Пророчество Неферти
Пророчество записано па лицевой стороне иератического папируса, хранящегося в Государственном Эрмитаже (№ 1116В). Это сравнительно поздняя копия (XV в. до н. э.) произведения, созданного, очевидно, в конце эпохи Среднего царства (ок. середины XVIII в. до н. э.).
Перевод сделан по изданию: Golenischeff W. Les papyrus hieratiques N 1115, 1116А et 1116B de 1'Ermitage Imperial a St. Petersbourg. St. Petersbourg, 1913, Pis. XXIII—XXV. Перевод и комментарии Петровского Н. С.
Произошло же: был [его] величество царь Верхнего и Нижнего Египта Снефру *, покойный, превосходным царем во всей этой стране.
В один из этих дней пришли должностные лица столицы к фараону,—да будет он жив, невредим, здоров! — чтобы [его] приветствовать, и ушли после того, как они [его] приветствовали сообразно с их ежедневным обычаем. И сказал его величество,— да будет он жив, невредим, здоров! — казначею, который был возле него: «Ступай и приведи мне должностных лиц столицы, вышедших отсюда сегодня после приветствия!» И их тотчас привели. И лежали они снова на своих животах перед его величеством, да будет он жив, невредим, здоров! И сказал им его величество, да будет он жив, невредим, здоров!: «Люди, смотрите, я велел вас позвать, дабы вы сыскали для меня имя вашего сына, который был бы мудр, или вашего брата, который был бы рассудителен, или вашего друга, показывающего (?) добрые дела, который скажет мне несколько добрых слов и избранные изречения — тогда развлечется мое величество, слушая его!»
И они снова легли па свои животы перед его величеством, да будет он жив, невредим, здоров!
И они сказали его величеству, да будет он жив, невредим, здоров! — «Есть великий маг души Исиды1, государь, наш владыка, его имя Неферти. Он неджес2, сильный своей рукой, он — писец, отменный своими пальцами, он — знатный муж, у которого больше веoей, чем у таких, как он, он — владыка изречений... да увидит его его величество!»
И сказал его величество,—да будет он жив, невредим, здоров!: «Ступайте и приведите его ко мне!» Тогда его привели к нему. W он лежал на своем животе перед его величеством, да будет он жив, невредим, здоров! И сказал ему его величество, да будет он ^ив, невредим, здоров!: «Приди же Неферти, мой друг. Да скажещь ты мне несколько добрых слов и избранные изречения — развлечется мое величество, слушая это».
И сказал маг Неферти: «[О чем говорить]: о том, что происходит, или о том, что произойдет, государь, мой владыка?» И сказал его величество, да будет он жив, невредим, здоров!: «О том, что произойдет — вещь сегодня свершается, минуя себя».
Тогда он протянул свою руку к ларцу с подручным [для писания] и взял себе свиток и письменный прибор. И он записал то, что сказал маг Неферти — мудрец Востока, принадлежащий «душе Исиды», на ее востоке3, уроженец Гелиопольского нома*.
Он печалится о том, что произойдет в стране. Он памятует о грозе с Востока, когда придут азиаты в своей силе, когда они ожесточат сердца тех, кто будет на жатве, когда они отнимут упряжки с пахоты.
Он сказал: «Мое сердце содрогается. Да плачешь ты [царь] об этой стране, из которой ты произошел. Молчание — это зло! Смотри, то, что я скажу о ней [стране], заслуживает внимания. Смотри же, будут повержены вельможи в стране, из которой ты произошел. Крепись. Смотри, это перед твоим лицом. Будь стоек относительно того, что перед тобой. Смотри же, будут вельможи подобно стране4: свершится то, что никогда не совершалось. День будет начинаться преступлением; страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе5. Стране будет причинен вред, но пе будут печалиться о ней, не будут говорить, не будут плакать. Чем· будет эта страна, когда солнце закроется и не будет сиять, чтобы смотрели люди? Не будут жить, закрытые тучами, и не будут все [люди] внимать без пего.
Я скажу о том, что вижу6. У меня нет обыкновения предрекать то, что не наступит.
Река [Нил] станет сушей Египта. Через воду будут переправляться пешком и не будут искать воду для судна, чтобы дать ему плыть, ибо его путь станет берегом, а берег — водою...
Южные ветры будут отвращать северные. Не будет неба с одним ветром7.
Родится чужая птица в топях Нижнего Египта, после того как он превратится в болото по соседству с горожанами. Приблизят ее люди из-за недостатка [в пище]. Тогда погибнет то добро рыбных прудов, которые были полны подлежащим потрошению, переполнены рыбой и птицей. Все добро исчезнет. Будет повергнута страна в несчастье из-за [недостатка] пищи8.
Азиаты — кочевники, и па востоке возникнут враги. Азиаты спустятся в Египет из-за отсутствия укреплений и чужеземец будет находиться рядом. Не услышит воинство (?). Будут медлить во вратах (?) ночью. Войдут в укрепления (?). Не сон (?) ли это в моих глазах? Не сплю ли я, говоря, что я бодрствую?
Дикие звери будут пить из потока Египта. Они будут беспрепятственно прохлаждаться на берегах.
Эта страна [Египет] будет хватать и уносить9, и не будут знать о вторжении, которое произойдет10. Это (?) сокрыто в речи. Что значит слышать, будучи глухим? — [это все равно как] молчание перед лицом 11
Я показываю тебе страну, переживающую болезнь — то, что не происходило, произойдет. Схватят боевое оружие и будет страна деить в мятеже. Будут делать стрелы из меди 12. Будут нуждаться в хлебе, [находясь] в крови, будут насмехаться над (?) страданием. Не будут оплакивать умерших13. Не будут спать, голодные из-за смерти 14, так как человек будет беспокоиться лишь о себе. Не будут отращивать волосы [в знак печали] даже на один день. Сердце слабеет (?) перед лицом всего этого.
