Изречения Секста
Перевод В. Зацепина
(157) […] – это знак невежества.
(158/59) Люби правду, а с ложью обращайся, как с отравой.
(160) Пусть придет верное время для твоих слов.
(161/162) Говори, когда не подобает молчать, но веди речь лишь о вещах, которые знаешь, (и только) тогда, когда следует.
(163а) Слово, не вовремя сказанное – свойство нечестивого ума.
(163b) Когда подобает действовать, не используй слов.
(164а) Не стремись говорить первым посреди толпы.
(164b) Есть дар говорить, и есть дар молчания.
(165а) Лучше для тебя быть побежденным, говоря правду, чем победить обманным путем.
(165b) Обманом побеждающий терпит поражение от правды.
(165с) Лживые слова свойственны злым людям.
(165d) Ложь может быть необходима только в случае большого потрясения.
(165е) Если присутствует кто-либо, когда ты говоришь правду, даже если ты (после?) лжешь, нет в том греха.
(165f) Не обманывай никого, особенно того, кто нуждается в совете.
(166) Праведен тот, кто первенствует во всех добрых делах.
(167) Мудрость ведет душу в обитель Бога.
(168) Нет у правды родственников, кроме мудрости.
(169) Невозможно для верующего привязаться ко лжи.
(170) Кто труслив и раб по природе, не сможет стать соучастником в вере.
(171а) Когда ты исполнен веры, то, что подобает сказать, имеет не большую цену, чем (то, что следует) выслушать.
(171b) Когда ты состоишь в общении с верующими, желай более слушать, чем говорить.
(172) Любитель удовольствий во всем бесполезен.
(173) Если нет (у тебя признания) греха, не говори тогда и о Боге.
(174) Грехи невежд – это позор для их учителей.
(175) Те, кто своими речами посрамляет имя Божие, мертвы перед Богом.
(176) Мудрец – творящий добрые дела в согласии с Богом.
(177) Пусть твоя жизнь подтверждает твои слова перед теми, кто слушает.
(178) Что неправильно делать, то даже не обдумывай совершать.
(179) Что не желаешь, чтобы произошло с тобой, не делай сам этого.
(180) То, что делать постыдно, также […].
(строки 17-26 отсутствуют)
(307/08) Мудрец тот, кто хвалит Бога перед людьми, и Бог более высоко ценит мудреца, чем свои собственные труды.
(309) После Бога, никто не свободен более, чем мудрец.
(310) Все, чем Бог владеет, принадлежит и мудрецу.
(311/12) Мудрец участвует в царстве Божием; злой человек не желает, чтоб свершился промысел Божий.
(313) Злая душа убегает Бога.
(314) Все плохое враждебно Богу.
(315) Мыслящее в тебе - признайся себе, что это (и есть) человек.
(316) Где твоя мысль, там и твоя добродетель.
(317) Не ищи добродетели в плоти.
(318) Не наносящий вреда душе не принесет его и человеку.
(319) Вторым после Бога воздай почести мудрецу, ибо он – слуга Божий.
(320) Сделать тело бременем для души – это гордыня, но мягко сдерживать его (желания) при необходимости – это благословенный дар.
(321) Не становись повинным в собственной смерти. Не имей зла на того, кто исторгнет тебя из (твоего) тела и лишит жизни.
(322) Если некто по злоумышлению лишает жизни мудреца, он скорее делает последнему добро, ибо мудрец освобождается от оков.
(323) Страх перед смертью печалит человека по причине невежества (его) души.
(324) Для тебя было бы лучше, если бы смертоубийственный меч никогда не поднимался; но когда он занесен, скажи себе, что он не существует.
(325/326а) Некто, говорящий: "Верую", если притворяется даже долгое время, не восторжествует, но будет повержен; каково твое сердце, такова будет и твоя жизнь.
(326b) Сердце, полное Богом, есть источник благословенной жизни.
(327) Тот, кто будет злоумышлять против другого, он первый же […].
(328) Не дозволяй человеку неблагодарному причинить тебе, чтобы ты отвратился от добрых дел.
(329) Не помышляй про себя, что вещи, о которых тебя попросили, (и) ты дал без промедления, имеют большую ценность, чем получивший их.
(330) Ты будешь владеть большим имуществом, если по доброй воле даешь нуждающимся.
(331) Убеждай брата бесчувственного не быть бесчувственным; если он безумен, защити его.
(332/334) Стремись ревностно побеждать каждого в благоразумии; сохраняй самодостаточность.
(333) Ты не обретешь понимания, прежде чем не постигнешь, что сам (им) обладаешь. Во всем сказывается эта мудрость.
(335) Члены тела – бремя для тех, кто их не использует.
(336) Лучше служить другим, чем делать других своими слугами.
(337) Тот, кого Бог не избавит от тела, пусть не обременяет себя.
(338) Не только не держись мнения, в котором нет пользы нуждающимся, но и не преклоняй слух свой к нему.
(339) Без уважения дающий совершает поругание.
