы по действительном совершении сказанного ему уверовал он в исполнение и того, что должно совершиться впоследствии.

ГЛАВА 5

Моисей и Аарон собрали старцев и сотворили пред ними знамения, как им было поведено. Моисею поверили, как сказал ему Господь, и пошли вместе к фараону, и сказали ему: (1) Сия глаголет Господь: отпусти люди Моя, да праздник сотворят Мне в пустыни. Фараон или ради сонма старшин народных, или слышав о знамениях, какие пред ними сотворены Моисеем и Аароном, без жестокости говорит им: (4) Векую, Моисей и Аарон, развращаете люди от дел их! Но когда продолжали они просить, чтобы отпустил евреев, царь воспламенился гневом и, вместо того чтобы просить знамения, сказал: (2) Кто есть Господь, Егоже послушаю гласа? Поскольку сказал он: «Кто сей Господь невидимый ему ни в каком образе», то нужно стало, чтобы Господь соделался видим ему в знамениях. И несомненно, что фараон этим грубым вопросом: «Кто есть Господь?» — привлек на себя последующие казни. Для жестокосердия его недовольно было сказать это, но к слову своему присовокупил он и то, что запретил давать евреям плевы, чтобы больше было им труда, не имели они покоя и не думали об исшествии. (12) И разыдошася людие собирати тростие на плевы. Евреи с трудом могли находить плевы, потому что был месяц Низан, время цветов, а не Фамуз или Ов, время плев. Поэтому (14) книгочии народа еврейского без милосердия биени быша приставниками фараоновыми, (15) и возопиша к фараону, (17) и рече им: «Праздни есте, потому проситесь идти и принести жертву Богу». (19) Видяху же книгочии сынов израилевых во злых и в присутствии Моисея жаловались Господу на Моисея и на бывших с ним. И сказал Моисей Господу: (23) Отнеле же глаголах к фараону Твоим именем, не только не совершилось избавление народа от бедствий, как надеялся он, но бедствия с этого времени еще более умножились.

ГЛАВА 7

И рече Господь к Моисею: «Если фараон будет просить знамения, (9) повергни жезл пред ним, и будет змий». (11) Созва же фараон волхвы, и сотвориша чарованиями своими такожде, т. е. сделали нечто подобное. А если сказано, что соделали это чарованиями своими, то не значит это, что сделано было нечто необычайное, потому что употребили они по обыкновению собственное свое искусство. Если же думали, что победили Моисея, сделав нечто подобное совершенному им, то впали в непростительную вину. (12) И пожре жезл Моисеев оных жезлы. Думавшие о себе, что изменяют природу вещей, не могли даже и жезлов своих спасти от жезла Моисеева. Жезл пожрал жезлы, чтобы смерть не пожрала египетских первенцев. Пожранные жезлы вразумляли египтян, что если не покаются, то истреблены будут их первенцы. Потому и сказано было им об этом предварительно, чтобы они покаялись и не постигло их бедствие. Потому и казни этой, как тягчайшей, назначено быть последнею, чтобы, если вразумятся первыми казнями, избавиться им от истребления первенцев, что было тягостнее всех прочих наказаний. (14) И рече Господь к Моисею: «Ожесточилось сердце фараоне». Не сказал Бог: «Я ожесточил сердце фараоново», но говорит: «Ожесточися сердце фараоне, и не хочет отпуститпи людей». И еще сказал Господь Моисею: (15) «Иди к нему и стань на врезе речном». Фараон вышел на реку или с намерением поутру принести реке жертву, или по обычаю всякий день ходить туда утром, чтобы прохладиться. Вероятно же, что царь египетский по доверчивости к волхвам совершал жертвоприношение реке египетской. Выходит Моисей и говорит фараону от лица Божия, чтобы отпустил евреев, но он не согласился, и Моисей (20) удари воду речную, и воды, которые осквернил прежний фараон кровью потопленных младенцев, преложились в кровь, (21) и рыбы, которые прежде кормились телами младенцев, изомроша. И эта казнь послана была только для устрашения, чтобы вместо первенцев умерли рыбы. Поскольку же египтян не убедило истребление рыб, то должно было убедить избиение первенцев. (22) Сотвориша же и волсви волхвованиями своими такожде. Волхвы не были удержаны Моисеем. Если бы они сделали что вопреки Моисею, то он остановил бы их немедленно, как удержал и обратил их в бегство, когда покрыл струнами. Поскольку же действовали они заодно с ним и против своих, то не воспрепятствовал им с ним поражать Египет. Так сердце, коварное и восстающее против Бога, и самому себе неверно. Волхвам надлежало поражать тех, которые поражали и их, и народ их, но они делали то же, что Моисей, поражали себя и египтян, поэтому Моисей не удерживал их. Хотя старались они закрыть язвы Египта, однако же делали их только большими. И волхвы вразумляемы были сим, что не в силах они изменить природу вещей, хотя казалось им, что изменяют ее. Ибо изменение воды в кровь для египтян было мучительно и тяжело, а, чтобы изменить кровь в воду, что было бы неприятно Моисею, а волхвам отрадно, этого не сделали они, потому что и не могли этого сделать. Они делали только, что привычно было делать их искусству. И после этого опять Писание не говорит: «Господь ожесточил сердце фараона», но: Ожесточися сердце его, и не послуша их, якоже рече Господь. Потом (23) возвратився же фараон, вниде в дом свой, и не положи себе сего во уме.

ГЛАВА 8.

Когда фараон и этим не был убежден, тогда снова (6) Аарон простре руку свою. В жезле виден образ креста: им начаты все казни, когда пожрал он змиев, в знаменование будущето истребления всех идолов, им и окончены, когда разделено море и потоплены египтяне, во образ предаваемых гибели хананеев. И излезоша жабы; и покрыта землю Египетскую. (7) Сотвориша же и волсви волхвованиями своими такожде. Если бы волхвы любили Египет, то к действительным жабам Моисеевым не присовокупили бы своих мечтательных жаб. Поэтому они и не врачевали Египет, потому что не могли истребить жаб Моисеевых, но и не поражали его, потому что вместо жаб показывали их призраки; они не поражали, не врачевали, потому что производили одни мечтания. Вымер один род — род рыбы, явился другой род — жабы, чтобы не приведенные в чувство смертью рыб пострадали от живых жаб. (13) Изомроша жабы. (14) И собрата я в смоги, чтобы не подумали египтяне, будто бы жабы были один призрак. Но когда (15) бысть отрада, отяготися сердце фараоново и непослуша их.