Будет жить человек, пока он будет сгпбать свою сппну. Один будет убивать другого. Я показываю тебе сына в виде врага, брата в виде противника. Человек будет убивать своего отца. Все уста будут полны: «Пожалей меня!» Все добро исчезнет, так что погибнет страна. Будут устанавливаться законы, которые будут постоянно, нарушаться деяниями. Будут опустошать [все], что найдут. Свершится то, что [никогда] не совершалось. Будут отнимать от человека его вещи и отдавать тому, кто на улице 15.
Я показываю тебе владельца, потерявшим свое имущество 16, а постороннего удовлетворенным. Тот, кто [ничего] не делал,— он будет полон, а тот, кто делал,— пуст. Будут ненавидеть горожан, чтобы заставить их замолчать17. Будут отвечать на речь,· будет рука выходить с палкой. Если скажут: «Не убивай его!», то речь будет восприниматься, как огонь. Не потерпят того, что выходит из моих уст. Будет страна мала, а ее руководители многочисленны; она будет опустошена, хотя ее доходы велики. Зерна будет мало, а мера велика, и будут его отмерять с излишком.
Солнце отойдет от людей. Оно будет светить один час. Не будут ведать, когда наступит полдень. Не будут отличать его тень. Не будут ослепляться, смотря на него. Не будут влажны глаза от воды 18, так как оно [солнце] будет на небе подобно луне, хотя не будет оно пропускать обычное время, и будут его лучи видны по его обыкновению со времени предков...19.
Я показываю тебе страну, переживающую болезнь. Слабый рукой будет владельцем руки20. Будут приветствовать того, кто приветствовал. Я показываю тебе нижнее верхним. [Все] перевернется после переворота. (?) Люди будут жить на кладбище, а бедняки составят [себе] богатство больше, чем... чтобы. существовать. Неимущие будут кушать хлеб, а слуги возвышены.
Не будет Гелиопольский ном местом пребывания какого-нибудь бога [царя]. Это значит: придет царь — южанин. Имени, правогласный, его имя, сын женщины из Передней страны *, уроженец Верхнего Египта. Он примет белую корону и возложит красную корону. Он соединит двойную корону. Он умиротворит Гора* и Сета* тем, что они любят. Он обойдет поле, схватив весло в виде бога (?) 21.
Радуйтесь, люди его времени! Сын мужа увековечит его имя... Замыслившие мятеж бросят свои речи из страха перед ним. Азиаты падут от ужаса перед ним. Ливийцы падут перед его пламенем. Мятежники [предназначены] для его ярости (?), злоумышленники — для его величия, так как урей21 на его челе умиротворит злоумышленников. Построят стены «Властелин, да будет он жив, невредим, здоров!»22, чтобы не дать азиатам спуститься в Египет. Да просят они [азиаты] воду, как обычно, чтобы напоить свой скот. Правда придет на свое место, а неправда будет устранена. Радуйся] тот, кто увидит, тот, кто будет следовать за царем. Мудрец принесет] мне жертву, когда увидит, что то, о чем я говорю, происходит. Пришло это в мире23. Писец [Мех]...
1 Маг души Исиды * — видимо, ученый жрец, наблюдавший за Сириусом, по представлению египтян душой богини Исиды.
2 Неджес—«маленький», представитель класса египетского простолюдья. Неджесы выдвинулись в конце эпохи Древнего царства и, видимо, поддерживали местных правителей в борьбе против центральной власти. В период борьбы за новое объединение при IX—XII династиях их роль особенно возросла, так как неджесы представляли костяк воинства. Неджесы за свою службу одаривались землей, рабами. В Среднем царстве, в конце которого произошло народное восстание, неджесы — представители господствующего класса, хотя сами подразделялись на «неджесов» и «сильных неджесов». К народному восстанию неджесы, как страдающая сторона, относились отрицательно. Об этом говорит неджес Неферти, а в Речении Ипусера сказано: «Неджес говорит: «О, ужас, что мне делать!».
3 Принадлежащий «душе Исиды» на ее востоке — видимо, совершающий свои жреческие функции по наблюдению за Сириусом в каком-то восточном номе.
4 Будут вельможи подобно стране, т. с. в таком же плачевном состоянии.
5 Букв.: без того, чтобы осталось завершение письменной дощечки в ее судьбе.
6 'Букв.: я скажу то, что перед моим лицом.
7 В Египте почти в течение всего года дует ветер с севера и умеряет зной. Предречение Неферти о победе южного ветра сулит большие беды
8 Букв.: из-за той пищи.
9 To есть грабить.
10 Возможно, намек на начавшееся вторжение гиксосов.
11 То есть, видимо, то, что случится, нельзя выразить словами и внят этому, как нельзя заставить слышать глухого.
12 То есть боевые стрелы с медными наконечниками.
13 Букв.: не будут плакать для смерти.
14 То есть не будут поститься после смерти кого-либо.
15 Букв.: тому, кто снаружи.
16 Букв.: в потерях.
17 Букв.: поставят (?) горожан в предмет ненависти, чтобы заставить замолчать речи.
18 То есть не будут слезиться глаза от яркого солнца.
19 В письменной дощечке Каирского музея № 25 224, содержащей несколько строк «Пророчества Неферти», имеется непонятное дополнение 27-й день·. Возможно, это несмытый остаток другого текста.
20 То есть бедняк добьется богатства.
21 Предрекается воцарение какого-то сильного царя, который, вступив на престол, совершит все необходимые церемонии при коронации. Считалось. что урей отвращает врагов от царя.
22 Название линии оборонительных сооружений па востоке Дельты.
23 То есть повествование пришло к благополучному концу.
|