Епифаний и его «Панарион»
Епифаний родился в период между 307 и 320 гг. (по другим данным — в 332 г.) в Безандуке около Элевтерополиса Палестинского. Предполагается, что по национальности он был евреем и, в раннем детстве потеряв родителей, воспитывался в семье богатого еврея по имени Трифон. В шестнадцатилетнем возрасте перешел из иудаизма в христианство и удалился в монастырь в Египет. Спустя четыре года вернулся в Палестину и основал вблизи родного города монастырь, которым и управлял долгие годы. В 367 г. Епифания избрали епископом Константии (древнего Саламина) на Кипре. На почве общих аскетических воззрений был близок с Иеронимом. Скончался в 403 г. на пути из Константинополя на Кипр.
По словам протоиерея Георгия Флоровского, «у Епифания был крутой и властный темперамент, не смягченный чуткостью и благоволением, и при всем своем благочестии он не умел служить делам мира. Он не был богословом, но любил судить о вере. В историю богословия он входит именно как подозрительный критик и обличитель. И в этом качестве заслуживает внимания, — более всего по своему участию в оригенистических спорах».
Главные сочинения Епифания посвящены ересеологии. В частности, книга «Панарион» (латинское название — Adversus haereses, т. е. «Против ересей»), составленная в 374/5–376/7 гг., представляет собой объемный разбор и обличение многочисленных ересей. Греческое слово πανάριον означает ящик или ларец, и в данном случае подразумевается, что это — ящик с противоядием от ересей.
К сожалению, Епифаний не отличался скептичностью ума и слишком часто поддавался подозрительности и страсти. В греческой философии разбирался он плохо и смешивал, например, пифагорейцев и перипатетиков, Зенона Элейского и Зенона Китионского... К дурным слухам он был слишком доверчив. Догматическая ограниченность заставляла его настораживаться при всяком разногласии даже в мелких вопросах. К Оригену Епифаний относился с ужасом и отвращением и в его учении видел заблуждение, «худшее всех ересей».
Поскольку Епифаний не имел философского образования, не изучал систематически и самой теологии, многое писал по памяти и по слухам, то нет ничего удивительного, что в его ересеологических сочинениях множество ошибок и неточностей, особенно в хронологии. Лишенный исторического чутья и беспристрастия, Епифаний, например, считает, что «вера первых людей имела образ христианства, была такою же, как открылась впоследствии». Адаму и всем праведникам до Авраама он приписывает ведение Троицы. Число ересей Епифаний искусственным путем сводит к восьмидесяти (ср. Песн.6:8), а потому в его классификации много неточностей и сомнительных разграничений одной религиозной школы на две и более. Говоря о Епифании, Ренан отмечает, что «нет ничего более спутанного, как система этого отца церкви, сбиваемого с пути своим ортодоксальным фанатизмом». Поэтому «Панарион» весьма важен как свод ересеологических фактов, но пользоваться сообщениями Епифания нужно с большой осторожностью.
В основу данного издания отрывков книги «Панарион» положен перевод Московской Духовной Академии: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Ч. 1–5. — М., 1863–1882. Однако многие места мною сверены и исправлены по грекоязычному изданию: Epiphanius, ed. K. Holl, Bände 1–3: Ancoratus und Panarion // Die griechischen christlichen Schriftsteller 25, 31, 37. Leipzig: Hinrichs, 1915–1933. В частности, по этому изданию мною восстановлены те места, которые МДА оставила без перевода и просто опустила, т. е. купюры, до сих пор не представленные на русском языке.
Руслан Хазарзар
Вперед
|