Аарон снова жезлом своим (17) удари в персть земную, и быша скнипы в человецех и в скотех и по всей земле. (18) Твориша же и волсви волхованъми своими, стараясь не умножить скнипов, как сделали в предшествующей казни, но истребить их, и не возмогоша. Поэтому, когда искусство их было уничтожено и открылась его суетность, исповедали они: (19) перст Божий есть сие. Но фараона не убедили ни Моисей, ни волхвы его, говорившие: Перст Божий есть сие. Поэтому сказано не так: «Бог ожесточил сердце его», но: Ожесточися сердце его и не послуша их, якоже рече Господь. Поскольку же от претворения воды в кровь, от жаб и скнипов земля Гессемская, где жили сыны израилевы, страдала так же, как и земля египетская, то, насылая новую язву — песиих мух, Бог произвел разделение между землями и на Египет навел мух, а на землю Гессемскую не навел. Фараон говорит Моисею и Аарону: (25) «Шедше, без страха и как угодно вам, пожрите жертву Богу вашему в земле нашей». Моисей же отвечает ему: «Мы в жертву Богу приносим тельцов и овец, а вы поклоняетесь им. Если пред взором египтян принесем в жертву богов египетских, то (26) камением побиют ны. Напротив того, (27) путем триех дней пойдем, и пожрем Господу, как повелено нам».

(28) И рече фараон: аз отпущаю вы, и пожрите Господу вашему в пустыни, но не далече простирайтеся ити: помолитеся убо и о мне. Но, как скоро прекратилась язва и не стало песиих мух, фараон нарушил свое слово и не отпустил народ.

ГЛАВА 9

После этого Бог послал смерть на скотов, но положил разделение между скотом евреев и скотом египтян. Когда же и это не убедило фараона отпустить народ, тогда Моисей пред очами фараона (10) раз-сыпа пепел пещный, и быша гнойный струпи на человецех и на скотах. (11) И не можаху волсви стояти пред Моисем, потому что не могли на телах евреев произвести подобия струпов, да и на их телах не было уже места, где могли бы они произвести подобие струпов.

Потом Бог говорит: (14) «Аз испущу казнь Мою на дом и народ фараонов» - и присовокупляет: (15) Сего ради поставил Я тебя в противление, «т. е. для того не поразил тебя предшествовавшими казнями, чтобы показать на тебе крепость Мою в казнях, какие наведу на землю твою». (18) «Се Аз одождю заутра град мног зело. (19) Ныне убо потщися соврати скот твой, оставшийся у тебя после язвы, да не побьет его град». Примет же, что Бог не хочет поражать Египет. Это очевидно и из того, что наперед возвещает, чем накажет, чтобы египтяне покаялись, и Ему не наказывать их, и из того, что повелевает потщиться и собрать скот. Но если бы собрали они скот, как было им сказано, то для чего было бы идти граду? Граду должно было идти, чтобы видимо было чудо, когда градом побит будет скот у неповеривших, и скот дблжно было собрать, чтобы видна была участь принесших покаяние. Итак, (24) град и огонь сходят вместе, и град не угашает огня, и огонь не поядает града — напротив того, огонь воспламеняется от града, как от хвороста, и град раскаляется от огня, как железо в печи, но не сожигает дерев; крепость столетних дерев сокрушается градом, но огонь, бывший в граде, не касается садов, виноградников и даже оград.

(27) И рече фараон Моисею: Согреших ныне. Но разве не согрешал фараон прежде этого, когда ожесточался? Действительно, согрешал он и прежде, но не как согрешил в этот раз. Его предостерегали, повелевая собрать скот, но он не послушался, и за это постигло его наказание тягчайшее предшествовавших, потому что безрассудство его возросло. (35) Изыде же Моисей, и при воздеянии рук его громовое престаша и дождь не укану на землю, или исчезнув в воздухе, или поднявшись в облака. Ибо равно было удобно как падать ему из облаков, так и возвратиться в них. Однако и после этого фараон и рабы его ожесточились и не отпустили народа.

ГЛАВА 10

(1) Рече же Господь к Моисею: «Вниди к фараону и не страшись гордости его. "Аз бо ожесточих сердце его в терпении казни. В руки твои отдал Я его, чтобы изведал ты покаяние его не потому, что неизвестна Мне лживость его (ибо Я наперед говорил тебе, что фараон не послушает вас), но чтобы совершились над ним знамения, о которых бы рассказывали в последующих родах ваших». И сказал Моисей фараону: (4) Если не отпустишь люди моя, се аз наведу пруги, (5) и поядят весь останок, оставшийся после града». (7) Рекоша же раби фараоновы к нему: Долго ли будем мучиться, удерживая этот народ? Пусть идут и принесут жертву Господу Богу своему, чтобы и мы сами не были поражены также, как истреблены поля и стада наши. Или не знаешь, что весь Египет стал пустынею?» И сказал фараон Моисею: (8) «Идите, но если возьмете с собою все имение свое, то опасаюсь, что кто-нибудь из царей причинит вам зло. Если бы охранял ты народ от зла, то не делал бы ему зла в собственной земле твоей. Если бы удерживал его по любви, то не отягощал бы его жесточайшим игом, запрещая давать ему плевы». Конечно же, народ, с которым Сам Бог, творящий все чудеса, не боится брани с человеком. Навел Моисей пругов, истребили они траву и все, что осталось после града, и сказал фараон: (16) Согреших пред Господем, и к вам, (17) простите убо мой грех еще ныне. Если бы фараон был ожесточен, то не сказал бы этого, ибо ожесточенному сердцу чуждо покаяние. А если поражаемый умоляет, избавляемый же упорствует, то значит, что он свободен, — то и другое свидетельствует, что он властен над самим собою. По слову Моисееву, пруги исчезли, как скоро фараон начал раскаиваться. Но поскольку поколебался он в своем намерении, то Моисей наводит на весь Египет тьму, продолжающуюся три дня и три ночи. Евреям же (23) бяше свет, чтобы получили они успокоение от трудов и собрали все свое имущество, готовясь к исше-ствию. И сказал фараон Моисею: (24) «Идите с женами и детьми и послужите Господу, оставьте только имущество свое в удостоверение, что возвратитесь». Моисей отвечал: «Немногочисленны стада наши для великих жертв, какие должны мы принести Богу нашему, поэтому (25) и ты должен на жертву Богу нашему дать нам своего скота, если только остался у тебя, (26) мы же не вемы, что будем приносить в жертву Богу, пока Сам Бог не отделит угодного Ему из стад наших». (27) Ожесточи же Господь сердце фараоново и не восхоте отпустити народ. Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не может происходит перемены. Если же фараон, терпя наказание, говорит: «Отпущу», а по миновании казни удерживает и не отпускает евреев, то, значит, ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение, попирает законы.

ГЛАВА 11

И сказал Бог: (2) «Да испросит кийждо у соседа своего сосуды златы и сребряны, потому что в полночь умрут первенцы египетские и первенцы скотов. (6) И будет вопль во всей земли Египет-стей, подобный воплю, какой был в домах евреев, когда младенцев их бросали в реку». (4 ) И рече Моисей: сия глаголет Господь: в полунощи Аз вниду в Египет, и измрет всяк первенец в земли еги-петстей. (18) И приидут отроцы твои ко Мне и скажут Мне: отыди «Ты и людие сии: и по сих отыду». Поскольку казнь, подобная той, какой подвергнут был фараоном народ еврейский, была не в начале, то по этому самому Бог поставил фараона в противление.