(340) Если ты будешь защитником сирот, ты будешь отцом множества детей (и) Бог возлюбит тебя.
(341) Если кому ты служишь из уважения, (сознай)- ты служил ему из-за денег.
(342) Если ты дал что-то, что делает честь тебе […], ты давал не человеку, а ради своего удовольствия.
(343/344) Не вызывай гнева толпы. Знай, в таком случае, что подобает делать удачливому человеку.
(345) Лучше умереть, чем омрачать душу неумеренностью чрева.
(346) Помысли, что тело – это облачение твоей души; поэтому сберегай его в чистоте, ибо оно невинно.
(347) Что бы ни совершала душа, находясь в теле, она имеет свидетелей, когда предстанет на суде.
(348/49) Нечистые демоны притязают на запятнанную душу; праведной (и) доброй душе злые демоны не смогут причинить препятствий на пути к Богу.
(350) Не делись словом Божиим с каждым.
(351) У тех, кто испорчен славой, нет доверия к речам о Боге.
(352/353) Для нас представляет немалую опасность говорить правду о Боге; не говори ничего о Боге, прежде чем не выучишься от Него.
(354/56) Не говори о Боге с безбожником; если ты осквернен нечистыми делами, не говори о Боге.
(357) Истинное слово о Боге есть (само) слово Божие.
(355) Слова о Боге говори так, как если бы ты находился в присутствии Бога.
(358) Если, прежде всего, твой ум убежден, что ты возлюблен Богом, тогда говори о Боге с любым, с кем пожелаешь.
(359) Пусть твои благочестивые дела предшествуют всякому слову о Боге.
(360) Не возжелай говорить о Боге с толпой.
(361) Будь (более) осторожен в речах о Боге, (чем) о душе.
(362) Лучше лишиться души, чем небрежно ронять слова о Боге.
(363а) Ты зачинаешь тело боголюбивого человека, но не сможешь властвовать над его речами.
(363b) Лев также властен и над телом мудрого; над телом же властен и тиран - но только над ним одним.
(364) Если тиран угрожает тебе, тогда, особенно, помни о Боге.
(365) Кто обращает слово Божие к тем, для кого оно – не закон, предает Бога.
(366) Лучше для тебя молчать о слове Божием, чем говорить безрассудно.
(367/368) Говорящий ложь о Боге лжет Богу; человек, который не может сказать ничего истинного о Боге, оставляется Богом.
(369) Невозможно тебе знать Бога, если ты не поклоняешься Ему.
(370) Человек, делающий кому-либо зло, не сможет поклоняться Богу.
(371) Любовь в человеке – начало обожения.
(372) Заботящийся о людях и в то же время молящийся за всех них – (такой человек) есть правда Божия.
(373/374) Дело Бога – спасать тех, кого он захочет; в то же время, дело благочестивого – умолять Бога о спасении каждого.
(375) Когда ты молишься о чем-то, и это происходит с тобой по воле Бога, помысли, что ты […].
(376а) Человек, достойный Бога, является Богом среди людей, и он – сын Божий.
(376b) Существует великий, и равно существует тот, что следует за ним по величию.
(377/378) Лучше для человека ничего не иметь, чем, имея многое, не давать нуждающимся; также и ты, если молишься Богу, он не даст тебе.
(379) Если ты, от всего твоего сердца, даешь твой хлеб нищему, невелик твой дар, но велико радение (жить согласно) с Богом.
(380) Тот, кто думает, что никто не находится в присутствии Бога, не имеет смирения перед Богом.
(381) Тот, кто уподобляет свой ум божественному настолько, насколько это возможно, тот человек наиболее почитает Бога.
(382) Бог ни в чем не испытывает нужды, но радуется тем, кто подает нуждающимся.
(383) (Истинно) верующие не говорят много, но дела их многочисленны.
(384) Исполненный веры и любящий учение – вот кто соработник истины.
(385) Приспосабливай (себя) к невзгодам, для того, чтобы […].
(386) Если ты не делаешь зла никому, ты никого не будешь бояться.
(387) Тиран не будет способен отобрать счастье (у мудреца).
(388) Что подобает делать, то делай с охотой.
(389a) Что не подобает делать, не делай никоим образом.
(389b) Лучше обещать все, что угодно, чем сказать: "Я - мудрец".
(390) Признайся себе, что дело, которое ты делаешь хорошо, (на самом деле) Бог делает.
(391) Ни один из тех, кто (глядит) вниз на землю и на (пиршественные) столы, не является мудрецом.
(392) Философ не тот, кто является им по внешности– не такому нужно воздавать уважение, но (подлинный) философ тот, кто находится в согласии с внутренним человеческим.
(393) Охрани себя ото лжи; ибо есть обманывающие и обманываемые.
(394) Знай, кто есть Бог, и знай того, кто мыслит в тебе; человек добрый - это добрый труд Божий.
(395) Несчастны те, по чьей вине хулится слово (доброе).
(396) Смерть не властна сокрушить […]
|