ГЛАВА 12

(2) Месяц сей первый будет в месяцех лета, (3) и в десятый день месяца сего да возмет кийждо овча по дому. (6) И будет соблюдено даже до четвертагонадесять дне: и заколют то к вечеру. (7) И помажут кровию его на обою подвою, и на прагах в домех, в нихже снедят тое. Агнец есть образ Господа нашего, Который в десятый день месяца Низана нисшел в утробу Девы. Поскольку от десятого дня седьмого месяца, в который Захария приял благовествование о рождении Иоанна, до десятого дня первого месяца, в который ангел благовествовал Марии, протекло шесть месяцев, то ангел сказал Марии: Сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды (Лк. 1, 36). Итак, в десятый день Агнец заключен, а Господь зачат; в четырнадцатый же день Агнец заклан во образ Господа распятого на кресте; и опресноки, которые надлежало снедать с горькими травами, изображают новое таинство Господне, в горести и скорби приемлемое причастникам оного. (11) Чресла ваша препоясана и сапоги ваши на ногах ваших — это изображает новый сонм учеников, готовый идти и проповедовать Евангелие. Жезлы в руках ваших — это кресты на раменах Апостолов. И стоя на ногах ваших, потому что неприлично Тело живое принимать сидя. (45) Всякий пришлец да не яст от него, ибо некрещеный не вкушает тела. (10) И кости не сокрушите от него. Ибо, хотя руки и ноги у Господа нашего пронзены были гвоздями и ребро прободено копнем, но кость не сокрушена у Него.

В полночь умерли все первенцы египетские, и всякий в доме своем плакал о первенце своем, начатке сынов своих. Как река наполнялась первенцами еврейскими, так гробы египетские наполнились первенцами египетскими. И призвал фараон Моисея и бывших с ним и сказал им: (32) «Идите взяв все, что есть у вас, благословите же и мене». Моисей говорил о рабах фараоновых, что будут просить его об исшествии, но на деле видно больше того, что сказал он, потому что вместо рабов сам фараон просит его идти, даже понуждают идти египтяне, не потому что раскаялись, но из опасения так же погибнуть, как погибли их первенцы. (37) Воздви-гошася же сыны израилевы от Рамессы шесть сот тысящ мужей, и остановились в Сокхофе. (40) Обитание же сынов израилевых, иже обиташа в земли Египетстей, лет четыреста тридесятъ. Это число лет должно считать не со времени вшествия Иаковлева во Египет, но со дня, в который Бог постановил завет с Авраамом. Народ еврейский взял с собою корысти египетские, а Моисей кости Иоси-фовы, и вышли они из Египта вооруженные. С этого времени Бог осенял их во дни облаком, а в ночи столпом огненным.

ГЛАВА 14

(5) И превратися сердце фараоново и рабов его, и рекоша: «Что сие сотворихом? После всех казней, поразивших нас, мы дозволили евреям уйти, когда похитили они сокровище и одежды наши. Лучше нам умереть, нежели на посмеяние евреям отдать царство египетское». Поэтому вооружаются и идут в надежде избить народ еврейский мечом и взять его и свои сокровища. И фараон пошел с воинством своим на евреев, они же (8) исхождаху рукою высокою, с серебром, с золотом, с одеждами, со стадами, в крепости сил, как Бог обещал Аврааму (Быт. 15, 14). Сыны израилевы, увидев египтян, (10) убояшася. Но ужели так много было египтян, чтобы шестьсот тысяч евреев убоялись их? У евреев ослабели руки от того, что с ними были жены, дети и стада. Ибо кому было оберегать жен их, кому охранять стада их? Тогда сказал им Моисей: «И здесь, как в Египте, (14) Господь поборет по вас, вы же умолкните".

(15) Я рече Господь к Моисею: «Что вопивши? И без прошения твоего готов Я сделать это народу твоему. Ударь по морю, (16) и расторгни е жезлом твоим, который есть образ креста. (17) И се Аз ожесточу сердце фараоново, т. е. не остановлю дерзости египтян, потому что, когда увидят они новое чудо — разделившееся море, не сознают своей виновности. И прославлюся, истребив фараона и все его воинство. (18) И увидят египтяне, прежде нежели погибнут, яко Аз есмь Господь». Это и показали они, сказав: (25) Бежим от лица сынов израилевых: Господь бо поборает по них на египтяны. И ангел взял (19) столп облачный от лица сынов израилевых и поставил его (20) посреде полка евреев и египтян; и облако, которое днем осеняло евреев, когда ночью поставлено оно было между тем и другим полком, для егяптян произвело тьму, подобную той, какая была у них три дня и три ночи. Евреям же от освещавшего их столпа огненного бяше свет. И это было, чтобы привести в ужас египтян и ободрить евреев. Ибо если бы египтяне обратили внимание на эту тьму, то не осмелились бы войти в море. Над морем, которое могло быть разделено в одно мгновение ока, чтобы привести египтян к покаянию, (21) всю нощь трудился сильный знойный ветер, и сотвори море сушу. (23) Погнаша же египтяне в след евреев, не убоялись тьмы, бывшей между ними и евреями, не устрашились разделившегося моря, но в ночное время по дну разделившегося моря вооруженною рукою преследуют народ, который предшествует им, водимый столпом огненным.

(24) Бысть же в стражу утреннюю, явил Себя Господь египтянам, и смяте их, (25) и связа колеса колесниц их для того, чтобы или не преследовали народ, или не убежали из моря. Но они не устрашились Господа, Который явил Себя им, не обратили внимания на то, что колеса у них связаны, но усиливались влечь колесницы свои с нуждею. Поскольку, когда море было разделяемо, написано, что Моисей поднял руку свою на море, а когда надлежало возвратить море в место его, написано, что Моисей опустил руку свою на море, то вероятно, что с разделения моря, пока не перешел весь народ, рука Моисеева была простерта, как и после, во время битвы с амаликитянами. (27) И истрясе Господь египтяны, (28) и не оста от них ни един. И увидели евреи тела мертвых египтян на берегу морском, как прежде видели египтяне тела детей еврейских на берегу речном. И ради того, что было в Египте и в море, (31) вероваша людие Богу и Моисею, угоднику Его.

(32) И воспе Моисей и сынове израилевы песнь сию Господеви; т. е. Моисей пел, весь же народ повторял за ним.

ГЛАВА 15

(1) Пойте Господеви славно прославившемуся, т. е Господу, Который наказал коней и всадников, ввергнув их в море. (2) Он мощен и славен: мощен в потоплении египтян и славен в избавлении евреев. Бог Господь, т. е. Сый, Он соделался нашим Спасителем, а не тельцы, едва только слитые. Итак, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего Авраама, и вознесу Его. (3) Господь исполин и муж брани, потому что Он сражался за нас с египтянами, когда мы оставались в покое; Он вверже в море грозные колесницы фараоновы и крепкую силу его, чем фараон гордился; и избранные исполины его, которых извел он на нас, погрязли в Чермном мори. (5) Пошли во глубину и по тяжести собственных тел своих погрязли, яко камень.

(6) Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, т. е. имела столько силы, чтобы сокрушить врагов Твоих — египтян. (7) Послал ecu гнев Твой, и пояде я, яко стеблие в Египте и в море. (8) От духа твоего восхолмились воды, т. е. от духа, Тобою движимого, восхол-мились воды, чтобы потом расступиться, или повелением уст Твоих умудрены они прекратить свое течение, пока не пройдут шестьсот тысяч сынов израилевых. Огустеша пучины в сердце моря, чтобы потопить египтян. А, чтобы показать, за что потоплены египтяне, написано: (9) Репе враг: постигну их, разделю корысть, поглотит их душа Моя и пр. (10) Ты дхнул духом Твоим, и покры я море, и вместе с ними рушились их гордые замыслы. (11) Кто подобен Тебе, в именуемых так, бозех, Господи? Кто подобен Тебе, прославлен в святыне Твоей, т. е. во святом жилище Твоем? Страшен для египтян и хвален для евреев; и творяй чудеса в море и в земле египетской. (13) Извел Ты в облаке и столпе благостию Твоею люди сия, яже избавил ecu из Египта. (14) Слышаша языцы, т. е. услышали аммореи о реке, превратившейся в кровь, и вострепетали; в ужас пришли живущий в Филистиме, узнав об умерщвлении египетских первенцев. (15) Владыки едомстии и князи моавитстии устрашились, и прият я трепет при разделении моря. Рассеялись ecu живущий в Ханаане. (16) Нападет на ня страх, т. е. жители-хананеи поражены будут слухом о потоплении в море фараона и его войска. Нападет страх на эти народы, и они не осмелятся вступить в брань, дондеже пройдут людие сии, яже избавил ecu. (17) Насади я в гору достояния Твоего, т. е. в земле хананеев. Твердым в жилище Тебе в Иерусалиме соделал ecu, Господи, святилище, утверди оное, Господи, руками Твоими, да будет оно твердо по мановению Твоему. (18) Господь будет царствовать над нами вовек, а не чуждые народы. (19) Вошли колесницы фараоновы и всадники его в море, чтобы преследовать нас, но воды возвратились и покрыли их собою.

(20) Взя же Мариам пророчица. Когда же она пророчествовала? Или писание именует ее пророчицею, как и жену Исайи, хотя она не пророчествовала, но была только жена праведная? Так в день этот разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспели: «Пойте Господеви, славно прославившемуся, потому что, не утруждаясь, истребил врагов и, пребывая в покое, навел на них все казни.

По перехождении через море Бог восхотел испытать евреев недостатком воды, и возроптали они на воды в Мерре. Тогда Бог показал Моисею древо, которое вложил он в воду, и вода сделалась сладкою. Древо это есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов. По изменении качества вод Бог постановил законы, чтобы, как сила древа изменила естественное качество, так закон склонял и убеждал свободу.

ГЛАВА 16

После искушения в Мерре пришли евреи в Елим, а из Елима — в пустыню синайскую. Народ возроптал, желая мяс. Тогда (4) Бог дал им хлеб с небесе и повелел собирать только довольное дню и не заботиться о дне завтрашнем. Поскольку же собирали (17) одни по алчности много, а другие по лености мало, то сосуд, служивший мерою, сам собою (18) восполнял недостаток и уничтожал излишек. Как труд собирать манну возложен был на евреев для того, чтобы не повредила им праздность, так суббота дана была им для рабов и наемников, а также для волов и всякого скота. Но некоторые не соблюли субботнего покоя, (27) вышли собирать манну в субботу и не нашли ее. Сказанное же, что (31) манна по виду уподоблялась семени кариандрову, а по вкусу сотам, дает разуметь, что манна была приноровлена ко всяком вкусу. Манною наполнили стамну для сохранения ее в роды. Та манна, которую евреи оставляли у себя до следующего дня, воскипала червями, но манна в стамне в течение многих родов не повредилась. (35) Ядоша же манну лет четыреде-сять, дондеже приидоша к пределам земли обетованной

ГЛАВА 17

Когда пришли в Рафидим и не было воды, евреи не только стали уже роптать, как прежде, но готовы были употребить насилие. (4) Возопи же Моисей ко Господу в молитве своей: «Что сотворю? еще мало, людие сии побиют мя камением, и не избавлюсь от рук их, если не дам воды, которой просят у меня». Моисей пред глазами старейшин народных источает воду из Хорива. И поскольку говорили: (7) «Аще в нас Господь, когда нет у нас воды утолить жажду», то воды, источенные пред глазами старейшин народных, давали разуметь, что действительно есть в них Господь. Евреи забыли прежние чудеса и искушали Бога, требуя чудес новых. Хотя были у них перед глазами чудеса постоянные, облако, столп, манна, крастели, однако же поскольку чудеса эти продолжались много времени, то евреи не почитали уже их и чудесами и потому чудесами новыми хотели искусить: Аще есть в них Господь или ни.

После этого (8) прииде Амалик воевать с евреями. Против амаликитян ополчился Иисус, а Моисей восшел на гору, и (9) жезл Божий в руце его. Жезл этот Моисей имел в руках тогда только, когда творил знамения и чудеса, чтобы уразумел ты тайну креста, силою которого и Моисей совершал все чудеса. С Моисеем взошли на гору Аарон и Ор, который, как говорят, был муж сестры Мосеевой. (11) Егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль и побивал сопро-тивные народы, во множестве пришедшие на брань с евреями. Егда же опускаше руце, одолевали сопротивные народы и побивали тех, которые постоянно роптали на Бога и на Моисея. Моисей воздвижением рук и жезлом у груди явственно изображал знамение креста. Иисус трудился на поле битвы, а Моисей молился на горе. Когда народ видел, что Моисей опускает руки, тогда нападал на него ужас и бежал он от лица врагов, а когда воздвизал Моисей руки, тогда народ укреплялся и наступал на врагов. (14) И рече Господь к Моисею: «Впиши сие на память в книги и вдай Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову. Напиши, чтобы знали все народы, устрашились и не дерзали вступать с вами в брань, а амаликитяне покаялись и тем

отвратили от себя грозное определение суда». (15) Я созда Моисей алтарь и прозва имя ему: Господь показал опыт, т. е. Бог на Амалике, народе самом воинственном, показал всем народам, менее его сильным, что если вступят в брань с евреями, то будут побиты, как амаликитяне. Хотя народы эти явно видели, что в Божиих руках и спасение их и погибель, однако же не просили десницы у евреев в знак мира. И потому Бог говорит израильтянам: «Дайте десницу свою городам, прежде нежели вступите с ними в брань». (16) И се рука Господня на престоле, т. е. рука Господня на престоле суда, какой воздвиг Бог Моисею, и брань у Господа против Амалика из рода в род, т. е пока Амалик будет презрителем Бога.

ГЛАВА 18

(5) И прииде Иофор, тесть Моисеев. (7) Изыде же Моисей во сретение и по обычаю, как кланялся ему, когда был у него пришельцем, и после того, как рукою его совершены были все чудеса, покло-нися ему. (8) Поведа тестю своему вся чудеса, елика сотвори Бог рукою его, желая тем научить его. И кто в продолжение сорока лет, проведенных с Моисеем, не был научен словом его, тот научен теперь повествованием его о чудесах, и говорит: (11) «Ныне уведех, яко велик Господь, сотворивший вам это паче всех богов, которые не могут сод слать того для читателей своих».

Сказал же это Иофор, разумея те замыслы, какие египтянами составлены были против евреев, когда убивали младенцев, чтобы уменьшить число народа их, или когда отказали евреям в плевах, чтобы возбудить их против Моисея, или когда умышляли истребить их в пустыне и вместе со своим отнять у них и не свое. (12) И принес Иофор жертвы Богу, т. е. или действительно принес через Моисея, или только отделил назначенное в жертву, чтобы это принесено было в жертву Богу на месте, какое угодно будет избрать Богу. По совету Иофора Моисей поставил тысяченачальников, стоначаль-ников, пятидесятиначальников и десятоначальников, чтобы они судили народ и облегчали Моисея в трудах. После этого Иофор (27) отыде в землю свою.

ГЛАВА 19

(5) Месяца же третияго, т. е. после сорока пяти дней по исше-ствии из Египта, (3) взыде Моисей на гору к Богу, и сказал ему Бог: (4) Сами видесте, елика сотворих египтянам, т. е. видели те казни, какими поразил на суше и на море, и подъях вас, яко на крилех орлих, «когда путеводил вас облаком», «И приведох вас к Себе в гору сию. (5) И ныне, аще послушаете гласа Моего, будете Ми возлюбленнее всех народов, потому что вас одних избрал Я Себе из всех племен, (б) Будете Ми царство и священники, и язык свят. Из них будут цари, из них будут священники, и все они будут святы», т. е. чисты от всякой скверны языческих народов.

ГЛАВА 20

На горе дает Бог заповеди и говорит: (5) Аз есмъ Господь, от-даяй грехи отец на чада до третияго и до четвертого рода ненавидящим Мене. Бог по долготерпению Своему терпит человека лукавого, и сына, и внука его, но, если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим. (6) И творяй милость в тысящах родов любящим Мя, и хранящим повеления Моя, как и ныне сотворил тебе и народу твоему ради отцов ваших Авраама и Исаака. Все же заповеди, данные евреям, состоят в этом одном законе: что ненавистно тебе самому, того не делай другому. (13) Не убий, чтобы другой тебя не убил. (14) Не прелюбы сотвори с женою ближнего твоего, чтобы тебе не воздано было тем же в твоей жене. (5) Не укради того, что не твое, чтобы другой не украл твоего. (16) Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна, чтобы другой на тебя не свидетельствовал ложно. (17) Не пожелай всего, елика суть ближняго твоего, чтобы другой не пожелал всего, что есть в доме твоем. Смотри же, как прекрасно сказал Господь наш, что в сию обою заповедию висит все пятикнижие (Мф. 22, 10), т. е. закон естественный, изложенный в пятикнижии и у пророков. Но к этим заповедям присовокуплены были и другие законы по различным встретившимся обстоятельствам. (24) Олтарь из земли сотвориши. (25) Не возлагайте железа на камни, да не осквернятся. Это согласно со сказанным: (22) Видесте яко с небесе глаголах к вам. (23) Не сотвористе предо Мною богов златых, или каких бы то ни было. (26) Да не взыдеши по степенен ко алтарю Моему. Вообще же запрещает употреблять тесаные камни, чтобы, обделывая камни для ступеней алтаря, самого алтаря не сделали себе богом.

ГЛАВА 21

В этот-то день постановил Бог законы судебные об обязанностях человека к ближнему. (7) Аще кто продаст свою дщерь в рабыню, и она (8) не угодит пред очима господина своего, и не возьмет ее в жену, как обещался, когда возжелал купить, языку чуждему да не продаст ея, потому что солгал ей после того, как взял ее. (12) Аще кого кто ударит и умрет, смертию да умрет. (13) Впрочем, если кто не злоумышлял, но Бог предаде его в руце его, т. е. настал день смерти его и, когда убивший не имел намерения убить, исполнилась над ним воля Божия, то для такого убийцы избери места убежища. Ибо умерший не по намерению убившего умер не без воли Божией. Бог предал убившему убитого, чтобы не преступал он пределов, положенных волею Божиею, и кончил жизнь как человек смертный. (22) Аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и смерти не произойдет, т. е. младенец еще не получил полного образования и члены его не пришли в надлежащий вид, то виновный должен внести пеню. Если же младенец имел полное образование, (25) да даст душу за душу.

ГЛАВА 23

(18) Да не пожреши на квасе крове жертвы — этим или означается сказанное: «Квас да не явится у вас при заклании Агнца» (Исх. 12, 19), или запрещается смешивать жертвы и кровь жертвы последней проливать на жертву первую, которая была уже заклана и возложена на алтарь.

Ниже да долежит тук праздника до утрия. Напротив того, в сей самый день да истребит его огнь на алтаре. Этим попечением о туке внушается попечение о жертве лучшей.

(20) Се Аз посылаю ангела Моего пред тобою. (22) Послушай его: имя бо Мое есть на нем. Поскольку ангел совершал Божие дело, то этим положено на нем Божие имя.

ГЛАВА 24

(4) И созда Моисей алтарь (5) И посла юноши сынов израилевых, т е сынов Аароновых приготовить тельцов на всесожжение. Ибо для священнодействия не были они еще помазаны.

И когда Моисей (7) прочте книгу завета пред ними и рекоша: Вся, елика глагола Господь, сотворим», тогда окропи люди кровию и рече: «Се кровь завета, в который вы вступили, (3) глаголюще: "Вся, яже глагола Господь, послушаем и сотворим". Этой кровью завета предызображена тайна Евангелия, которая смертью Христовою даруется всем народам.

(9) И взыде Моисей, Аарон с двумя сынам, и седмъдесят от старцев, (10) и видеша Бога И под ногами Его, яко дело плинфы сапфира, и яко видение неба чистотою. Плинфа напоминала евреям о рабстве египетском, сапфир напоминал разделение моря, цвет ясного неба напоминал сказанное им не принимать на себя похотливого вида блудницы (11) Я на старцев не простер руки Своей, потому что призваны были для впадения, а не для пророчества, хотя впоследствии и пророчество им вверено. (12) Я дам ти скрижали каменныя. Дал же им скрижали, написанные перстом Божиим, чтобы чтили они заповеди Божий хотя ради того, что написаны они Богом. (13) Я Моисей и Иисус взыдоша на гору. (16) Я воззва Господь Моисея в день седмый из среды облака. И весь дом израи-лев видел славу Господню.

ГЛАВА 25

В эти дни Бог дал Моисею повеление об устроении скинии, из чего и как должно ее устроить, какие должны быть сосуды святилища; дал повеление о священном мире, о фимиамах и о жертвах священнических. Когда же Бог говорит Моисею: (9) Сотвориши по всему, елика Аз покажу тебе, образ скинии, тогда предварительно называет уже скинию образом и скиниею временною, давая тем разуметь, что она прейдет и даст место Церкви Христовой, которая, как совершеннейшая, пребудет вовек. А чтобы евреи чтили скинию как образ скинии небесной, говорит: (22) «Там буду являться тебе и возглаголю тебе сверху очистилища». Сверху, из среды двух херувимов, исходил глас Божий к священнику, входившему туда однажды в год.

ГЛАВА 27

(20) И да возмут тебе елей от масличия для возжения светильников. Этим изображается учение Распятого, ибо всякий другой елей не от масличия означает учения чуждые. А что (21) Аарон и сынове его возжигали светильники вне завесы от вечера даже до утра, это изображает израильских священников, приносивших жертвы вне Церкви Христовой, и также пророков, бывших до явления Солнца правды, ибо, когда воссияло утро с пришествием Господа нашего, тогда прекратилось и кончилось служение светильников.

Сказанное же: Агнца единаго да сотворивши рано, и второго агнца да сотвориши в вечер (29, 39) — указует на закланнаго за нас Агнца Божия И еще, Агнец заколаемый утром, означает праведников, а Агнец, заколаемый вечером, — кающихся грешников, за которых и умер Христос.

И еще, Бог сказал Моисею о составе мира: «Я ты возми ароматы самые лучшие: смирны избранной и киннамона, кассии и елея от маслин» (30, 23-24). Эти четыре вида аромата означают четыре стихии, из которых сложилось тело Бога Слова.

ГЛАВА 28

(6) Ефод золотой, сделанный из синеты, багряницы и червленицы прядены и виссона сканаго, изображает Еммануила. (7) Два нарамника у ефода изображают или народ Божий и народы языческие, или апостолов и пророков, или горние и дольние силы. (9) Два камня смарагдовые, на которых написаны имена сынов израилевых и которые возложены на ефод, означают два завета. (39) Хитон висонный означает ризу правды. Пояс, дело пестрящаго, означает препоясание правды и опоясание истины, которыми удерживается душа от помыслов земных. И прикрепили снур. Снур этот означает любовь. И сотвори венец от злата (39, 30). Венец, знамение победы, означает победу Христову, и сказано о нем: Сотвори от злата чиста, потому что Христова победа совершенна и решительна.

(15) Сотвориши слово (наперсник) судное (16) четвероугольно и сугубо; пяди долгота его и пяди широта его; (17) и нашивши на нем швение каменное в четыри ряда. Ряд первый — сардий, и топа-зий, и смарагд; (18) ряд второй — анфракс, и сапфир, и адамант; (19) ряд третий — лигирий, и ахат, и аметист; (20) ряд четвертый — хризолиф, и вириллий, и иаспис Четыре ряда камней изображают четыре сонма чинов в духовном Израиле, а цветом камней указуются вид, достоинство и служение этих чинов. Камни эти нашиты были на слово судное и возлагались на перси первосвященника в означение того, что, как знаки эти были близки к персям первосвященника, так и все помышления всякого разумного существа близки ведению Еммануила. А тем, что первосвященник носил слово судное на персях, таинственно означается, что Еммануил есть Судия живых и мертвых. На краях рядов были гранатовые яблоки и между яблоками — золотые звонцы. Эти яблоки означают народы языческие, а звонцы — апостолов и учителей Церкви, которые проповедуют и назидают. И еще, в яблоках видим, что языческие народы поддерживаются Сыном, а в звонцах узнаем, что оглашающий Церковь Еммануилову глас евангелистов и проповедников есть самый чистый из всех чистых гласов.

Повторением же повествования о всех утварях скинии, об устроении кивота, трапезы, светильника и всего прочего дается разуметь, что, когда Еммануил приидет во славе Своей и сядет на престоле царства Своего, тогда откроется дело всякого человека и каждому по делам его, с какими предстанет на суд, назначено будет свое место в умопредставляемой скинии. Которые принесут дела милосердия, как золото, те войдут во внутреннюю скинию, а которые принесут пост и молитву, как серебро, те будут следовать за первыми — так же и всякий по житию своему получит приличное ему место.

ГЛАВА 29

(1) И да возмеши тельца единого от говяд, (2) и хлеб пресный, и пресные лепешки, смешанные с елеем, и пресные блины, помазанные елеем, (3) и да вложиши я в кош. (13) И да возмеши весь тук, иже на утробе, и препонку печени, и обе почки. Принесение в жертву тельца, овна и агнца показывает три степени в усовершении святых и в уготовании совести. Первая степень принадлежит достигшим высоты; вторая, средняя степень принадлежит тем, которые ниже первых, третья же, низшая степень принадлежит новоначальным. Телесною величиною жертвенных животных изображается степень духовной крепости; телец, как животное всех большее, изображает наибольшую крепость; агнец же, как животное наименьшее, — меньшую крепость. Пресные лепешки означают чистую и нековарную жизнь; блины, помазанные елеем и испеченные на сковороде, знаменуют веселие и сладость жизни святых. Хлеб пресный изображает жизнь непорочную. Почки суть образ различения помыслов, потому что почки в теле служат к отделению соков. Тук на почках означает душевные действия и движения помыслов. О туке печени говорят, что в печени начало похотливости, а потому надлежит приносить Богу тук на печени и на утробе, как самый источник всякого похотения.

(20) Кровию агнца окропи край уха деснаго у Аарона и сынов его и персты десной их руки и десной ноги. Кровь агнца, которою окропляются уши, означает святость совершенных; окроплением рук

означается чин праведников, а окроплением ног — чин кающихся. Иные под образом ушей разумеют существа небесные, под образом рук — существа земные, а под образом ног — смертные тела. И еще говорят, что уши означают послушание и повиновение, руки — совершение добрых дел, ноги — стремление к добру. Приметь, что алтарей три: один — тот, который теперь у нас, второй — небесный, который ожидает нас, и третий — престол суда для наказания грешных. (40) Десятая часть пшеничной муки, смешанной с елеем, означает плоть Еммануилову, в которой нет духовных отребий, потому что она не причастна греху. (39) Да, сотвориши агнца единого рано и втораго агнца да сотвориши в вечер? Тот и другой агнец изображает Спасителя нашего. В агнце, заколаемом поутру, изображается заклание Христа за святых, а в агнце, заколаемом ввечеру — заклание за грешников. (40) И возлияние четвертую часть Ина единому овну. Здесь разумеются четыре стихии в плоти Еммануиловой, из которой источено святое возлияние, освящающее окропляемых.

ГЛАВА 30

(18) Сотвори умывальницу медяну. Умывальница эта, поставленная для умовения между скиниею и алтарем, изображает духовную баню, в которой душа, омываясь от грехов, приуготовляется ко вхождению во внутреннюю скинию.

(23) И ты возми ароматы самые лучшие: смирны избранной пять сот, и киннамина, и кассии, и трости благовонныя, и елея от маслин Ин. Это есть образ вочеловечения Еммануилова, Которого плоть сложена из четырех стихий, и образ того, что все заключено в Еммануиле. В этом видны также пять умосозерцаний: Творец; существа разумные; существа, одаренные чувством; существа, подлежащие чувствам, и, наконец, время всех тварей. (32) Мира, подобного этому, да не сотворите сами себе, потому что Еммануил един. (34) Возми себе ароматы, стакти, ониха, и халвана, и Ливана. И этим также изображается Еммануил, Который призывает всех святых тещи в воню мира Его (Песн. 1, 3), обновляет их Собою и, со делав сообразными Себе, вводит в единение с Собою.

ГЛАВА 32

(1) И видевше людие, яко умедли Моисей снити с горы, принуждаху Аарона: Сотвори нам боги, иже пойдут пред нами. (2) Моисей бо, сей человек, иже изведе нас от земли Египетския, не вемы, что бысть ему. «Разве Моисей не при вас взошел на гору, не пред вашими очами вступил в облако? Идите на гору и, если не найдете ни Моисея, ни Иисуса, делайте, что вам угодно. Если с вами манна, с вами крас-тели, с вами столп и облако, то как нет с вами Моисея, когда с вами все, что сделано его рукою?» Аарон препирался с народом, но увидел, что и его хотят побить камнями, как побили Ора, к которому Моисей, восходя на гору, повелел народным старейшинам до возвращения своего с горы ходити на суд (Исх. 24, 14). Ибо после этого об Оре уже не упоминается, почему и говорят, что во время возмущения против Аарона при слиянии тельца Ор умерщвлен, как воспрещавший евреям изменить Богу. Поэтому Аарон, чтобы избежать смерти и чтобы евреи не подверглись наказанию за убиение его и вместо одного тельца не сделали себе многих богов и не возвратились к Египту, хотя бы и не вошли в самый Египет, с хитрым намерением посылает принести усерязи жен своих, надеясь, что жены или жалея серег своих, или из любви к Богу отклонят мужей от с линия тельца. Однако же написано: (3) «Изъята вси людие усерязи златы, яже во ушесех их, и принесоша к Аарону». Как дороги им были серьги, когда брали их у египтянок, так и теперь дорог стал телец, так что на слияние его отдают и серьги свои. Художники взяли золото, сделали болван и слили тельца, и все (4) сказали: «Вот бог твой, который извел тебя из земли Египетской». Так евреи отвергли Бога, Который сотворил для них все чудеса на море и на суше, и тельцу, которого возлюбили, приписали то, чего он не сделал. И сказанное, что Аарон, устрашившись, создал тельцу алтарь, делает вероятным, что Ор был умерщвлен, когда народ заставлял их священнодействовать пред тельцом. Но Аарон, чтобы продолжить время до возвращения Моисеева с горы, говорит: (5) праздник Господень утре. (6) И, обутренневав, приносят тельцу жертвы. Те самые, которые ели манну, пили воду, источенную Моисеем, и были под облаком, теперь восташа играти пред тельцом. (7) И рече к Моисею, т. е. Бог истины сказал богу народа: Беззаконноваша, людие твои, ихже извел ecu из земли Египетский. (8) Сотвориша себе тельца, и реша: (9) сей бог твой, иже изведе тя из Египта. Бог открывает это Моисею, чтобы побудить его к молитве. Почему, вместо того чтобы сказать: «Удержи Меня, чтобы не погубил их», говорит: (10) Остави Мя, и потреблю их. Ибо, если бы Бог хотел погубить народ, то не открыл бы народного грехопадения тому, кто готов был ходатайствовать за народ. А потому, если Бог открыл Моисею, то это самое показывает, что не был намерен погубить народ. Таким образом, Бог сперва Сам вознамерился простить евреев, а потом и Моисея побудил молиться за них. Но, чтобы грех прощен был не даром и чтобы прощение не послужило к большему вреду, Бог открывает Моисею, что погубит народ, чтобы, когда Моисей принесет за них молитву и грех будет прощен, и само прощение было многоценнее в глазах евреев, и молившийся за них возвысился в их мнении. Когда же Моисей молитвою своею и воспоминанием об отцах их умилостивил Бога на горе, тогда вместе с Иисусом (15) возвра-тився Моисей, сниде с горы: и две скрижали в руку его. (17) Я рече Иисус: глас ратный в полце. Если бы Иисус до этого времени был в стане, то не сказал бы этого, потому что знал бы о слиянии тельца. Не сказал бы также этого, если бы он был при Моисее, потому что слышал бы, что Бог сказал Моисею: Беззаконноваша людие твои. Поэтому Иисус не был ни с Моисеем, ни с народом, но оставался между Моисеем и народом, т. е. семь дней пребывал вместе с учителем, а после того, как воззвал Господь Моисея, остался уже один, без учителя.

(19) И егда приближашеся Моисей к полку, узре тельца и лики, и сокруши принесенные с горы скрижали под горою. Ибо к чему были бы заповеди народу, который Законодателя променял на тельца? Поскольку же Моисей не знал, кем слит телец, то (20) сожже тельца, и сотре его, и разсыпа прах его по воде, и напои ею люди; и виновные в слиянии тельца опухли от праха этого тельца. Ибо, хотя серьги давал весь народ, однако же были и такие, которые сделали это из страха, как и сам Аарон из страха создал алтарь тельцу Поэтому прах тельца произвел опухоль в тех только, которые измыслили это дело и других побудили требовать исполнения.

(26) Ста же Моисей во вратех полка и рече: аще что есть Господень да идет ко мне; снидошася убо к нему ecu сынове Леви-ины. (27) И рече им: сия глаголет Господь Бог израилев: препояши-те кийждо свой меч при дебре. Бог не говорил этого Моисею, хотя изрек и большее, прежде нежели умилостивлен был Моисеем. Ибо, после того как умолен был Моисеем, сказано: И умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людем Своим. Моисей на горе — молитвенник, а под горою — каратель; пред правосудием он — уми-лостивитель, а в стане — ревнитель, потому что, наказывая, исполняет Божие определение. Пройдите и возвратитеся от врат до врат сквозе полк и убийте кийждо брата своего, и кийждо ближняго своего, и кийждо соседа своего, т. е. убивайте всех, на ком видно знамение тельца, сродник ли это или ближний, брат ли, сын ли, отец ли. (28) И сотвориша сынове Левины, якоже глагола им Моисей, и паде от людей в той день до трех тысящъ мужей.

(31) И возвратися Моисей ко Господу Богу, и рече: «Истинно согрешиша людие сии грех велик. (32) И ныне остави им грех их: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал ecu. Лучше для меня лишиться будущей жизни, нежели видеть гибель народа сего». Моисей, прося себе смерти за народ, изобразил тем смерть Сына Божия, восприятую за все народы. (34) И се Ангел Мой предъидет пред тобою, т. е. пойдет пред тобою вместо меня ангел. И в день посещения Моего рукою посещу на них грехи их. Этим не только ободряет, но предостерегает и устрашает народ. Се Аз посылаю Ангела Моего пред тобою, остерегайся его, имя бо Мое на нем (23, 20 — 21). Поскольку он исполняет Божие дело, то на нем имя Божие.

ГЛАВА 33

(18) И глагола Моисей ко Господу: «Покажи ми славу Твою, и познаю Тебя. Тем, что сделаешь для меня теперь, удостоверь и в отдаленном, что сделаешь для меня после». (19) И рече Господь: «Аз проведу пред тобою все блага Мои, т. е. славу Мою, сколько в состоянии видеть очи твои. И помилую, егоже помилую; и ущедрю, егоже ущедрю, т. е. не весь народ и не весь сонм. (20) Не возможеши виде-ти лица Моего, потому что человек, увидев лице Мое, не может уже оставаться в сей жизни. (22) Егда же прейдет слава Моя, положу тя в разселине, камене. Расселиною камня именуется сонм сынов Церкви, которой дан духовный закон. (23) Отыму руку Мою, и узриши задняя Моя». Этим иносказательно предвозвещается, что Церкви дано будет рукоположение священства. И узрищи задняя Моя — здесь говорится о вочеловечении Еммануила и возвещается лицезрение Того, Кто по Божескому естеству Своему невидим.

ГЛАВА 34

И говорит Моисей Господу: (7) «Храняй милость в тысящи родов. Ибо роду нашему сотворил Бог, что за много веков обещал отцам нашим. (12) Да не завещавши завет седящим на земли, чтобы они не прельстили вас ложным богопочтением своим, и не прельстили дочерей ваших, не прельстили сынов ваших. Смотри, чтобы народ твой не прилепился к тем народам, которых истребления просишь у Меня. Смотри, чтобы народ твой не вступал с ними в супружеские союзы. (19) Всяко разверзающее ложесна, мужеск пол, свято да наречется». Этим означаются крещаемые и сохраняющие печать крещения и дается разуметь, что они навсегда святы Господу. (26) Да не свариши козленка во млеце матери его — это значит: если кто из язычества или иного заблуждения обратится к познанию истины, то не укоряй его за прежние нравы, заблуждения, за прежние обычаи отцов его. Называет же такового козлом, как пришедшего от страны грешных, от страны шуей, а матерью называет прежнюю его веру и прежнее имя. По другому смыслу козленок седмъ дней да будет у матери, в осьмый же день да отдаси Мне (Исх. 22, 30).

Олтарь из земли сотвориши; аще же олтарь от камений сотво-ршии, да не возложиши сечиво на камень, да не осквернится (Исх. 20, 24 — 25). Этим научает, что Богу должно приносить жертву смиренного духа и хвалы, приносить произвольно, а не принужденно. Ибо угодно Богу, чтобы всякий человек по воле своей себя самого устроял в храме и олтарь Богу. Неугодно же Богу, когда к добрым делам приступаем по неволе, подобно камням, которые с помощью сечива и секиры обделываются и употребляются на строение. Повелевая же сооружать алтарь из земли, разумеет плоть нашу, которая из земли и должна быть приносима в жертву Богу по предварительном очищении ее благочестивыми трудами.

После этого Моисей сходит с горы и (29) не ведяше, яко прослави-ся зрак его. Моисею не было нужды знать о своем прославлении, но нужно было, чтобы народ знал об этом прославлении и видел оное. Моисей восшел на гору семидесятилетним, а сошел юным, восшел сыном Адамовым, а сошел первозданным Адамом — не Адамом, которого соблазнил змий вкусить плода, но таким Адамом, каким был он, пока не соблазнил его змий. Моисей возлагаше покров на лице свое, когда говорил народу, что было ему повелено; и те, к кому обращал он речь, должны были потуплять глаза в землю, потому что не могли взирать на славу его. Это давало разуметь самому Моисею, что если сыны народа его не могли взирать на лице его по причине славы, то тем более не мог он взирать на славу величия Божия.

ГЛАВА 36

Все тайны скинии в смысле духовном проповедуют нам о Творце и о тварях Его. (8) Десять покровов виссонных суть первое умосо-зерцание существ разумных, (14) одиннадцать покровов волосяных — второе умосозерцание существ разумных; (15) покров из червленых агньчих кож — третье умосозерцание. И эти три умосо-зерцания суть умосозерцания существ разумных и бесплотных. (19) Верхний покров из кож синих есть четвертое умосозерцание существ разумных, облеченных плотью. Самое же высшее умосозерцание, т. е. умосозерцание Творца, представляет кивот, поставленный во Святая святых прямо против двери. (23) Двадцать столпов (24) и сорок стоял на стороне полуденной — всех числом шестьдесят, (25) и такое же число столпов и стоял на стороне северной представляют военачальников, князей и правителей. О таковом числе упоминает и премудрый Соломон в Песни Песней, говоря: Се одр Соломон, шестьдесят сильных окрест его (Песн. 3, 6). Бывшие в скинии (35) три завесы от синеты и багряницы, и червленицы спрядены, и виссона сканаго: одна распростиравшаяся пред Святая святых, другая — в дверях скинии и третья — в дверях двора изображают Еммануила, потому что через Него соделавшиеся таинниками восходят к умосозерцанию Божества; средние же восходят к видению Божия величия, и, наконец, стоящие вне приближаются к ограде мысленного двора овчаго, по сказанному Господом нашим, что Он есть дверь (Ин. 10, 7): дверь внутренняя для совершенных, дверь средняя для праведных, дверь внешняя для кающихся.

ГЛАВА 37

И сотвори Веселеил кивот из древа негниющаго. Это тайна Емма-нуиловой плоти, которая не подлежит нетлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутръуду и внеуду, означает Божеское естество Слова, которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим. Еще сказано: Сотвори кивоту злат обвод и слия ему четыре колца. В этом можем усматривать Эдем и четыре реки его, или силу чувствования и ощущение всего разумеваемого; стороны кивота указывают на мир видимый и на мир умопредставляемый.

Очистилище над кивотом от злата чиста означает Еммануила; херувимы над очистилищем суть пророки и апостолы. В трапезе представляются пять умосозерцаний: Творец и разумные твари. Два обвода на трапезе указывают нам на мир горний и дольний. Пространство между двумя обводами изображает Еммануила, через Которого имеют между собою общение небесные и земные. Хлеб предложения на трапезе представляет собою тайну жертвы сынов Церкви.

Золотой светильник изображает и показывает нам тайну креста; шесть ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все шесть стран. В яблоках на светильнике таинственно познаем пророков и апостолов, в цветах — ангельские силы, в семи светилах — семь светильников Евангелия или семь очес Господних, призирающих на всю землю (Зах. 4, 10).

ГЛАВА 40

В то время, когда сооружена была скиния, облако, осенявшее евреев, низошло на скинию, и в саму скинию и (34) славы Господни исполнися скиния. (35) И не можаше Моисей внити в скинию, яко осеняше над нею облак, т. е. облако так наполняло собою скинию, что не оставалось там воздуха, необходимого для дыхания. (37) Аще не взыдв-облак, не воздвизахуся до дне, в оньже взыдет облак, т.е., когда облако восходило над скиниею, тогда сыны израилевы

уготовлялись в путь и облако было для них путеводителем, а когда облако остановилось, тогда всякий ставил шатер свой под сенью его. (38) Облак бо Господень бяше над скиниею в день, и огнь бяше над нею в нощь пред всеми сынами израилевыми во всех путешествиях их. Огненный столп, бывший над скиниею, во время ночи освещал и внутренность скинии.